О неосуждении ближних

Из ветхозаветной морали мы знаем, сколь вредна для души привычка плохо говорить о других людей, обсуждать и осуждать их. На гибельность её указывает Христос: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоём глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 1-5).

Господь строго запрещает осуждать:

Духовное преображение не происходит само собой. Оно требует усилий, направленных на исправление самого себя. Человек, искренне стремящийся жить по-христиански, не может порой не замечать в себе появления недобрых мыслей, греховных побуждений, которые зарождаются в нем как бы сами собой. Преодолевая эти внутренние искушения, он по личному опыту знает, как трудна борьба со своими недостатками. На этом фронте – главная борьба с основным препятствием на пути к спасению – собственной греховностью.

Истинный христианин трезво оценивает себя, видит свою склонность к греху, скорбит о своём несовершенстве и просит у Бога помощи стать лучше. Такое искреннее сознание личного несовершенства мы видим у апостолов. Св. Павел утверждал, что Господь пришёл спасти грешников, среди которых он является первым (1 Тим. 1,15). Апостол Иоанн Богослов писал: «Если мы говорим, что не согрешаем, то обольщаем самих себя, и истины нет в нас» 1 Ион. 1:18). Человек всеми силами заботящийся о своём исправлении, не будет любопытствовать о чужих прегрешениях, тем более находить удовольствие в их обсуждении и осуждении.

Однако, люди, лишь называющие себя христианами, часто бывают очень зоркими на чужие недостатки, с удовольствием разглашая их. Осуждение, считают богословы, - первый признак отсутствия в человеке подлинной духовной жизни. Часто бывает, что грешник берётся поучать других. Господь спрашивает такого человека: «как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучек из глаза твоего», а вот, в твоём глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф.7,4-5).

Под «бревном» можно понимать отсутствие в осуждающем человеке духовной чуткости, - его нравственное огрубение. Оно настолько хуже других недостатков, насколько бревно тяжелее сучка.

Апостол Иаков пишет, что право судить принадлежит только Богу. Он - единый Законодатель и Судья. Все же люди, без исключения, будучи грешниками в разной степени, являются Его подсудимыми. Поэтому, человек, осуждающий ближних, присваивает себе права Бога и этим тяжело грешит (Иак. 4,11). И чем строже человек судит других людей, тем строже он будетсудим Богом.

Запрещая осуждать,Господьуказывает, что эта заповедь не означает безразличного отношения к тому, что вокруг человека происходит. Христиане не должны равнодушно наблюдать распространение греховности, прежде всего, своей среде. Грешники не должны иметь одинаковый доступ с праведниками к тому, что свято для христиан: «Не давайте святыни вашей псам и не бросайте бисера вашего пред свиньями». Под свиньями и псами здесь подразумеваются люди, нравственно опустившиеся, способные кощунственно надругаться на тем, что дорого для других. Перед ними не следует раскрывать глубоких истин христианской веры, их не нужно допускать к таинствам Церкви. Иначе они осквернят и осмеют святое. Не следует также делиться с циничными людьми своими сокровенными переживаниями, раскрывать перед ними свою душу, чтобы они, по выражению Спасителя, «не попрали ногами своими» то, что дорого для нас (Мф. 7,6).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: