Профилактика

После инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства и др. среди различных видов нарушения функций организма выделяют и такие как: нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций, поведения и др.), расстройства языковых и речевых функций (устной и письменной, вербальной и невербальной речи), нарушение функций голоса и глотания. Профилактика данных расстройств обеспечивается комплексом мероприятий, включающих медицинские, логопедические, психологические и социальные методы воздействия.

Медицинские профилактические мероприятия направлены на выявление и предупреждение «факторов риска» развития того или иного заболевания.

Логопедическая профилактика направлена на восстановление утраченных функций, что позволяет предотвратить необратимые последствия расстройств речи, голоса и глотания.

Решающее значение для восстановления нарушенных функций принадлежит раннему началу реабилитационных мероприятий, основной целью которых является «профилактика образования устойчивых патологических систем... или уменьшение степени выраженности их за счет активации саногенетических механизмов и разрушения патологических систем с привлечением как медикаментозных, так и не медикаментозных методов воздействия» (Гудкова В.В, Стаховская Л.В., Кирильченко Т.Д., Ковражкина Е.А., Чекнева Н.С., Квасова О.В., Петрова Е.А., Иванова Г.Е., 2005). Опасностью развития и прогрессирования вторичных патологических состояний в речевой функции может стать появление и закрепление словесных эмболов, штампов, «телеграфного стиля» общения, ненормативного речевого дыхания и т.д. Ранняя реабилитация также препятствует развитию социальной и психической дезадаптации, астено-депрессивных и невротических состояний. Логопедическая работа по восстановлению нарушения глотания является профилактикой таких серьезных осложнений, как асфиксия и аспирационная пневмония, которые могут привести к летальному исходу.

Для результативности логопедических занятий очень важно участие родных и близких больного. Ведение профилактической работы с родственниками пациентов и разъяснения их роли в реабилитации и реадаптации больных (беседы, лекции, информационные стенды), является неотъемлемой частью профессиональной деятельности логопеда.

Исходя из вышеизложенного, основой логопедической работы в остром периоде является: налаживание контакта с больным; выявление и диагностика особенностей нарушений речи, голоса и глотания; консультирование и психологическая поддержка больного и его окружения; проведение восстановительных занятий; обучение коммуникативным стратегиям и формирование благоприятной среды для речевого общения (Глозман, 1983; Prigatano, 1999; Wilson, 2008). Важно не только предоставлять соответствующую информацию пациентам и родственникам, но и эмпатийно выслушивать их опасения, давать обратную связь о переживаемых эмоциях, и разрешать вопросы, касающиеся болезни, лечения, восстановления и плана дальнейших действий после выписки из острого отделения (Johnson, Valachovic, & Gearge, 1998).

Помощь, которую оказывает логопед на самых ранних этапах заболевания больному с нарушениями речи, голоса и глотания, является ключом к дальнейшему успешному ведению пациента, достижению максимального уровня функционирования, социального участия и высокого качества жизни (Цветкова, Глозман, Калита, Максименко, Цыганок, 1980; Шкловский, 2003; Шохор-Троцкая (Бурлакова), 2001).

Литература

1. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. Второе доп. и исправл. издание. М., Изд-во Теревинф, 2002.

2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Система методов восстановительного обучения при грубой речевой патологии // Проблемы патологии речи. Отв. редактор В.В. Ковалев. М., 1989, с. 10-12.

3. Бадалян Л.О. Детская неврология. М., Изд-во Медицина, 1984.

4. Бурлакова М.К. (Шохор-Троцкая). Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. М., 1972.

5. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. М.: Просвещение, 1991.

6. Винарская Е.Н. и Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга, Ташкент, 1973

7. Глозман Ж.М. Мотивационные и личностные аспекты реабилитации больных с афазией. / В кн.: Актуальные проблемы современной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1983, с. 212-215

8. Гудкова В.В, Стаховская Л.В., Кирильченко Т.Д., Ковражкина Е.А., Чекнева Н.С., Квасова О.В., Петрова Е.А., Иванова Г.Е. Ранняя реабилитация после перенесенного инсульта. М., 2005.

9. Дьякова Е.А. (2006). Основные принципы использования логопедического массажа в коррекционно-педагогической работе. // Логопед в детском саду, №5-6.

10. Кадыков А.С. Реабилитация после инсульта. М; Миклош, 2003.

11. Камаева О.В., Полина Монро, Буракова З.Ф. и др. Мультидисциплинарный подход в ведении и ранней реабилитации неврологических больных: Методическое пособие. Часть 1. Организация Инсультного Блока / Под ред. А.А. Скоромца. – СПб., 2003.

12. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. М.,2007

13. Лурия А.Р. Травматическая афазия. М.: Изд-во АМН СССР, 1947.

14. Лурия А.Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. – Изд-во АМН СССР, 1948.

15. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., Академия, 2002.

16. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., МГУ, 1969.

17. Оппель В.В. Восстановление речи после инсульта. Л.: Медицина, 1972.

18. Панченко И.И., Щербакова Л.А. Медико-педагогическая характеристика детей с дизартрическими расстройствами и анартрией, страдающих церебральными параличами и особенности логопедической работы / / Нарушение речи и голоса у детей и взрослых. - М.:МГПИ им. В.И. Ленина, 1975.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: