На основе педагогической классификации осуществляется дифференцированное специальное образование детей с нарушением слуха и речи. Рекомендуя для ребенка школу определенного вида учитывается не только характер и степень нарушений слуха, но и состояние речевого развития. Так глухой ребенок с высоким уровнем речевого развития и сформированными навыками восприятия устной словесной речи может посещать школу для слабослышащих.
Содержание работы в ДОУ определяется программным материалом.
Основные программы
Программы для специальных (коррекционных) дошкольных учреждений.
1) Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста….
2) Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста (автор- Носкова Л.П.), 1991.
Это типовые программы, есть и экспериментальные, к примеру, программа под ред. Э.И.Леонгард. По этой программе детей делят на подгруппы. Занятия ежедневно, по РСВ (развитие слухового восприятия) и коллективные и индивидуальные. Подряд проводятся 4-5 занятий по 10 минут. Занятие включает разные виды работ: фонетическая ритмика, развитие речи, формирование движений, РСВ. Это комплексное занятие, затем проводят индивидуальные занятия. При обучении дактильная речь не используется.
|
|
Программа Л.П. Носковой - по коммуникативной системе обучения языку детей с нарушением слуха.
Содержание работы -9 разделов:
1)Занятия по физ. воспитанию
2) Формирование игровой деятельности
3) Изо и конструирование
4) Трудовое воспитание
5) Ознакомление с окружающим
Работа дефектолога:
6)РСВ и обучение произношению
7) ФЭМП
8) Развитие речи
9) Музыкальное воспитание (музыкальный руководитель)
В школе- интернате 1 вида обучение 12 лет и подготовительный класс.
В 1 смену занятия проводит учитель:
-развитие речи и ознакомление с окружающим,
-математика,
-предметно- практическое обучение
- занятии я с муз. руководителем,
- индивидуальные занятия с дефектологом по РСВ и обучению произношению (занятие делится на две части, РСВ- 2 половина: восприятие речи на слух(дефектолог произносит слова за «экраном»), слухо - зрительно, с использованием микрофонов и наушников и без них).
Во 2 половине дня воспитатель закрепляет усвоенный материал со всеми детьми и индивидуально, прослеживается тесная взаимосвязь в работе воспитателя и учителя, т.к. и педагог и воспитатель работает над одним и тем же языковым материалом, а дефектолог отрабатывает те же лексические темы.
Важное условие обучения - раннее (своевременное) слухопротезирование детей.
На занятиях в основном используется аппаратура коллективного пользования (у учителя -микрофон, у детей- микрофоны и наушники; учитель регулирует звучание, чтобы оно не превышало порога болевой чувствительности), но у каждого ребенка должен быть и индивидуальный слуховой аппарат
|
|
За СЗУА должен осуществляться постоянный медицинский контроль, родители должны научить ребенка пользоваться слуховым аппаратом.
Дети, поступающие в школы неоднородны по своему составу, это объясняется:
- различной степенью и характером нарушения слуховой функции,
- сроками обучения в ДОУ
На сегодня много детей обучались в д\с недостаточно по времени, в течение 1-2 лет, Часто дети приходят из районных, логопедических, вспомогательных д/с, которым диагноз поставлен ошибочно, или из семей, где родители не понимают проблемы ребенка со снижением слуха. Часто нарушение речи рассматривают как самостоятельное нарушение, а не как вторичный дефект при снижении слуха. Так дети обучались с помощью методов и средств, не адекватных нарушению. Однако двух лет бывает недостаточно, чтобы получить полноценную подготовку к школе. Многие дети вследствие болезней не посещали д/с.
На сегодня работают спец.группы подготовки к школе детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста при д/с, школах, домах творчества.
Тема: Клинико – психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением слуха.
План:
1. Задачи сурдопедагогики и сурдопсихологии.
2. Причины нарушений слуха и выявление нарушений слуха у детей.
3. Классификации детей с нарушением слуха.
4. Направления в обучении языку детей с нарушением слуха. Соотношение форм речи в обучении детей с нарушением слуха.
1. Сурдопсихология – отрасль специальной психологии, которая анализирует особенности формирования психики человека с дефектами слуха. Предмет изучения – психическое развитие лиц с недостатками слуховой функции, установление возможностей и путей компенсации нарушений.
Задачи:
1) Выявить закономерности психического развития людей с нормальным и нарушенным слухом.
2) Изучить особенности познавательной деятельности.
3) Изучить закономерности развития личности.
4) Разработать методы диагностики и психологической коррекции психического развития при нарушении слуха.
5) Обосновать эффективность путей и способов психолог - педагогического воздействия на людей с нарушением слуха.
Сурдопедагогика – отрасль специальной педагогики, изучающая вопросы воспитания и обучения лиц с нарушением слуха, их социализации и интеграции.
Задачи сурдопедагогики:
1) Педагогическое изучение лиц с нарушением слуха и особенности овладения ими образованием (учет индивидуальных особенностей).
2) Разработка, научное обоснование и практическая реализация специального образования для разных категорий лиц с нарушением слуха.
3) Разработка, учет принципов, специальных методик обучения.
4) Развитие специальных образовательных технологий развития остаточного слуха, обучения жестовому языку, устной словесной речи, педагогической реабилитации в послеоперационный период.
5) Совершенствование технических средств коррекции и компенсации нарушенного слухового анализатора.
6) Совершенствование системы педагогической работы, направленной на социальное адаптирование, социальная реабилитация
7) Изучить проблемы интеграции лиц с нарушением слуха в общество.
8) Распространение специальных педагогических знаний.
2. Причины нарушений слуха:
1) Пренатальный период.
- вирусные заболевания в первом триместре беременности,
- токсикоз, угроза выкидыша, резус – конфликт,
- нефропатии, инфекционные заболевания матери,
- лечение отоксическими препаратами,
- химические отравления.
2) Период родов:
- патологические роды (преждевременное, стремительные, затяжные, с применением щипцов, кесарево сечение, недоношенность.
|
|
- врожденные пороки развития (заболевания слухового нерва, проводящих путей, слуховых центров в г.м., врожденная деформация слуховых косточек, недоразвитие слухового нерва).
- повышенное количество билирубина в крови
3) Приобретенные:
- В грудном и раннем возрасте факторами риска являются: сепсис (заражение крови), лихорадочные состояния после рождения,
- воспалительные болезни уха
(паротит, острый гнойный отит: снижение слуха, повышение температуры, у грудных – затекает слизь из носа; мезотимпанит: омертвление костной такни), дефекты, повреждения внутреннего уха (лабиринтит).
- осложнения после прививок,
- черепно – мозговые травмы,
- инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, корь, скарлатина, грипп и др.)
По данным Л.В. Неймана (1959г.) - 70 % случаев потери слуха – от 2-3 лет.
При исследовании слуха у детей нужно собрать анамнестические сведения:
- течение раннего физического развития ребенка,
- течение речевого развития,
- время и причины потери слуха,
- характер потери речи (одновременно с глухотой или позже, сразу или постепенно)
- условия воспитания ребенка (в семье глухих чаще рождаются дети с нарушением слуха, чем у родителей с нормальным слуха, особенно если родители врожденно глухие, при алкоголизме родителей увеличивается риск рождения ребенка с нарушением слуха).
Таким образом, нарушение слуха возникает в результате заболеваний наружного, среднего, внутреннего уха, поражений слухового нерва. Так, нарушение внутреннего уха и стволовой части слухового нерва приводит к глухоте, а нарушение среднего уха – к частичной потери слуха.
3. Важное значение для правильного понимания особенностей психического развития детей с нарушением слуха, для осуществления ранней диагностики и организации обучения и воспитания, определения типа учреждения имеет классификация детей с нарушением слуха.
Существует клиническая и педагогическая классификация. Педагогическая направлена на обоснование различных подходов к обучению детей с нарушением слуха.
|
|
Психолого – педагогическая классификация (Р.М.Боскис)
В основе – положения теории компенсации психических функций Л.С.Выготского о сложной структуре нарушения. (биологический дефект обязательно приводит к первичному нарушению, далее - к вторичным при отсутствии коррекционной работы).
Критерии для классификации:
- степень потери слуха,
- время возникновения нарушений слуха,
- уровень развития речи.
Группы:
1) Глухие (ранооглохшие), которые родились с нарушением слуха или потеряли слух до начала речевого развития.
Глухота (словарь) - стойкая потеря слуха, при которой самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи невозможно. Тотальная глухота встречается редко, в основном есть остаточный слух. Который позволяет воспринимать громкие, резкие, низкие звуки, но восприятие в целом восприятие речи недостаточно. Эти люди лишены возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Они овладевают зрительным (чтение с губ) и слухо – зрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в усолвиях специального обучения.
2) Позднооглохшие – глухие, «сохранившие» речь (потеряли слух, когда речь уже сформировалась). Может быть разная степень нарушения слуха и уровень сохранности речи. Речь может распадаться, если нет специальной педагогической поддержки. Для них важно освоение навыков зрительного и слухо – зрительного восприятия словесной речи. Развитие мышления сходно с нормой в отличие от ранооглохших (т.к. у них нарушение речи в ранний период, а развитие речи и развитие мышления взаимосвязаны).
3) Дети с частичной потерей слуха (тугоухие, слабослышащие)
Тугоухость – стойкое снижение слуха, при котором возможно формирование словарного запаса. В зависимости от степени сохранности слуха некоторые из них могут в какой – то мере самостоятельно овладеть речью, но речь с недостатками. Следовательно, необходима коррекция речи. Здесь возрастает значение зрительного анализатора.
На основе этой классификации осуществляется дифференцированное специальное обучение детей с разной степенью нарушения слуха и имеющие разный уровень речевого развития (позднооглохшие - в школе для слабослышащих (II вида), глухие с высоким уровнем речевого развития, навыков восприятия солвесной речи – в ОУ того же вида, глухие - в школе I вида).