План.
1. Предмет и задачи психологии труда.
2. Психологическая трудовая экспертиза и ее задачи.
3. Профориентация.
4. Профессиональная адаптация и ее основные этапы.
1. Психология труда – отрасль психологической науки, предметом изучения которой является трудовая деятельность человека, а именно особенности личности трудящегося во взаимодействии с производственной средой.
Все профессии требуют своеобразных особенностей личности рабочего: опыта, внимания, памяти, психологических состояний, которые и определяют способности к этой деятельности.
Психология труда решает следующие задачи:
1. изучение и описание профессий с целью профориентации, профессионального отбора молодежи и формирования у учащегося ПТУ профессиональных способностей и признания. Эта задача решается разделом психологии труда – психологической профессиографией;
2. изучение способностей людей к той или иной профессии. Эта задача решается трудовой экспертизой;
3. психологическое изучение процесса формирования профессиональных ЗУН с целью выявления психологических закономерностей этих процессов. Эта задача решается преподавателем или мастером при консультации со стороны методистов и психологов;
|
|
4. обеспечение безопасности труда путем изучения путей их профилактики и устранения. Эта задача решается инженерами по технике безопасности, преподавателями технических дисциплин и мастерами ПО;
5. изучение психологических состояний учащегося и молодых рабочих в процессе учебной и производственной деятельности с целью разработки наиболее рациональных методов управления психологическим состоянием. Эта задача решается теми, кто руководит учебной и профессиональной работой;
6. изучение межличностных отношений и психологического климата в процессе учебной и профессиональной деятельности с целью усиления его благотворного влияния на повышение продуктивности труда. Эта задача решается теми, кто руководит учащимися на производственной практике при консультации со стороны психологов, классных руководителей и мастеров ПО;
7. профилактики и снятия усталости для сохранения работоспособности на достаточно высоком уровне и повышения продуктивности труда. Эта задача решается психологами, врачами, педагогами, мастерами ПО.
8. гуманизация технических средств производства, т.е. их приспособление к физиологическим и психическим особенностям человека. Эта задача решается инженерной психологией;
9. распространение накопленных психологией труда знаний среди инженерно-технических и педагогических работников, мастеров ПО для совершенствования их работы. Эта задача решается методистами, ИПК, НМЦ и педагогами.
|
|
2. Трудовая экспертиза – определение специалистами пригодности человека к труду в рамках конкретной профессии.
Для экспертизы привлекаются различные специалисты и организации: врачи, психологи, педагоги, инженеры, приемные комиссии, отделы кадров, военно-врачебные комиссии по отбору шоферов, шахтеров и т.д.
Трудовая экспертиза, независимо от ее организационных форм решает следующие вопросы:
1. может ли данный человек приступать к выполнению определенной работы;
2. может ли он продолжать работать в занимаемой им должности;
3. на какой работе данного человека лучше использовать;
4. если произошел несчастный случай, то в какой степени он зависел от особенностей самого работника и не была ли в частности допущена ошибка при допуске его к работе.
Основные задачи трудовой экспертизы:
1. предотвратить поступление человека на работу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию и т.п.;
2. отобрать для работы по данной профессии наиболее подходящих людей;
3. своевременно отстранить от работы лиц, оказавшихся неспособными к выполнению работы, для отдыха, лечения или перевода на другую, более посильную работу;
4. определить к какому виду труда человек наиболее способен, с тем, чтобы рекомендовать ему тот или иной вид трудовой деятельности
Прогностическая трудовая экспертиза осуществляется на основе психодиагностики и решает вопросы предвидения, диагностики особенностей дальнейшей трудовой деятельности освидетельствуемого.
Ретроспективная трудовая экспертиза оценивает прошедшую учебную или трудовую деятельность освидетельствуемого и устанавливает связь допущенных им ошибочных действий, приведших к снижению качества деятельности (браку или аварии) со свойствами личности человека.
3. Профориентация – система психолого-педагогических, медицинских и государственных мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно и устойчиво выбрать себе профессию с учетом, как потребностей общества, так и своих интересов и способностей.
Экспертиза устанавливает противопоказания к обучению или к работе по определенной профессии, заболевания или способности организма, которые либо снижают качество обучения или работы ниже допустимого уровня либо приводят к ухудшению состояния здоровья.
Успешность овладения профессией и последующей самостоятельной работой по данной профессии зависит не только от способностей человека, но и от его призвания.
Призвание – свойство личности, в структуру которой входит интерес к определенной деятельности и стремление выполнять ее, а также обоснованная самооценка способностей к ней.
Профессиональная консультация – часть системы профориентации, нацеленная на изучение способностей человека, выдачи ему рекомендаций относительно выбора профессии.
Следует различать 3 этапа профессиональной консультации:
1. подготовительный (ведется в семье и школе);
2. завершающий (по окончании 9-11 класса);
3. уточняющий (ведется в ПТУ, ВУЗах и непосредственно на предприятии).
4. Профессиональная адаптация – постепенное вхождение человека в условия профессионального труда, период превращения учащегося в квалифицированного работника.
Профессиональная адаптация имеет 3 этапа:
1. подготовительный – осуществляется в процессе ПО в течение, которого учащийся овладевает конкретными навыками;
2. основной – начинается непосредственно на предприятии, когда учащийся проходит практику на штатном рабочем месте, когда учащийся чувствует себя таким же рабочим, как и окружающие его коллеги по труду;
3. заключительный – превращение в квалифицированного рабочего. Успешность или безуспешность профессиональной адаптации на данном этапе зависит от трех условий : 1) как преподаватель или мастера подготовят учащегося к работе по данной специальности; 2) какие межличностные отношения сложатся у учащегося с его рабочим наставником на производстве; 3) в какой рабочий коллектив попадет учащийся и примут ли его как полноправного.
|
|
В процессе адаптации выделяют 3 аспекта:
1. познавательный – в процессе трудовой деятельности, общения со своими коллегами, человек получает разнообразную информацию о своем коллективе;
2. практический – взаимодействуя с коллективом в целом или отдельными коллегами, человек вступает с ними в систему объективных взаимодействий;
3. эмоциональный – установление устойчивых положительных отношений с коллегами, руководством и формирование относительно высокого уровня удовлетворенности этими взаимоотношениями и своей позицией в их системе.
Все 3 аспекта социально-психологической адаптации могут выступать в качестве:
а) самооценки, отношения новичка к непосредственному руководителю и товарищам по работе;
б) оценки новичком отношения к нему руководителей и товарищей по работе;
в) уровня удовлетворенности участника взаимоотношениями с коллективом
г) оценка новичком его социально-психологической позиции в производственной группе.