Наука как социальный институт

ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ НАУКИ – процесс организации науки в устойчивую социальную структуру. Родоначальником институционального подхода к науке является американский социолог Р. Мертон. Как социальный институт наука возникает в XVI-XVII вв. в связи с необходимостью обслуживания капиталистического производства, где наука как система общественного разделения труда должна отвечать за производство теоретического знания. В античном и средневековом обществе науки как социального института не существовало. Наука не была профессиональной деятельностью, за которую учёные получали вознаграждение. Профессионализация науки связана с историей университетского образования. Превращение науки в профессиональную деятельность предполагало её регулирование и законодательное оформление. Усложнение организационных форм профессионально-научной деятельности связано с процессом выделения научных дисциплин в результате внутренней логики развития научных областей (процессы специализации, дифференциации, интеграции) и административных решений о создании научных заведений, исследовательских центров, кафедр и т.д.

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ (от лат. между субъектами) – согласие (явное или неявное) среди субъектов познания относительно принятия различных когнитивных решений, консенсус в научном сообществе, особая общ­ность между познающими субъектами (условие вза­имодействия и передачи знания одного для другого). Этот консенсус, как показывает история науки, всегда имеет условный и временный характер и открыт для пересмотра. Вплоть до XX века гарантией достовернос­ти познания выступала универсальная структура познающего субъекта. Гуссерль предпринял по­пытку обоснования что Я естественным образом выстраивает в себе Других и складывает общность субъектов (то есть интерсубъективную общность), каждый из ко­торых имеет мир в своем опыте. В интерсубъективности Я фиксирует своеобразие своего опыта в отношении других возможных опытов. Позднее Гуссерль вво­дит понятие «жизненного мира» – духовного об­разования, которое служит основой интерсубъек­тивности. В дальнейшем тема рассматривается в аналитической философии (Рассел, Карнап, Куайн), феноменологии (Сартр, Мерло-Понти) и фе­номенологической социологии (Шюц). Здесь интерсубъективность интерпре­тируется как внутренняя социальность индивиду­ального сознания. Шюц рассматривает интерсубъ­ективность в свете двух правил интерпретации со­циальной жизни – взаимозаменяемости точек зрения Я и Другого и признания схожести интер­претации общих фактов и программ поведения при несущественных различиях (так им обосновывается возможность построения со­циальной теории).

НАУКА И ИСКУССТВО. Если наука объясняет мир на языке категорий, абстрактных понятий, законов и теорий, то искусство это делает при помощи естественного языка, отражая мир в художественных образах, а знание, добытое искусством, постигается человеком чувственно-эмоциональ-ным путём, что не требует профессионального навыка. Поэтому гениальные произведения часто дают более глубинные знания о человеке и обществе, нежели наука. Не случайно писателей называют «инженерами человеческих душ». Но знание, добытое искусством, нельзя сопоставить по масштабам и объему с системными знаниями науки.

НАУКА И НРАВСТВЕННОСТЬ. Нравственность, регулируя отношения людей в обществе, при помощи не писаных законов, норм и правил поведения, выработанных в процессе естественного развития общества, является самостоятельной сферой духовной жизни. Нравственность и мораль являются объектом изучения этики, философской дисциплины, формирующей идею о должном и справедливом, о добре и зле. Нравственные принципы пронизывают функционирование науки, как социального института. Аристотель говорил: «Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд». Этическое регулирование науки происходило всегда, хотя часто это не было очевидным. Нравственное регулирование внешне связано с отношениями людей, а не отношениям исследователя к математическим или физическим объектам исследования или мыслительным операциям. Но наука – это результат деятельности людей, поэтому ней всегда присутствует нравственный компонент. Влияние нравственных ценностей на науку может быть внутренним и внешним. Внутреннее воздействие науки и нравственности связано с творческим процессом научных коллективов (если отношения основаны на уважении, доверии, поддержке, то эта деятельность регулируется положительными нравственными ценностями; если же в коллективе царит недоброжелательность, подсиживание и угодничество – то это мешает научному творчеству и можно говорить об отрицательном влиянии нравственности на науку). Научные открытия серьёзно влияют на общественную жизнь, и научное сообщество несёт ответственность за свои открытия – в этом проявляется внешнее воздействие нравственности на науку, так как наука развивается не в этическом вакууме, а в тесной связи с нравственным состоянием общества и во многом определяется его политическими задачами, экономическими и техническими возможностями.

НАУКА И РЕЛИГИЯ. Как самостоятельные области духовной культуры наука и религия стремятся постичь мир, но делают это различным способом: религия – в форме веры, путём создания фантастических образов, а наука – в форме систематизированного знания объективной истины и теоретического мышления. Если религиозное мировоззрение построено на принятии догматов веры без всяких доказательств (хотя в средние века было сделано ряд попыток рационально доказать догматы священного писания, которые в конечном итоге потерпели крах), то научное познание рассматривается как истинное, только если оно подтверждено эмпирическими доказательствами. В средние века религия подчинила себе науку и заставила её заниматься толкованием Священного писания и комментариями к Библии. Но в схоластических диспутах и комментариях оттачивались положения теоретического мышления, которые подготовили революцию в науке Нового времени. Первое серьёзное столкновение религии с наукой связано с открытием Коперника гелиоцентрической картины мира. Религия должна была отказаться от целого ряда догматов теологии и перестала единолично формировать воззрения на мир. В этой борьбе победила наука и постепенно освободилась от религиозных основ. Сегодня наука и религия существуют в духовной культуре общества, каждая, занимая свою нишу и не посягая на сферу другой. Религия, предлагая человеку вечные ценности (любовь, надежду, спасение, терпение), по-своему наделяет человека житейской мудростью, не умаляя достоинств науки в познании мира.

НАУКА И ТЕХНИКА. Слово «техника» в переводе означает «умение, мастерство, искусство», сегодня оно означает: 1) технические средства, орудия труда, приборы; 2) навыки и умения осуществлять те или иные операции. В античности и в средневековье преобладали простые орудия труда, и результат труда полностью зависел от мастерства исполнителя. Поэтому наука и техника были независимы и рассматривались как самостоятельные явления. В капиталистическом обществе отношения между наукой и техникой меняются: утверждается ведущая роль техники, а развитие науки рассматривается как ответ на её запросы. Не случайно ведущей наукой в Новое время становится механика, помогающая разобраться в действии технических устройств. На фоне запросов производства начинают интенсивно развиваться естественные науки, что приводит в середине XIX в. к отделению в самостоятельную область технических наук. Технические науки тесно связаны с естественными науками. Специфика технических наук по отношению к естественным и гуманитарным связана с предметом, задачами и методологией. Предметом технических наук являются природные процессы и закономерности, действующие в условиях искусственно созданных систем, что позволяет целенаправленно применять их для потребностей людей. Задачи технических наук – разработка знания о методах и средствах создания искусственных систем и обеспечение их нормального функционирования в процессе производства. Технические и естественные науки находятся в постоянном взаимодействии: открывая новые законы природы, естественные науки дают теоретическую основу для дальнейшего развития теоретических наук, то есть создают необходимый запас научных знаний для прогресса техники. Так развитие науки порождает революцию в технике. Основываясь на данных естественных наук, технические науки связаны с социально-гуманитарными науками через решение экономических и политических задач. В свою очередь, социально-экономические цели определяют техническую политику, влияя на развитие технических наук, их методологию и определяют выбор методов их исследования.

НАУКА И ФИЛОСОФИЯ. Длительное время философия рассматривалась как наука, и даже высшая наука (в Древней Греции понятия «знание», «наука», и «философия» были синонимами). Долгое время философия рассматривалась как «наука наук» прежде чем стать самостоятельной областью духовной культуры. Является ли философия наукой? Если рассматривать предмет изучения, то философия исследует отношение человек-мир, а частные науки – отдельные стороны бытия (философию интересует мир в целом, а научное мышление погружено в конечный материал). Если рассматривать характер полученного знания, то наука стремится систематизировать, обосновать и доказать объективное знание действительности, а философия – осмыслить место человека в мире (при этом философия не даёт однозначных решений в отличие от науки). Если рассматривать средства добывания знания, то наука опирается на факты и эксперименты, а философия – это чисто теоретическое, умозрительное знание о действительности в целом. По характеру понятийного аппарата язык науки однозначен, а философия оперирует категориями, которые отражают всеобщее, причём каждый философ может иметь свой язык (свой категориальный аппарат), или свою трактовку общих категорий. Если ценностные аспекты науки отнесены на второй план, а в философии ценностные ориентации имеют огромное значение. Если наука не бывает национальной, то язык философии всегда национально окрашен. Поэтому философия не является отдельной наукой, но в то же время является теоретическим знанием, как и наука, однако отличным от неё. Но в начале XIX в. позитивизм выдвинул лозунг «наука сама себе философия» и философии было отказано в статусе называться наукой. Конфликт между философий и наукой привёл к утверждению сциентизма и мировоззренческому кризису, так как наука не может решить целый ряд смысложизненных проблем человека и сущностного понимание им мира. Философия нужна науке. Она снабжает её методами, правилами и операциями мышления, наделяя мировоззренческими ориентирами, и выявляет круг нерешённых проблем. История науки – это развитие научных идей, которые решаются в рамках фундаментальных основ, выработанных в философии. Поэтому философия и наука неотделимы друг от друга, при этом оставаясь самостоятельными областями духовной культуры.

НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ – это законодательно закреплённая система взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, а также между научной сферой и другими социальными образованиями (политикой, экономикой, образованием и др. Наука как социальный институт включает в себя: 1) учёных с их квалификацией, опытом и знаниями; 2) разделение и кооперацию научного труда; 3) чётко налаженную и эффективно действующую систему научной информации; 4) научные организации и учреждения, научные школы и сообщества; 5) лабораторное и экспериментальное оборудование; 6) формы контроля, экспертизы и оценки научных достижений.

НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО – совокупность всех когда-либо живших и ныне живущих ученых, понимаемая как интегральный субъект научного познания, т.е. совокупность людей, занимающихся наукой как видом профессиональной деятельности. В философию науки эта проблематика введена постпозитивизмом, стремившимся вскрыть взаимосвязь социокультурных и гносеологических сторон научного познания. Данное понятие было развито американским историком науки Т. Куном, который научным сообществом называл исследователей, которые разделяют общую парадигму (совокупность фундаментальных теорий, законов и образцов решений проблем). В деятельности научного сообщества поддерживаются исследовательская традиция, нормы научной рациональности, осуществляется рост научного знания. Внутренняя структура научного сообщества и его роль в функционировании и развитии науки являются специальным предметом социологии науки. Выделяют два уровня научного сообщества: 1) национальное, существующее в пределах одного государства; 2) дисциплинарное, ограниченное рамками определённой области знания (например, совокупность всех физиков), 3) научные школы, 4) научные учреждения, 5) неформализованные научные коллективы. Они являются носителями определенных парадигм, исследовательских программ, методологических установок. Основные характеристики научного сообщества: а) единство в понимании целей науки и задач своей дисциплинарной области; б) универсализм, когда учёные в своих исследованиях и оценках руководствуются общими критериями, правилами обоснованности и доказательности знаний; в) коллективный характер накопления знания, который основан на системе внутренних норм и идеалов (этос науки); г) приверженность определённой парадигме – модели (образца) постановки и решения научных проблем. Иторические типы научных сообществ: 1) философские школы («сады» Эпикура, «ликей» Аристотеля, «академия» Платона, стоики, Александрийская школа); 2) богословские школы; 3) Республика учёных (начала XVII в.); 4) научные сообщества периода дисциплинарно организованной науки (XVII-XIX вв.); 5) междисциплинарные сообщества науки (XXв.); 6) научные школы (сообщества единомышленников в решении одних проблем); 7) научные направления; 8) научные коллективы (единомышленники с одной научной программой.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ – в широком смысле слова – это социальная подсистема, занимающая определённое место в обществе и выполняющая определённые социальные функции, форма официальной закреплённости того или иного вида человеческой деятельности в обществе. В узком смысл слова – система учреждений (исследовательских центров, лабораторий и др.), уполномоченных выполнять определённую социально-регламентированную деятельность. Институциональность предполагает формализацию всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию регулирования и наличие определённых норм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: