— перечислен аванс за участие в выставке.
Когда же выставка пройдет и будет подписан акт оказанных услуг, стоимость участия в выставке нужно будет отнести на затраты. А на какие именно — зависит от условий договоров, которые заключило предприятие.
В договоре могут быть две отдельные суммы: одна за аренду выставочной площади, а другая за строительство и монтаж стенда. А могут быть два отдельных договора — один на аренду площадей, а другой — на выставочный стенд. Тогда и учитывать затраты можно по-разному. В чем дело? А в том, что расходы на стенд как носителя рекламной информации для посетителей считаются расходами на рекламу в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О рекламе» от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ. Поэтому стоимость строительства и оформления стенда надо списывать на счет 44 «Расходы на продажу» — субсчет «Рекламные расходы». Кроме того, эту сумму следует облагать налогом на рекламу в соответствии с подп. «з» п. 1 ст. 21 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1.
|
|
А вот с арендой выставочной площади — ситуация спорная. С одной стороны, стоимость выставочной площадки, вроде бы, должна входить в состав стоимости стенда и должна учитываться аналогично. Получается, что ее надо признать рекламными расходами и облагать налогом на рекламу. Но, с другой стороны, аренда площади не подпадает под понятие «реклама», установленное в ст. 2 Закона «О рекламе». Там сказано, что реклама — это информация о фирме и ее товарах. Аренда площади под это положение не подпадает. Значит, есть основание, чтобы не включать арендную плату за выставочные площади в расчеты налога на рекламу. Такая позиция поддержана судом в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного Федерального округа от 24 сентября 2001 г. № А56-33821/100. Поэтому сумму арендной платы в бухгалтерском учете можно отразить на отдельном субсчете к счету 44 «Аренда выставочных площадей». Но такая возможность появляется только в том случае, если на аренду площади оформлен отдельный договор или в договоре на участие в выставке аренда площади указана отдельной суммой. Иначе, как в первой ситуации, всю сумму за участие в выставке придется относить на рекламные расходы и облагать налогом на рекламу. Аналогичные проблемы возникают при расчетах НДС и налога на прибыль.
Обратим внимание еще на одну проблему, которая может возникнуть у предприятий, решивших участвовать в выставке за границей. Она заключается в том, что услуги, оказанные российской фирме иностранными организаторами выставки, в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ считаются реализованными на территории Российской Федерации.
|
|
При этом иностранная фирма, которой перечисляют деньги за участие в выставке, скорее всего не стоит в России на налоговом учете. Поэтому российскому предприятию придется исполнять обязанности налогового агента, то есть из стоимости услуг иностранца удержать и перечислить в бюджет НДС. Так поступить обязывает п. 1 ст. 161 Налогового кодекса РФ. Сумму НДС определяют расчетным путем. Стоимость участия в выставке делят на 120 и умножают на 20% (п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ).
Еще один момент. Обычно экспонаты, выставляемые на стенде, это образцы продукции, которую выпускает или продает предприятие. И может случиться, что после выставки они станут непригодными для продажи (продукты питания, сельскохозяйственные продукция и т.п.). Их стоимость бухгалтер вправе списать на
рекламные затраты. Тогда в бухгалтерском учете делают следующие проводки: