Часть I. Диагностическое обследование детей раннего возраста

Анализ некоторых современных подходов к диагностике развития детей раннего возраста. В настоящее время в России и за рубежом разработан обширный диагностический инструментарий, направленный на выявление нарушений развития у детей раннего возраста.

В Европе широко известна “Мюнхенская функциональная диагностика развития” детей раннего возраста, созданная в Мюнхенском университете и Институте социальной педиатрии. Данная диагностика была разработана группой специалистов под руководством профессора, почетного доктора медицинских наук Теодора Хельбрюгге. На основании его десятилетних научных исследований детского развития были получены новые знания в области раннего диагностирования, ранней терапии и раннего социального приобщения детей с ограниченными возможностями. Основание им в 1968 году социально-педиатрического Мюнхенского детского центра должно было решить проблему оказания помощи детям раннего возраста с особыми потребностями. В настоящее время в центре, основываясь на самых современных научных достижениях, работают специалисты из различных областей – педиатрии, социальной педиатрии, детской неврологии, психологии, генетики. Он специализируется на ранней диагностике и терапии нарушений и задержек развития.

Дата проведения первой оценки развития в Мюнхенской диагностической программе соответствует второму месяцу жизни младенца. В основе методики – дифференцированное деление психомоторного развития на восемь функциональных областей: ползание, сидение, ходьба, хватание, перцепция, речь, понимание речи, социальное поведение. В методике оценивается сам факт выполнения или невыполнения задания ребенком, что сопоставляется с возрастными нормами, создается графический, антропометрический профиль, связывающий показатели по всем функциональным областям. При подведении результатов производится анализ негативных отклонений, так, задержка в 1 месяц требует повторной диагностики после выявления ее причин и коррекции, тогда как задержка в 2 месяца считается критической в отношении патологии и требует более глубокого анализа. Данная диагностическая методика носит скрининговый характер, в ней отсутствуют некоторые значимые показатели развития, выделяемые отечественными методиками, такие как "первая улыбка в ответ на обращение взрослого", "комплекс оживления".

Модель Мюнхенского детского центра оправдала себя как эффективное терапевтическое и диагностическое учреждение и внедряется в практику других стран: появились разнообразные дочерние центры в Германии и по всему миру.

В зарубежных методиках наблюдаются разночтения в объяснении нормативных сроков формирования психических реакций, а также большой разброс показателей. Причина этого в специфике воспитания детей в разных странах мира, в разных научных подходах к определению возрастной нормы и выделению содержательных областей развития младенца.

Знакомство с данными исследованиями и диагностическими подходами и сравнение их с теми направлениями исследований, которые ведутся сейчас в области ранней помощи в России, говорит о том, что мы имеем сходные проблемы в области раннего специального детского образования и находимся на единой линии развития.

В настоящее время для диагностики широко используются опросники для оценки психомоторного развития детей раннего возраста. Существует группа методик для быстрой оценки психомоторного развития младенцев, так называемые «скрининг-методики»: А. М. Казьмин, Л.В. Казьмина "Дневник развития ребенка от рождения до трех лет". Активно применяется диагностические методики Г.В. Пантюхиной, К.Н. Печоры, Э.Л. Фрухт, О.В. Баженовой, Л.Т. Журбы, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Архиповой.

В последние десять лет были защищены отечественные диссертационные исследования, в которых предложены новые разработки имеющегося диагностического инструментария.

В исследовании М. Л. Дунайкина впервые применен нейропсихологический подход к анализу психического развития младенцев с перинатальными энцефалопатиями, что позволило психологу изучить церебральные механизмы нарушенного онтогенеза и через их понимание подойти к закономерностям формирования психических функций в норме. Такого рода работа стала возможна благодаря тому, что выполнялась в учреждениях медицинского профиля и у автора была возможность изучать анамнез пациентов, результаты аппаратных исследований, обсуждать данные с врачами. М. Л. Дунайкин показал, что существует зависимость особенностей психического развития от преимущественной латерализации церебральной дисфункции. Поражение правого полушария проявляется ослаблением непосредственно-эмоциональных форм взаимодействия, слабостью общей активации на стимуляцию. Дисфункция левого полушария обусловливает задержку формирования опосредствованных сложных способов общения и предметных действий. При этом была обнаружена полушарная зависимость от стволово-подкорковых образований мозга, определяющих общую нейродинамику, правое полушарие функционально зависимо от лимбико-диэнцефальных структур, а левое от каудальных отделов ствола мозга. В зависимости от стороны преимущественной церебральной дисфункции формируются симптомы дисгармонического (при правополушарной) или задержанного (при левополушарной) развития. Нейропсихологический подход позволил рассмотреть проблемы психического развития с позиций его церебральной организации, взаимосвязанной с биологическими и психосоциальными факторами.

Таким образом, на современном этапе мы наблюдаем разнообразие методов и научных подходов к проблеме ранней диагностики и коррекции детей с нарушениями развития. В связи с этим назрела необходимость анализа и систематизации получаемых в результате данных об эффективности их воздействия на психику детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: