Заповеди блаженства

Основные нравственные нормы Нового завета

Вопросы:

1. Нагорная проповедь.

2. Новый завет о спасении верой и делами.

I. Нагорная проповедь

Основное содержание нравственного учения Иисуса Христа изложено в «Нагорной проповеди». В ней Спаситель призывает к духовному преображению человека, превращению его из «ветхого», подверженного греху, в «нового» - «созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4,24).

Заповеди блаженства

Нагорную Проповедь Христос начал с «Заповедей блаженства» (Мф, 5:2-12). Словом «блаженство» на русский язык переведены греческие «макариос» и древнееврейское «ашре(й)», означающие «счастливый». Всего заповедей девять:

1. «Блаженнынищие (гр. птокос - крайняя степень бедности, когда человек вынужден просить о помощи, милостыне) духом (т.е духовно), ибо их есть Царство Небесное.

2. Блаженныплачущие (гр. пэнфэо - скорбящие, оплакивающие), ибо они утешатся.

3. Блаженныкроткие (от гр. праис - сдержанный, спокойный), ибо они наследуют землю.

4. Блаженныалчущие (от гр. пинао - крайняя степень голода) и жаждущие (от гр. дипсао - томиться жаждой, страдать от отсутствия воды) правды (от гр. дикэосини - праведность), ибо они насытятся.

5. Блаженнымилостивые (гр. элэимонэс – милосердные), ибо они помилованы будут.

6. Блаженнычистые (от гр. катарос - чистый, незагрязнённый, свободный от примесей) сердцем, ибо они Бога узрят.

7. Блаженнымиротворцы (гр. иринопиос), ибо они будут наречены сынами Божиими.

8. Блаженныизгнанные (гр. дедиогмэни - подвергшиеся преследованиям) за правду, ибо их есть Царство Небесное.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».

Предназначение последователей Христа (Мф. 5,13-16).

В Нагорной проповеди Христос указывает на предназначение тех, кто последует за ним:

«Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям» (Мф. 5. 13);

Соль в те времена употребляли для предохранения пищи от порчи. Последователи Христа, подобно ей, должны удерживать общество от нравственного разложения.

«Вы - свет мира… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5. 14, 16).

Свет – добро. Тьма – зло. Добродетельная жизнь как свеча, горящая на подсвечнике, освещает мир, не даёт восторжествовать мраку греховной жизни.

Праведность внешняя и внутренняя (Мф. 5, 17- 48).

Праведность (гр. - дикэосини, евр. - цдака) - верность взятым на себя обязательствам, верность своему слову, надёжность в союзе, в договоре, в Завете с Богом.

Человек, соблюдавший заповеди Закона, почитался в ветхозаветной Церкви «праведным» - цадиком. Тот же, кто нарушал предписания или призывал других людей к нарушению, являлся преступником, подлежащим наказанию вплоть до смертной казни.

Христос в Нагорной проповеди призвал строго исполнять нравственные нормы Ветхого Завета. Он говорил, что «доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота (самая маленькая буква греческого алфавита - i, обозначавшая звук - ВК), или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5, 17-18).

Более того, Спаситель говорил ученикам: «если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 5, 20).

Говоря о необходимости соблюдения Закона, Христос указал, что для спасения недостаточно внешней, обрядовой праведности. Необходима внутренняя нравственная чистота. На примере ветхозаветных заповедей Христос объясняет, насколько более высокие нравственные требования предъявляет людям Его учение:

«Не убивай»: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьёт, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака» (арам. «пустой человек» - ВК), подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной (Мф. 5. 21-22).

«Не прелюбодействуй»: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Мф. 5. 27-28).

Христос указал, что грех, в том числе и прелюбодеяние, зарождаются в сердце человека. Поэтому греховные желания надо пресекать при возникновении, не давая им возможности овладеть нашими мыслями и волей.

Человеку трудно бороться с плотскими соблазнами, поэтому Спаситель учит быть решительными и даже беспощадными к себе, если видим, что кто-то или что-то толкает нас на грех: «Если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было брошено в геенну» (Мф.5,29).

Эти образные слова Христа богословы истолковывают следующим образом: если даже что-либо или кто-либо дороги тебе, как твой собственный глаз или рука, но соблазняют тебя к греху, то лучше решительно избавиться от этой вещи и прекратить общение с соблазнителем. Это лучше, чем лишиться вечной жизни.

Продолжая тему супружеской неверности, Господь говорит нерасторжимости брака: «Сказано также, что если кто разведётся с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подаёт ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует» (Мф. 5. 31 -32).

Возвращаясь к этому вопросу в беседе с саддукеями, Христос объясняет им, что в супружестве осуществляется тайна Божия, в которой двое, муж и жена, становятся одной плотью. Поэтому, «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19,6). Обеты даны, брачный союз заключён и супруги далее должны находить общий язык и сглаживать разногласия. Никому из людей не дано право их разводить.

«Не преступай клятвы»: «Ещё слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землёю, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5. 33-37).

«Око за око и зуб за зуб» (Лев. 24, 20): «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся (Мф. 5. 38- 42).

Здесь Христос говорит о мести, узаконенной и вместе с тем ограничиваемой в ветхозаветной морали. Месть появление страсти гнева, которую необходимо преодолеть тому, кто заключает Новый завет. Во времена Моисея закон, ограничивающий месть, был очень своевременен, потому что без него переходила всякую меру. Человек, нечаянно нанёсший кому-либо ущерб, физический или имущественный, мог понести любое возмездие от разъярённого мстителя. Но ограничение мести не снимало основного вопроса - как пресечь вражду между людьми.

Господь указывает на возможность истребить месть в самом зародыше. Для этого необходимо преодолевать гнев и прощать обидчиков. Как огнём не погасить огня, так и вражду не искоренить местью. Единственное оружие против злобы - любовь. Возможно, наше снисхождение не сразу образумит ближнего. Но главное в том, что она не распространится на нас. Уступив физически, внешне, человек побеждает духовно. И эта победа над собой останется с нами в вечности.

Конечно, Христос не учил капитулировать перед злом всегда и везде, признавать за ним право на равные права с добром. Он лишь запрещаетсводить счёты по личным мотивам, ради отмщения. В тех же случаях, когда совершается прямое попрание заповедей Божиих, в особенности, когда при этом возникает соблазн для других, Господь прямо повелевает: «Если согрешит против тебя брат твой, обличи его... Если не послушает, возьми с собою ещё одного или двух свидетелей... Если не послушает их, скажи Церкви. А если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18,15-17).

Надо пытаться вразумить человека. Но если он настолько закостенел в грехе, что уже не поддаётся увещанию, то надо прекратить с ним общение.

«Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего»:А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?(Мф. 5. 43-47)

Как творить добрые дела (6:1-18)?

Во времена земной жизни Спасителя благочестивые иудеи часто соревновались между собой, кто чаще и дольше молится, кто строже постится, кто более щедро раздаёт милостыню. При этом добрые дела (евр. «гмилут хеседим», от «хесед» - милость, милосердие, доброта, помощь нуждающимся) часто были средством для снискания похвалы от окружающих.

Христос же учил делать добро (творить милостыню, проявлять милосердие) бескорыстно, а не ради выгоды и похвалы:

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 1-4).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: