— списана стоимость выставочных образцов торговой фирмой.
При налоговом учете, стоимость выставочных образцов, непригодных для продажи, в полном объеме включается в прочие расходы предприятия. Делается это на основании п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ. Но на их стоимость необходимо начислять налог на рекламу, так как они использовались в рекламных целях.
2. Затраты на оплату труда работников, участвующих в выставке. Если выставка проводится в том же городе, где расположено предприятие, то его работникам за работу на выставке просто начисляется зарплата. Но если на выставку приходится ехать в другой город или другую страну, командированным сотрудникам начисляют средний заработок в соответствии со ст. 167 Трудового кодекса РФ. Кроме того, им оплачивают командировочные расходы: проезд, проживание и суточные в соответствии со ст. 168. Эти расходы связаны с выставкой, и по идее их нужно включать в рекламные затраты и платить с них налог на рекламу. Но этого можно избежать, если в приказе на командирование указать, что цель поездки—не реклама фирмы, а изучение рынка сбыта, конкурентов, заключение новых договоров и т.п. Тогда зарплата сотрудников и их командировочные не будут считаться рекламными расходами, а поэтому не облагаются налогом на рекламу. И по этому вопросу суд занимает позицию налогоплательщика. В качестве примера приведем постановление ФАС Уральского Федерального округа от 26 марта 2002 г. № Ф09—564/02-АК. При расчетах налога на прибыль зарплату сотрудников, направленных на выставку, в любом случае надо включать в расходы на оплату труда согласно п. 6 ст. 225 Налогового кодекса РФ, а оплату проезда, суточных и проживания — в прочие расходы в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 264. Такое право бухгалтеру дает п. 4 ст. 252 Налогового кодекса РФ.
|
|
В тех случаях, когда предприятие не может направить на выставку своих сотрудников в другой город и вынуждено нанять для работы специалистов на месте, оно заключает с ними договор возмездного оказания услуг. Чтобы суммы по этим договорам не облагались налогом на рекламу, нужно в соответствующем пункте указать, что исполнителю поручается изучать товары конкурирующих фирм, заключать договоры купли-продажи и прочие операции, не связанные с рекламой. Тогда это будут просто расходы на продажу. Правда, их после выставки нужно подтвердить отчетом исполнителей о проделанной работе. Обычно это не вызывает затруднений. Отчет можно получить прямо на выставке, если исполнителей предупредить об этом заблаговременно.
При расчете налога на прибыль возможны три случая. В каждом из них поступают следующим образом:
|
|
1. Если договор заключается с гражданином, то его вознаграждение относится к расходам на оплату труда согласно п. 21 ст. 255 Налогового кодекса РФ.
2. Если услуги по договору оказывает индивидуальный предприниматель, то это относят к прочим расходам в соответствии с подп. 41 п. 1 ст. 264.
3. Когда договор заключают с организацией, то это можно отнести либо согласно подп. 27 п. 1 ст. 264 к расходам на изучение рынка, либо на прочие расходы согласно подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.
Если при этом возникает «входной» НДС, его полностью относят к вычету.
3. Расходы на рекламную продукцию и сувениры. Сегодня на выставках множество материалов раздается бесплатно. Прежде всего бесплатно раздаются проспекты, листовки, буклеты и брошюры, специально издаваемые к выставке. Кроме того, часто ценные вещи вручаются участникам презентаций, конкурсов, розыгрышей и лотерей в качестве призов. Чаще всего это изделия фирмы и сувениры с фирменным знаком или логотипом предприятия.
Все это — реклама в чистом виде и поэтому расходы на бесплатную раздачу материалов считаются рекламными.
Стоимость собственной недорогой продукции списывается на рекламные расходы одной из следующих проводок: