функции: целью является не длина гармоний, а отвлечение от нормативной функции данного аккорда (в примере 217А — побочной доминанты, 216А — доминантового вводного, 216Б — тоники) в пользу особого рода звучности и создания субсистемы, определяемой звучностью данного сочетания, включая сюда и собственно аккорд, и украшающие его неаккордовые. Даже такая, казалось бы, яркая тональная неустойчивость, как звучание уменьшенного септаккорда, может «заглушаться» линейной неподвижностью и местными неустоями, для которых тянущееся созвучие — устой. В основную, центральную функциональность такая функциональная переменность вносит существенные коррективы. Часто они способствуют психологическому смещению центра гармонического смысла в область красочности, колористики (об этом в следующем параграфе этой главы).
Звуки тянущегося аккорда приобретают свойства местных устоев, что сравнимо и с ладовым устоем. Так возникают «аккордолады» (см. пример 216А), причем устоями таких микроладов могут становиться практически любые аккордовые структуры (а лады, соответственно, не только мажор или минор).
Многозвучные аккорды допускают богатую выразительными возможностями разработку частей аккорда (пример 217).