Казанский филиал
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
Психология социально-правовой деятельности
Учебно-методический комплекс
Факультета непрерывного образования
По подготовке специалистов для судебной системы
(специальность 030912 Право и организация социального обеспечения)
Казань
Автор:
Гусарова Мария Викторовна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин КФ ФГБОУВПО «РАП».
Рецензенты:
Гарипов Руслан Фаритович, кандидат юридических наук, доцент ФГБОУВПО «Казанский государственный энергетический университет»
Пепелышева Оксана Вячеславовна, старший преподаватель социально-гуманитарных дисциплин КФ ФГБОУВПО «РАП».
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения.
Одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин КФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 4.09. 2013 г.)
Утвержден Учебно-методическим советом КФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 25.09. 2013 г.).
Ó КФ ФГБОУВПО «РАП», 2013
Гусарова М.В., 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………… | |
Объем дисциплины и виды учебной работы …………………………… | |
Тематический план и содержание учебной дисциплины…………… | |
Программа курса ………………………………............................. | |
Планы семинарских (практических) занятий……………… | |
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов …………………… | |
Примеры тестовых заданий для проведения промежуточной аттестации ……………………………………...… | |
Информационное обеспечение обучения. Литература………………. | |
Вопросы для подготовки к контрольной работе…….………………….. |
ВВЕДЕНИЕ
Область применения программы
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: 030912 «Право и организация социального обеспечения» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): реализация правовых норм в социальной сфере, выполнение государственных полномочий по пенсионному обеспечению, государственных и муниципальных полномочий по социальной защите населения, и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Психология социально-правовой деятельности» - профессиональный модуль, междисциплинарный курс.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Цель освоения дисциплины: 1. Сформировать у изучающих дисциплину основные представления о психологических закономерностях обеспечения юридической деятельности как профессии; 2. Раскрыть структуру и содержание психологии социально-правовой деятельности, её базовых понятий и методов. В процессе изучения дисциплины «Психология социально-правовой деятельности» решаются следующие задачи: 1. Формирование у студентов адекватного представления о сфере взаимодействия психологии и права; 2. Формирование у будущих юристов системы основных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного выполнения профессиональной деятельности; 3. Достижение определенной психологической подготовленности изучающих дисциплину к работе в разных условиях и с различными категориями граждан.С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
анализа действующего законодательства в области пенсионного обеспечения и социальной защиты;
приема граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты;
общения с лицами пожилого возраста и инвалидами;
публичного выступления и речевой аргументации позиции;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
анализировать действующее законодательство в области пенсионного обеспечения, назначения пособий, компенсаций, предоставления услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите с использованием информационных справочно-правовых систем;
разъяснять порядок получения недостающих документов и сроки их предоставления;
составлять проекты ответов на письменные обращения граждан с использованием информационных справочно-правовых систем, вести учет обращений;
пользоваться компьютерными программами назначения и выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат;
консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, используя информационные справочно-правовые системы;
запрашивать информацию о содержании индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и анализировать полученные сведения о стаже работы, заработной плате и страховых взносах;
использовать периодические и специальные издания, справочную литературу в профессиональной деятельности;
оказывать консультационную помощь гражданам по вопросам медико-социальной экспертизы;
объяснять сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста;
правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг);
давать психологическую характеристику личности, применять приемы делового общения и правила культуры поведения;
следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
содержание нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих вопросы установления пенсий, пособий и других социальных выплат, предоставления услуг;
правовое регулирование в области медико-социальной экспертизы;
основные понятия и категории медико-социальной экспертизы;
основные функции учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы;
юридическое значение экспертных заключений медико-социальной экспертизы;
понятие и виды социального обслуживания и помощи, нуждающимся гражданам;
государственные стандарты социального обслуживания;
порядок предоставления социальных услуг и других социальных выплат;
современное представление о личности, ее структуре и возрастных изменениях;
особенности психологии инвалидов и лиц пожилого возраста;
основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе