внешняя | внутренняя | ||
устная | письменная | ||
диалог | монолог | ||
Внешняя речь – разговор вслух.
Диалог – непосредственное общение двух или нескольких человек, протекает в форме разговора или обмена репликами. Разновидностью диалога является беседа, цель которой обсудить определенный вопрос.
Монолог – длительное, последовательное, связное изложение одним лицом системы мыслей или знаний. Монолог неприрываем, поэтому активное, экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий (лектор, докладчик), речь которого должна быть грамматически правильно построенной.
Письменная речь – является разновидностью монологической, она более развернута, чем устная, т.к. отсутствует обратная связь с собеседником. Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения.
Внутренняя речь – особый вид речевой деятельности, выступающей как фаза планирования деятельности. Эта речь ситуативна, поэтому близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
5. Воздействие речи зависит от ряда факторов:
- социального контекста;
- авторитета личности выступающего;
- культуры речи.
Для развития речи учащихся следует расширять словарный запас, для чего следует давать возможность им чаще высказываться и выступать на занятиях. Постоянный контроль и исправление помогают им правильно употреблять слова и выражения. Важную роль в этом играют активные формы проведения занятий – беседы и дискуссии.