Посланник Аллаха r бредит

Ибн ‘Аббас t передаёт: «Когда предсмертные муки посланника Аллаха r усилились, он сказал: “ Принесите мне письменные принадлежности, и я запишу для вас то, благодаря чему вы не собьётесь с прямого пути”. Однако ‘Умар сказал: “пророк r серьёзно болен, а у нас есть Коран, и этого нам достаточно!” Тут мнения присутствовавших разделились, поднялся шум. Одни говорили: “Дайте ему письменные принадлежности, пусть напишет то, имея что, вы уже никогда не собьётесь с прямого пути!” А другие поддерживали ‘Умара. Тогда посланник Аллаха r сказал: “ Встаньте! [470] ”» [471].

Распространители этого сомнения утверждают, что ‘Умар якобы сказал: «Посланник Аллаха r бредит» [472]. Как следует из версий, приводимых в «Сахихах» аль-Бухари и Муслима, ‘Умар сказал: «Пророк r серьёзно болен». И это соответствовало истине. Предсмертная болезнь посланника Аллаха r действительно была очень тяжёлой. Из хадиса ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) мы знаем, что посланник Аллаха r, собравшись выйти на молитву, несколько раз терял сознание.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт: «Когда во время болезни посланника Аллаха r его состояние ухудшилось, он спросил: “Совершили ли люди молитву?” Мы ответили: “Нет, они дожидаются тебя”. Он велел: “Налейте для меня воды в корыто”».

‘Аиша сказала: «Мы сделали это, после чего он совершил полное омовение и попытался подняться, но потерял сознание. Очнувшись, посланник Аллаха r снова спросил: “Совершили ли люди молитву?” Мы ответили: “Нет, они дожидаются тебя, о посланник Аллаха”. Тогда он опять велел: “Налейте для меня воды в корыто”».

‘Аиша сказала: «И он сел в это корыто, совершил полное омовение и попытался подняться, но снова лишился сознания. Очнувшись, он снова спросил: “Совершили ли люди молитву?” Мы ответили: “Нет, они дожидаются тебя, о посланник Аллаха”. Тогда он опять велел: “Налейте для меня воды в корыто”. И он сел в него, совершил полное омовение и попытался подняться, но снова лишился сознания. Очнувшись в третий раз, он снова спросил: “Совершили ли люди молитву?” Мы ответили: “Нет, они дожидаются тебя, о посланник Аллаха”. И тогда посланник Аллаха r велел передать Абу Бакру, чтобы молитву с людьми провёл он» [473].

Действительно, нашлись люди, которые спросили: «У него бред?» Однако это был не ‘Умар.

‘Абдуллах ибн Мас‘уд t сказал: «Однажды я зашёл к пророку r, страдавшему от сильной горячки, и сказал ему: “Какая у тебя сильная горячка!” Он сказал: “Я страдаю в два раза сильнее, чем любой из вас”. Я спросил: “Это потому, что тебе уготована двойная награда?” Он сказал: “Да” » [474].

Посланник Аллаха r сильно страдал от своей болезни, и когда он сказал, что напишет им завет, ‘Умар, пожалев его, сказал присутствующим, что посланник Аллаха r сильно страдает, и что им вполне достаточно Книги Аллаха.

Слова ‘Умара согласуются со Словами Всевышнего:

«Сегодня Я завершил для вас вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и удовольствовался для вас исламом в качестве религии» [475].

А посланник Аллаха r сказал: «Клянусь Аллахом, я сообщил вам обо всём, что может помочь вам приблизиться к Аллаху, велев вам делать это, и я сообщил вам обо всём, что запретил Аллах, велев вам соблюдать эти запреты» [476].

Таким образом, не осталось в религии ничего такого, чего посланник Аллаха r не разъяснил бы.

Что же хотел написать посланник Аллаха r?

‘Али передаёт: «Мы были у посланника Аллаха r, и он велел мне принести письменные принадлежности, чтобы написать своей общине завет, соблюдая который они никогда не собьются с прямого пути. Однако я испугался, что его дыхание может оборваться раньше, чем я вернусь, и он успеет что-либо продиктовать. Поэтому я сказал: “О посланник Аллаха, я запоминаю и усваиваю”. Тогда он сказал: “Я наказываю вам совершать молитву, выплачивать закят и хорошо относиться к тем, кем овладели ваши десницы”» [477].

Если найдётся человек, который скажет, что сподвижники ослушались веления посланника Аллаха r и не принесли ему то, что он просил, то мы скажем: ‘Али был первым, кто его ослушался, потому что веление посланника Аллаха r было обращено непосредственно к нему. Почему же он не исполнил то, что велел ему посланник Аллаха r? Если сподвижники заслуживают порицания, то начинать следует с ‘Али.

В действительности нет оснований порицать ‘Али или других сподвижников. Во-первых, потому что сам ‘Али объяснил причину своего поступка. Он сделал то, что сделал, опасаясь, что посланник Аллаха r может умереть раньше, чем он принесёт письменные принадлежности[478]. Поэтому ‘Али предложил ему произнести то, что он хотел записать, вслух, чтобы он, ‘Али, запомнил его.

Во-вторых, то, что посланник Аллаха r собирался записать, было для него либо обязанностью, либо желательным действием. Если предположить, что это было обязанностью, тогда нам придётся сказать, что посланник Аллаха r не донёс до нас то, что должен был донести полностью, потому что осталось что-то такое, что он ещё не передал и хотел записать. Однако это очернение посланника Аллаха r и, более того, очернение Всевышнего Аллаха, Который дал нам понять, что Он завершил для нас нашу религию.

Если же люди скажут, что это было для посланника Аллаха r не обязательным, а только желательным действием, мы согласимся с ними в этом.

В-третьих, сподвижники не сделали того, что велел им посланник Аллаха r из жалости к нему, а вовсе не из желания ослушаться его и проигнорировать его веление.

Глава десятая

‘Умар запретил хадж-таматту‘ и временный брак, которые были разрешёнными, так как же он мог запретить то, что разрешил Аллах?

Начнём с хаджа-таматту‘. Предположим, что ‘Умар допустил ошибку, запретив его. Что отсюда следует?

Мы не утверждаем, что ‘Умар был безгрешным, и признаём, что он ошибался, подобно тому как ошибались другие сподвижники и как ошибаются люди вообще. Но вот несколько любопытных сообщений.

Ас-Субайй ибн Ма‘бад сказал ‘Умару: «Я собираюсь совершить хадж и ‘умру вместе (то есть хадж-таматту‘)» ‘Умар сказал в ответ: «Ты следуешь Сунне твоего пророка r!» [479].

Салим передаёт от Ибн ‘Умара, что когда его спросили о хадже-таматту‘, он велел совершать его, а ему сказали: «Поистине, ты противоречишь своему отцу». Ибн ‘Умар сказал: «Отец не говорил того, что вы сказали. Он сказал только: “Отделяйте ‘умру от хаджа”. А вы объявили их совершение запретным, тогда как Всевышний Аллах разрешил их и посланник Аллаха r утвердил их». А когда они начали спорить с ним, он воскликнул: «Что больше заслуживает того, чему следовать – Книга Аллаха или ‘Умар?!» [480].

Итак, что же имел в виду ‘Умар?

‘Умар имел в виду, что ‘умра должна совершаться постоянно, то есть у Ка‘бы всегда должны быть люди, прибывшие для совершения ‘умры. Обычно люди, отправляясь совершать хадж, совершали ‘умру вместе с ним, что и называется хадж-таматту‘, а после этого уже не приходили к Дому. И ‘Умар пожелал, чтобы люди совершали хадж отдельно (хадж-ифрад), а потом предпринимали отдельную поездку для совершения ‘умры, чтобы у Ка‘бы постоянно были поклоняющиеся Всевышнему.

Таким образом, запрет ‘Умара следует понимать как указание на нежелательность, то есть он не был категорическим. Просто он считал, что лучше отделять хадж от ‘умры, и его не за что упрекнуть, тем более, что, как следует из приведённого выше сообщения, ‘Умар не осудил Субаййа, который сообщил ему о том, что собирается совершить хадж-таматту‘. ‘Умар не только не осудил его, но и сказал, что его поступок соответствует Сунне посланника Аллаха r.

А теперь поговорим о временном браке. Запрет заключать временные браки передаётся, как ни странно, от ‘Али. Он сказал Ибн ‘Аббасу, услышав, что тот разрешает временные браки: «Потише, Ибн ‘Аббас. Поистине, посланник Аллаха r запретил вступать во временные браки во время похода на Хайбар, и тогда же он запретил есть мясо домашних ослов» [481].

Вспомним хадисы Салямы ибн аль-Аква‘ и Сабуры аль-Джухани о том, что посланник Аллаха r запретил вступление во временные браки в год покорения Мекки. Эти хадисы приводит Муслим. В одной из версий говорится: «Поистине, ранее я разрешил вам вступать во временные браки. А теперь, поистине, Аллах запретил это до самого Судного дня»[482].

Если исходить из этого, то даже если ‘Умар запрещал вступление во временные браки, то в чём мы можем его обвинить? Разве он запрещал не то, что до него запретил посланник Аллаха r? А посланник Аллаха r запретил это, потому что Всевышний Аллах запретил это. Так в чём вина ‘Умара? Всевышний Аллах сказал:

«…которые оберегают свои половые органы от (удовлетворения страсти) со всеми, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие чего-то сверх этого являются преступниками» [483].

Таким образом, Всевышний Аллах назвал тех, кто удовлетворяет половое влечение любым иным способом, в том числе и путём временного брака, преступниками.

Они приводят в качестве доказательства Слова Всевышнего: «А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение. На вас не будет греха, если вы придете к обоюдному согласию после того, как определите обязательное вознаграждение. Поистине, Аллах — Знающий, Мудрый» [484].

Они также используют в качестве доказательства вариант чтения аята, в котором сказано «до определённого срока». Однако это чтение не утверждённое, оно не входит в десять известных и признанных способов чтения Корана, так как не передаётся достаточным количеством надёжных передатчиков.

Кроме того, этот вариант чтения противоречит хадисам, в том числе хадису ‘Али, хадису Салямы ибн аль-Аква‘, Сабуры аль-Джухани и другим.

Глава одиннадцатая

Обвинение ‘Аиши и Хафсы в неверии

Распространители этого сомнения утверждают, что в аяте «О пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что разрешил тебе Аллах, стремясь угодить своим жёнам? Аллах — Прощающий, Милосердный. Аллах указал вам путь освобождения от ваших клятв. Аллах — ваш Покровитель. Он — Знающий, Мудрый. Вот пророк доверил тайну одной из своих жен. Когда же она раскрыла её, и Аллах открыл это ему, он дал знать о части этого и не упомянул другую часть. Она сказала: “Кто сообщил тебе об этом?” Он сказал: “Мне сообщил Знающий, Ведающий”. Если вы обе покаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону. Если же вы станете поддерживать друг друга против него, то ведь ему покровительствует Аллах, а Джибриль и праведные верующие являются его друзьями. И ангелы помогают ему» [485], утверждается о том, что ‘Аиша и Хафса, супруги посланника Аллаха r, склонились к неверию, то есть стали неверующими. По их мнению, именно об этом свидетельствуют слова Всевышнего

«…ваши сердца уже уклонились в сторону».

‘Убайд ибн ‘Умайр передаёт, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Пророк r задерживался у Зейнаб бинт Джахш, своей двоюродной сестры, и мы с Хафсой договорились, что к кому бы из нас он ни зашёл, каждая из нас скажет ему: “Поистине, я чувствую исходящий от тебя запах камеди. Ты ел камедь?”» И когда посланник Аллаха r зашёл к одной из них, она сказала ему эти слова, и он сказал: «Нет, просто я пил мёд у Зейнаб бинт Джахш, но больше этого делать не буду» [486]. А когда он зашёл к Хафсе, он сказал ей: «Никому не рассказывай об этом. Я же никогда больше этого делать не буду». Однако Хафса рассказала ‘Аише о том, что их план удался, и посланник Аллаха r больше не будет пить мёд у Зейнаб. Тогда Всевышний Аллах ниспослал:

«О пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что разрешил тебе Аллах..?» [487].

Слова Всевышнего «Если вы обе покаетесь перед Аллахом…» означают, что им следует раскаяться в своём поступке и в том, к чему иногда приводит ревность, возникающая между жёнами одного человека.

Что же касается упомянутого в аяте уклонения, то речь идёт о том, что они уклонились от истины, поступили неправильно, совершили ошибку. И это вовсе не указание на то, что они стали неверующими. Да и как же может быть иначе, если они — супруги посланника Аллаха r, относительно которых Всевышний Аллах дал Своему пророку r веление: не разводиться с ними и не заменять их другими? Всевышний Аллах сказал:

«Отныне тебе не дозволено жениться на других женщинах и заменять своих жён другими, даже если их красота поразит тебя. Однако это не относится к невольницам, которыми овладела твоя десница. Аллах наблюдает за всякой вещью» [488].

После этого, согласно достоверным сообщениям, Всевышний Аллах разрешил ему вступать в брак.

Важно отметить, что эта история — доказательство того, что ревность, возникающая между жёнами одного человека, это естественно. Жён посланника Аллаха r можно разделить на две группы. В первую входили ‘Аиша, Хафса, Сафиййа и Сауда, а во вторую — Умм Саляма, Умм Хабиба, Джувайриййа, Маймуна и Зейнаб.

Мусульмане знали, что посланник Аллаха r очень любил ‘Аишу, и когда кто-нибудь из них хотел преподнести посланнику Аллаха r подарок, он посылал ему его именно в тот день, который посланник Аллаха r проводил у ‘Аиши. Тогда группа, возглавляемая Умм Салямой, попросила её поговорить об этом с посланником Аллаха r, чтобы он сделал людям замечание и чтобы они посылали свои подарки во все дни, независимо от того, у кого из жён он находится.

Она поговорила с посланником Аллаха r, но он ничего не ответил ей. Когда остальные жёны спросили её о том, чем закончился её разговор с ним, она сказала, что он ничего не ответил ей. Они снова стали настаивать на том, чтобы она поговорила с ним, и она выполнила их просьбу, но он снова ничего не ответил ей. Они сказали, что она должна предпринимать попытки поговорить с посланником Аллаха r до тех пор, пока не получит от него хоть какой-нибудь ответ. Умм Саляма снова заговорила с ним, и посланник Аллаха r сказал: «Не обижайте меня относительно ‘Аиши. Поистине, никогда не ниспосылалось мне Откровение, когда лежал я под одним покрывалом с женщиной, кроме ‘Аиши!»

Тогда группа жён, возглавляемая Умм Салямой, обратилась к Фатыме, чтобы она поговорила с посланником Аллаха r. Она послала к нему со словами: «Поистине, твои жёны заклинают тебя Аллахом относиться к ним так же, как относишься ты к дочери Абу Бакра». Когда она поговорила с ним об этом, посланник Аллаха r сказал: «Доченька, разве не любишь ты то, что люблю я?»Она ответила: «Конечно». Тогда посланник Аллаха r сказал: «Тогда полюби и её (‘Аишу)». Тогда она вернулась к жёнам посланника Аллаха r и рассказала им обо всём. Они сказали ей: «Поговори с ним ещё раз». Однако Фатыма отказалась.

Тогда они послали к нему Зейнаб бинт Джахш. Она пришла к нему и говорила с ним более жёстко, чем Фатыма. Она сказала: «Поистине, твои жёны просят тебя соблюдать справедливость между ними и дочерью Абу Кухафы!» Она повысила голос и говорила с ‘Аишей жёстко, сказав ей неприятные слова. А посланник Аллаха r смотрел на ‘Аишу: ответит она или нет? ‘Аиша отвечала Зейнаб, до тех пор пока та не успокоилась и не замолчала. Тогда посланник Аллаха r посмотрел на ‘Аишу и сказал: «Поистине, она — дочь Абу Бакра!» [489].

Таким образом, между жёнами посланника Аллаха r происходило то, что часто происходит между жёнами одного человека. Что же касается ‘Аиши и Хафсы, то они действительно совершили ошибку, но эта ошибка не сделала их неверующими.

Глава двенадцатая

Му‘авийа и Зийад

Распространители этого сомнения обвиняют Му‘авийу в том, что он назвал своим братом Зийада, который на самом деле был сыном ‘Убайда ас-Сакафи, и потому Зийада называли сыном Абу Суфйана.

Мы можем сказать им, что Зийад не был сыном ‘Убайда ас-Сакафи. По крайней мере, нет достоверных сообщений об этом. Его называли сыном Сумаййи, потому что он был незаконнорожденным. Его мать совершила прелюбодеяние и родила его. Необходимо подчеркнуть, что его происхождение не было его личным недостатком, поскольку он не был виноват в том, что появился на свет подобным образом. К Сумаййе приходили в один и тот же период несколько мужчин, среди которых был и Абу Суфйан. Также необходимо отметить, что всё это произошло до ислама во времена невежества, а язычники не относились к прелюбодеянию как к большому греху или серьёзному проступку. Абу Суфйан сообщил своему сыну Му‘авийи, что Зийад — его сын. Пусть от прелюбодеяния, пусть незаконнорожденный, но всё же его. Тем более что никто другой на отцовство не претендовал. Если бы Сумаййа была замужем, мы могли бы сказать, что «ребёнок принадлежит постели, а прелюбодейке — камень», то есть утверждать, что ребёнок должен считаться сыном мужа Сумаййи. Однако у неё не было мужа. Она была рабыней, с которой Абу Суфйан вступал в половую близость. Она родила Зийада, и Му‘авийа относился к нему как к брату и считал его таковым. Ибн ‘Амир порицал Му‘авийу за то, что он объявил Зийада своим братом, и Му‘авийа сказал ему: «О Ибн ‘Амир! Ты ведь знаешь арабов. Я был самым могущественным из них во времена невежества, и ислам не добавил мне ничего, кроме могущества и величия. И я присоединил к себе Зийада не потому, что у меня не хватает родни и сподвижников и не потому что я слаб и нуждаюсь в поддержке. Я просто соблюдаю его право и отвожу ему то место, которое он должен занимать»[490].

Что же касается осудивших Му‘авийу за этот поступок, то они делают это потому, что считают спорным вопрос о том, разрешается ли наследнику присоединять к себе кого-либо подобным образом.

Это вопрос фикха, причём вопрос, в котором допустим иджтихад, то есть разногласия и разные мнения. Поэтому имам Малик и другие называли Зийада сыном Абу Суфйана. Именно за это и порицали Му‘авийу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: