Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризует позднее начало речи, снижение речевой активности, отставание экспрессивной речи при сохранном понимании, отставание в развитии словесно-логического мышления, памяти, особенности аффективно-волевой сферы.
Периодизация ОНР (Р.Е. Левина):
I уровень – в активном словаре нечетко произносятся слова, словарь низкий, в основном звукоподражания и использование мимики и жестов. Ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова
II уровень – Общение посредством общеупотребительных слов. Пользуются простыми предложениями (из 2-3 слов). Словарный запас ниже нормы Грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций; замены, смешения, искажение звуков, недостаточность фонематического восприятия.
III уровень – Развитая фразовая речь с элементами лексикограмматических и фонетических нарушений. Характерно недифференцированное произнесение, замены, перестановки звуков, сокращения. В речи преобладают существительные и глаголы. Простые распространенные предложения с ошибками в согласовании числмительных и прилагательных с существительными в орде, числе, падеже. Понимание речи приближено к номре.
|
|
Таким образом, необходимо поэтапное формирование средств речевого общения:
!) Работа над пониманием речи(в процессе применения игровых методов, соотносит предметы и действия с названиями, обогащает пассивный словарный запас, используются на музыкальных занятиях, в изодеятельности, на прогулках и т.д.)
2) Развитие самостоятельной речи (учат называть близких, выражать просьбу. Логопед вовлекает детей в речевое общение и приучает отвечать кратко на вопросы, объединять слова в двусловные предложения.
Далее происходит установление грамматической связи между предметами и действиями, параллельно проводится работа по коррекции звукопроизношения, развитием связной речи.