Человек в сознательной жизни легко может ощутить в себе 2 различных начала: душу и тело. Пока человек живет, он не различает, но при смерит двойственный состав очевиден. В разных ситуациях сразу виден двойной состав.
Эккл. 12:7[310].
Свидетельство слова Божия: дух, душа источник жизни; он дал от Бога, после смерит человека вернется к Нему.
Тело оживлено, поддерживается духом. Быт. 3:19[311].
Термины «Дух и душа» в святоотеческой литературе строго не разграничиваются. Дух - посредник между Богом и человеком. Бог - Источник Жизни, а дух - носитель Божией жизни.
Свт. Феофан Затворник говорит, что спор дихотомистов и трихотомистов возник в позднее время, чисто из-за терминологии. 1Фес.5:23[312]; Евр. 4:12[313].
Первоначально устремление человека: тело подчинено душе, душа духу, дух, устремлен к Богу. Эта иерархия была искажена после грехопадения.
Свв. Отцы указывают на 3 способности души.
1. Мыслительная часть (мысли, слова, рассуждения, память, воображение) - руководит мозг.
2. Желательная часть - желания, потребности - руководит воля.
|
|
3. Чувственная - чувства - руководит сердце.
Эти проявления могут быть и на животном, и на душевном, и на духовном уровне. Все то может быть разумно и неразумно, верно или нет. Бог дал человеку свободную волю, и когда человек выбирает служение Богу, отдает Ему душу - Бог помогает ему сделаться достойным Царствия Небесного. Откр. 21:27[314]
Главное дело человеческой жизни - воспитание души и соединение с Богом. Бог сотворил человека, важная способность познавать Творца и стремиться к Нему - это способность Духа. Дух есть только у человека.
У каждого человека есть понятие о добре и зле, понятие о святом. Тело и душа - ниже духа, который выступает в роли судии души и тела, дает оценку с высшей точки зрения.
Еп. Феофан Затворник: «Дух, как сила Божия исходя ищет Бога, стремиться к Нему, и в Нем находит покой.
Блж. Августин: «Ты, Боже, создал нас по стремление к Тебе, и не успокоится наше сердце, пока не успокоится в Тебе. 2Макк. 6:30[315].
Особенность желаний тела и особая жизнь душа. Сам Господь говорит: Мф. 16:26[316].
Основное достоинство человека - в душе, а не в теле, Чем ближе человек к Богу, тем деятельнее душа, а удаление от бога ослабляет деятельность души.
В руках Божии не только смерть тела, но и смерть души. Мф. 10:28[317].
Душа является главной ведущей частью человеческого существа. По богатству души говорят о богатстве всех его способностей. Усилия христианина должна быть направлены к просвещению своей души.
Задача постижения души - одна из труднейших. Она невидима и нематериальна, поэтому материалисты и атеисты вовсе отрицают душу.
|
|
Мудрость: «Нет ничего для души больше, неведомей, чем она сама для себя»,
Попечение о душе - первый долг, обязанность деятельного человека.
42) Человеческий ум, его место и значение на пути доброделания.
Уму принадлежит руководящая, организующая функция. Посредством ума, человек становится господином своей природы, познает самого себя, мир и Бога. Ум подлежит естественному и нравственному совершенствованию. Но не всякое образование преследует добродетель, и не всякое образование может быть полезным.
Умные учатся, чтобы знать, а ничтожные чтобы их знали.
Прп. Антоний Великий: «Люди обычно именуются умными по неправильному употреблению этого слова. Умные не те, кто изучили, а те, у кого душа умная, которые могут различать добро и зло.
Деятельность ума может развиваться в 2-х направлениях: добра и зла.
Первый путь - путь утверждения ума в Боге, Источнике добра и истины. Когда человек обращается к Богу должен очистить ум и сердце от порочных страстей. Флп. 4: 6-7[318].
Где Божественный ум перестает быть определяющей силой, там ум становится порочным. Рим. 1.28-32[319].
Первоначальная способность поврежденного ума к истине и добру угасает, что человек как бы вовсе становится без ума. Пс. 36:1[320].
Разум - величайший дар Божий. Величайший грех тому, кто злоупотребляет им, применяет его на извращение истины. Рим. 12: 1-3[321]; 1Кор. 2:16[322].
Три вида ума:
1. Ум инстинктивный - сохранения жизни и удовлетворения потребностей тела. Может быть развит, заострен - хитрость. Он не облагораживает человека, если человек живет только им, то теряет свое достоинство.
2. Ум логики и науки. Его помощью строится наука, двигается процесс. Он дан Богом для постижения творения и премудрости Творца. Человечество увлекшись им, гордиться, думает, что приведет к счастью и бессмертию. Этот ум не совершенен.
3. Главный дар - третий вид ума: «благодатный разум». Истинный разум - интуиция, внутреннее постижение истины. Вера? Постижение Бога, Его Премудрости, Промысла, любовь Бога к миру. Лишь благодатный ум может постигать красоту мира и красоту Божества; для благодатного разума существует бессмысленности, он постигает невидимое. Благодатный разум обогащает человека. Он - «ум Христов», развивается по мере стяжания Св.Духа.
Вид познания - мудрость. (Иак. 3:10[323]).
Эту духовную мудрость свв. отцы называют духовным разумом, ведением.
Очень часто ум и духовный разум заменяют друг друга. Требования ума, с точки зрения духовного разума. Требуя духовного разума, с точки зрения ума, может показаться безумными. Этим объясняется требование ап. Павла безумия от коринфян (1Кор.3:18[324]).
43) Воля как необходимый элемент христианского доброделания.
Воля - 2-я функция человеческой души. Направлена к добру или ко злу. Количество волевых усилий, направленных к добру или злу характеризует нравственное состояние человеческой личности.
Одна из характеристик воли - свобода. Человек создан по образу и подобию Божию - свободным.
--------------