В управлении трудом

Мотивационная функция заработной платы связана с использованием ее (как трудового дохода работника) в качестве мотива, побуждающего человека к труду. Термин «мотив» (лат. мoveo – двигаю) означает то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается. Среди внутренних побудителей к действию мотив непосредственно предшествует деятельности. С помощью мотива человек объясняет и обосновывает свое поведение. Мотивы подвижны, так как часто складываются под воздействием эмоций человека и его темперамента. Природной основой мотивации является объективное стремление людей к труду, заложенное в них природой. Это стремление, как и всякое заложенное природой человека качество, можно развивать, способствуя его развитию посредством стимулирования, и можно тормозить, сдерживать, противоборствовать ему и иногда обратить его в противоположность (антистимул).

Различают мотивацию: социально-психологическую (нормы поведения, ценности, типы и образцы поведения); социально-экономическую (отношения собственности, условия конкуренции, принципы оплаты труда и др.); перспективную и текущую; прямую и косвенную; внутреннюю (определяется содержанием и значимостью работы) и внешнюю (административное, экономическое и прочее воздействие).

Мотивы выполняют многообразные функции. В процессе мотивации мотив в каждый данный момент может проявлять свою сущность не всеми функциями, а какой-либо одной или несколькими из них. Существует разнообразие мотивов, среди которых выделяются: мотив стадности (потребность быть в коллективе); самоутверждения (характерный в основном для работников высокой квалификации); самостоятельности (желание быть хозяином, стремление к новым видам деятельности, к активному поиску решений, к риску); стабильности (противоположен мотиву самостоятельности, предпочтение отдается надежности бытия и деятельности); приобретения нового (знаний, вещей и т. д.); справедливости (несоблюдение справедливости ведет к демотивации); состязательности (генетически присущ каждому человеку) и др. Различают также мотивы – побуждения, являющиеся внутренними, истинными мотивами, и мотивы-суждения, с помощью которых человек объясняет себе и другим, обосновывает свое поведение.

Понятие мотивации в широком смысле слова включает степень активности, готовность к выполнению работы, утомляемость и другие социальные факторы. Мотивация может быть внутренней (побуждение к действию со стороны самого человека) и внешней (побуждение человека или группы к действию со стороны общества).

Стимулирование всегда имеет внешний характер, оно не является первопричиной самого действия (это удел мотивации), но усиливает или ослабляет действие, делает его большим или меньшим, может способствовать нарастанию явления или тормозить его (в зависимости от того, как это стимулирование устроено).

Термин «стимул» трактуется как «побудительная причина». Стимулировать – давать стимул, толчок к чему-нибудь. Стимулирование – комплекс экономических и социальных мер (рычагов), способных направлять трудовую деятельность людей к желаемой цели. Стимулирование может быть экономическое и социальное.

Экономическое стимулирование предполагает систему мер, использующую стоимостные категории с целью побуждать участников производства трудиться по созданию общественного продукта. Характер, формы и методы его зависят от господствующих производственных отношений общества.

Социальное стимулирование несет нематериальную нагрузку, позволяя человеку реализовать себя как личность и как работника одновременно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: