Красочно звучащий пятизвуковой «лидийский» аккорд DD9, открывающий главную тему произведения (оно написано в форме трехчастной с переходами), получает богатую оттенками разработку. Верхняя часть (в данном регистре и стилистическом контексте это функциональный спутник второго порядка; ср. с окончанием романса Рахманинова «Ау!»), сама представляющая собой полный аккорд (субаккорд-трезвучие) и допускающая поэтому отдельное существование в виде местной субдоминанты , получает переменно-функциональную фигурацию в качестве как бы звукоряда a-moll, причем 6 мелодического a-moll легко становится аккордовым тоном трезвучия a-moll в качестве сексты и — тем более — в качестве
сексты субаккорда DD9. В контексте же полного аккорда DD9 звукоряд мелодического a-moll образует сверкающий особенно яркими красками местный звукоряд лидийско-миксолидийского лада (пример 217Б).
Так же как остинато является разновидностью органного пункта, остинатная гармония есть вид педальной. Едва ли не самым выдающимся примером остинатной гармонии можно считать сцену колокольного звона из «Бориса Годунова» Мусоргского, необыкновенный по впечатляемости гармонический замысел которой блистательно довершен оркестровкой Римского-Корсакова. Вместо разработки одного аккорда в остинатном чередовании у Мусоргского фактурно (вариантно), регистрово и темброво разрабатываются два аккорда, однотипные по структуре, водруженные на осевой центральный тон с (сцена — предыкт к хору «Слава» в C-dur) и в своих чередованиях образующие симметричный лад 2.1.3 (пример 218).
218 М. Мусоргский. «Борис Годунов» (инстр. Н. Римского-Корсакова)
Подобно тому как при неаккордовых звуках и педалях сочетаются подвижные и неподвижные элементы гармонии, взаимодействие педальной гармонии с другими, подвижными видами линеарной гармонии часто приводит и к их объединению. В следующем примере две линеарные формы — проходящие аккорды и педаль — образуют динамичный подъем от Т к D (как остовных гармоний), см. пример 219.