Процесс представляет определенную совокупность действий, направленных на преобразование ресурсов в результаты, которые чаще всего выступают в виде продукции и услуг. Рассмотрение организации как системы убеждает в том, что каждое предприятие представляет собой совокупность процессов, отсутствие которых означает, что предприятие не функционирует.
В любой организации одновременно протекает большое число процессов, различающихся как по своему назначению, так и по основным характеристикам. В общем все ключевые процессы можно разделить на носящие материально-вещественный характер и информационные процессы. Обычно обе группы присутствуют в организации, но одна может преобладать.
Другой подход к классификации процессов базируется на их роли в создании новых ценностей. Три группы процессов:
1) первичные (основные), все виды работ по производству продукции или услуги, обеспечивающих жизнедеятельность организации;
2) вторичные (обеспечивающие), задачей которых является поддержание основных процессов с позиции их непрерывности и экономичности;
3) управленческие (инфраструктурные), включающие работы по установлению целей и направлений первых двух групп процессов, они формируют условия и используют факторы, необходимые организации для достижения её целей.
Взаимосвязь процессов - цепочка ценностей М. Портера.
Вспомогательная деятельность | Инфраструктура фирмы (финансы, менеджмент) | Позиционная прибыль | ||||
Управление человеческими ресурсами | ||||||
Развитие технологии | ||||||
Снабжение | ||||||
обеспечение поставок, сырья и т.п. | выпуск продукции | обеспечение сбыта продукции | маркетинг и продажи | послепродажное обслуживание | ||
Основная деятельность | ||||||