Общеевропейские стандарты законного перехвата сообщений стремятся гармонизировать национальные документы, опираются на них и, в конечном итоге, призваны их заменить.
Схема организации законного перехвата сообщений согласно общеевропейской концепции показана на рис. 9.11.
Рис. 9.11. Схема организации законного перехвата сообщений по ETSI |
При намерении организовать законный перехват сообщений правоохранительный орган LEA подает заявку через уполномоченный орган, например, суд, на получение ордера, который представляется затем в NWO/AP/SvP через административный интерфейс HI1 (рис. 9.12). Когда ордер на законный перехват получен, средства мониторинга, принадлежащие правоохранительному органу, LEMF (Law Enforcement Monitoring Facility), через порты интерфейсов HI2 и HI3 получают перехваченную информацию СС (Content of Communication), а также связанную с перехватом информацию IRI (Intercept Related Information) о телекоммуникационных услугах, о соединениях, включая неуспешные вызовы, о местонахождении пользователя и т.п. Ордер может содержать IRI и СС для конкретного случая перехвата, сведения о периоде своего действия и о предмете перехвата, номер абонента, адрес телекоммуникационные услуги и т.д. Для разных правоохранительных органов и в различных случаях могут применяться те или иные ограничения, устанавливаемые национальными законодательствами и зависящие от абонентских услуг и от сетей. Общеевропейские спецификации содержатся в двух основных стандартах ETSI.
|
|
Первый из них, ETSI TS 101 671 «Telecommunications security; Lawful Interception (LI); Handover interface for the lawful interception of telecommunications traffic», предполагает возможность выбора элементов спецификации интерфейса для того, чтобы соответствовать национальному законодательству, национальным требованиям и правилам правоохранительного органа.
В стандарте ETSI ES 201 158 «Telecommunications security; Lawful Interception (LI); Requirements for network functions» детализируется обобщенная структура реализации законного перехвата сообщения, причем для каждой страны возможна ее трансформация в соответствии с национальным законодательством. В определяемой этими стандартами концепции ETSI упоминаются участники процесса СОРМ, перечень которых вместе с их ролями приведен в табл. 9.2.
Таблица 9.2. Участники процесса законного перехвата сообщений и их роли
|
Североамериканская концепция CALEA (Communications Assistance for Law Enforcement Act) функционально близка европейской LI. Придирчивое их сравнение позволяет сделать вывод, что при общей схожести моделей CALEA несколько уступает ETSI в области стандартизации СОРМ для мобильных сетей и GPRS; для стационарных сетей эти модели полностью идентичны.
|
|
Инженерные аспекты российского СОРМ характеризуются следующим. В качестве протоколов для интерфейса HI2 в отечественном СОРМ на первом этапе выбраны:
• физический уровень - V.24;
• уровень звена данных - LAPB;
• сетевой уровень - packet layer X.25.
Для передачи речевой информации в интерфейсе HI3 используются каналы 64 кбит/с тракта Е1. Каналы управления и данных в интерфейсе HI2 могут быть организованы в 30 и 31 канальных интервалах тракта Е1.