АКАДЕМИЯ – философская школа Платона, открытая им в сорокалетнем возрасте в Афинах в 387 г. до н.э. в помещении «гимнасии», расположенной в роще, посаженной в честь героя Академа, отчего и получила впоследствии своё название – Академия. Здесь стали собираться талантливые люди, которых Платон соединил как «священное братство», почитавшее Музы и Аполлона. Цель Академии – Платон видел в том, чтобы через определённым образом организованное знание формировать людей нового типа, способных обновить государство, ибо знание – облагораживает людей, а через людей – общество и государство. В Академию принимали практически всех желающих. Часть его учеников пришла в Академию для изучения наук, другая, большая часть – для получения общего образования, прежде всего для подготовки к политической деятельности. Впоследствии Академия стала крупным очагом развития греческой математики. Из его школы вышли Февдий из Магнесии, автор учебника по математике и Архит – создатель научной механики. Здесь учился выдающийся астроном и географ Эфдокс, который разработал новый метод математического анализа, дал своё определение пропорциональности, выдвинул гипотезу о шарообразности Земли и попытался вычислить длину её окружности. В годы старости Платона, когда произошло его сближение с пифагорейцами и с развивавшимся ими математическим естествознанием. Еще при жизни Платон сам назначил себе преемника по руководству Академией. Преемником этим стал его ученик, сын его сестры Спевсипп (407-399 гг. до н.э.). В ряде вопросов Спевсипп отклонялся от учения Платона, прежде всего в учении о Благе и об «идеях». В сущности Спевсипп был скорее пифагорейцем, чем платоником. Учение Платона об «идеях» он отрицал, заменив «идеи» «числами» пифагорейцев. Однако и «числа» он понимал не столько в платоновском – философском, онтологическом – смысле, сколько в смысле математическом. Он сближал Мировой ум Платона не только с Душой, но и с Космосом. Он даже начал борьбу с Платоном и платоновским дуализмом – в теории познания. Начиная со Спевсиппа, в платоновскую Академию проникает скептицизм. Приблизился к пифагорейцам и его ученик Ксенократ, который стоял во главе Академии в течение 25 лет (339-314 гг. до н.э.) и был главным представителем школы, одним из самых плодовитых ее писателей. Ему принадлежит разделение всей философии на области диалектики, физики и этики. Мировую душу он определял как самодвижущееся число. Он присоединил к физическим элементам эфир и утверждал, что элементы состоят из мельчайших телец.
АНТИЧНАЯ НАУКА – этап развития науки с VI в. до н.э. до VI в.н.э.). Древняя Греция является прародительницей науки (здесь впервые появляются научные школы – милетская, пифагорейский союз, элейская, ликей, сады и др.). Учёные были одновременно и философами. Возникшая наука о природе была натурфилософией, исполняя роль «науки наук» (была вместилищем всех человеческих знаний об окружающем мире, а естественные науки были только её составной частью). Этот этап развития науки характеризовался: 1) попыткой целостного охвата и объяснения действительности; 2) созданием умозрительных конструкций (не связанных с практическими задачами); 3) вплоть до XIX в. отсутствием дифференцированостью наук (только в XVIII в. самостоятельными областями науки стали механика, математика, астрономия и физика; химия, биология и геология – только начали формироваться); 4) отрывчатостью знаний об объектах природы (оставалось место для вымышленных связей). Античная натурфилософия прошла несколько этапов в своём развитии: ионийский, афинский, эллинистический, римский. Развитие науки в античном мире, как обособленной сферы духовной культуры было связано с появлением людей, которые специализировались на получении новых знаний. Естественные науки существуют и развиваются неотделимо от философии в форме натурфилософии, знания носят умозрительный (рациональный) и теоретический характер. Экспериментальная база наук практически отсутствует. Методологической основой античности является создание дедуктивного метода исследований («Логика» Аристотеля) и аксиоматического метода изложения научных теорий («Начала» Эвклида). В античной науке формируются умозрительные догадки, обоснованные в более поздние времена: атомизм, гелиоцентрическое устройство мира и др. Формируются традиции научных школ, основными долгожителями которых являются Академия Платона и Ликей Аристотеля. Огромное значение для развития науки имело возникновение письменности на основе более совершенного, нежели древневосточный папирус, писчий материал – пергамент. Возникают библиотеки, крупнейшей из которых была Александрийская библиотека. Письменность входит в повседневный быт и процесс обучения. Научные труды античности были оформлены в форме литературных произведений, то есть имели гуманитарную составляющую. Основными заказчиками научных исследований являются правители, используя их в основном для военных целей. Зарождается техника: строительное дело (благоустройство городов требовало создание системы водоснабжения и канализации, строительство бань, цирков, театров), механика, промышленное производство металлов способствовало изготовлению инструментов и оружия. На этой основе формируется знание в области химии.
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. дон. э.) – древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, родившийся в Стагире. Его отец Никомах – придворный лекарь македонского царя. В 17 лет будущий философ становится учеником Платона,а в 343 г. до н.э. он становится учителем Александра Македонского. После 30 лет странствий возвращается в Афины и основывает в Ликее собственную школу – перипатетическую (от греч. «прогуливающиеся»). После смерти Александра Македонского обвинён в безбожии, вынужден бежать в Халкиду, где вскоре умер. Аристотель – автор самой обширной философской и научной системы античности, написавший более 150 научных трудов, главный из которых – «Метафизика». Ядром философии он считал онтологию – учение о сущем. Основа сущего – первая материя. Она принципиально неопределима, бесформенна и является лишь потенциальной предпосылкой бытия. Первоматерия разлагается на четыре элемента: огонь, воздух, воду и землю. Любая чувственно воспринимаемая вещь представляет собой результат соединения материи и формы как ее (вещи) образа, идеи. Действительность – единство телесного (материального) и идеального (формообразующего). Источник движения усматривал в перводвигателе (идея Бога). В учении о мире он выделяет четыре основных вида мировой причинности, благодаря которой все существует: материальную, формальную, действующую и телеологическую («целевую»). Логика Аристотеля – одновременно и теория познания. Он сформулировал три основных логических закона: закон тождества, закон противоречия и закон исключённого третьего. Он утверждал, что душа присуща всем предметам живой природы. Имеются три различных уровня души: растительный (души растений), чувственный (души животных) и разумный (душа человека). Познание он рассматривал как процесс все более глубокого постижения бытия и выделял следующие ступени познания: ощущение, представления, опыт, искусство и наука. Человек – гражданин государства, «политическое животное». Идеалом философа было государство, опирающееся на частную собственность, моральные добродетели и рабов.
АФИНСКИЙ ЭТАП АНТИЧНОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ – расцвет древнегреческой философии науки в V-IV вв. до н.э. Связан с созданием первых классический философских систем объективного идеализма Платона и дуализма Аристотеля, а также атомистического учения Левкиппа и Демокрита. Основные принципы атомистики: 1) Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц (атомов) и пустоты; 2) атомы вечны, неуничтожимы, а значит, Вселенная существует вечно; 3) атомы неизменны, непроницаемы и неделимы – они являются «кирпичиками мироздания»; 4) атомы находятся в постоянном движении, изменяя своё положение в пространстве; 5) атомы различны по форме и величине, но недоступны органам чувств человека; 6) предметы – это сочетания атомов различной формы и порядка их соединения. На этом этапе огромная роль принадлежит Аристотелю, как систематизатору древней науки. Он создал первую классификацию наук, разделив их на теоретические, практические и творческие, а по предмету исследования – на философию и частные науки. Естественнонаучные интересы Аристотеля были связаны с математикой, физикой, астрономией и биологией. Он описал несколько сотен различных животных. Аристотель – основатель формальной логики (силлогистики). Теоретические науки он разделил на три части: 1) «первую философию» (позднее названную метафизикой), которую посвятил умозрительному постижению высших начал всего существующего; 2) математику, которая изучает взятые в абстракции числовые и пространственные свойства; 3) физику, изучающую различные состояния тел в природе. В истории науки он известен как создатель космологического учения, положенного в основу геоцентрической концепции мира: земля – центр Вселенной и имеет форму шара; мир делится на две части – область земли и область неба; область земли состоит из четырёх стихий – земли, воды, воздуха и огня, а область неба – имеет ещё и пятый элемент – эфир, из которого состоят все небесные тела; самые совершенные из них – неподвижные звёзды, состоящие из чистого эфира. Аристотель считал мироздание конечным. Оно завершается твёрдыми, кристально прозрачными сферами, за которыми располагается перводвигатель Вселенной – нематериальный разум мирового масштаба. Его космология впоследствии математически была оформлена Птолемеем.
ГЕНЕЗИС НАУКИ – дискуссионная проблема в истории науки, связанная с выявлением исторических условий формирования науки, в решении которой сложилось два противоположных подхода (экстернализм и интернализм) и четыре основных версий её возникновения. С точки зрения эстернализма (от лат. extro – вне) появление науки обусловлено полностью внешними для неё обстоятельствами: социальными, экономическими и др.), поэтому основная задача изучения науки сводится к реконструкции социальных условий научно-познавательной деятельности на определённых этапах её развития. Интернализм (от лат. intro – внутри) основным фактором развития науки рассматривает сложившиеся на определённом этапе развития науки способы решения научных проблем (парадигмы), методологические программы, соотношения традиций и новаций, т.е. факторы, связанные с внутренней природой научного знания, поэтому основной задачей изучения науки является описание познавательных процессов. К основным версиям происхождения науки относят. 1) Начало науки, связанное с цивилизацией Древнего Египта (IV тыс. до н.э.), когда ограниченная группа людей (посвящённые), располагала глубокими знаниями в области математики, медицины, географии, астрономии, химии и др., считая их тайными и магическими, оказав сильное влияние на развитие человеческих знаний и, особенно, в Индии, Персии, Китае, Греции, Риме. 2) Наука возникла в античной Греции в VI в. до н.э. где первые философы были одновременно и учёными, их основной интерес был связан с рациональным объяснением устройства мироздания, а личностно-образная форма мифа была заменена безличностно-понятийной формой философии (олицетворение уступает место абстракции), большое внимание уделяется системе доказательств, что позволило перейти к рациональному мышлению, как началу научного познания. 3) Наука возникла в позднем средневековье (в культуре Западной Европы в XII-XIV вв.) и была связана с деятельностью английского епископа Роберта Гроссетеста и английского монаха Роджера Бэкона, которые утверждали необходимость опытного познания природы и перехода к индукции как метода познания. 4) Рождение науки в современном смысле слова датируется Новым временем (XVI-XVII вв.) и связано с именами Коперника (коперниковский переворот), Галилея и Ньютона, создавших научную картину мира, основанную на законах классической механики.
ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (ок. 544 г. – ок. 483 г. до н.э.) – древнегреческий философ, основоположник первой формы диалектики. Принадлежал к аристократическому роду, за глубокомыслие своего учения прозван «тёмным», а за свою трагическую серьёзность – «плачущим философом». Отстаивал идею, что мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечным живым огнём, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Из всемогущего божественного первоогня, который является чистым разумом, логосом, путём раскола и борьбы произошло множество вещей; согласие и мир ведут к оцепенению, которое вновь превращается в единство первоогня. В этом проявляется вечное движение. Ему приписывают известный афоризм «всё течёт – всё изменяется». Всё течёт, но в этом течении господствует логос как закон, который познают лишь немногие. Во всём объединены противоположности, и, тем не менее, существует скрытая гармония. Мудрость – это познание разума, логоса, господствующего во всём. Только подчиняясь законам разума, которые выражаются в устройстве природы и в устройстве государства, человек приобретает душевную ясность и высшее счастье.
ДЕМОКРИТ (ок. 460 г. – ок. 371 г. до н.э.) – крупнейший древнегреческий ученый-энциклопедист, философ, автор около 70 работ, большая часть которых утрачена. Демокрит построил первую целостную философскую систему, включавшую учение об атомарности бытия, теорию познания, учение о происхождении космоса, о душе, этику. Демокрит – основоположник атомистического материализма, признавал наличие двух первоначал: атомов и пустоты. Пустоту представлял как вакуум (бесконечное пространство), где движется бесконечное количество атомов, составляющих бытие (т.е. физический мир). Атомы бесконечно малы (отсюда и название «атомос» – неделимый), непроницаемы, различны по форме и величине. Различия между предметами вызваны комбинациями атомов различной конфигурации. Атомы изначальны и вечны, как изначально и вечно движение. Демокрит разграничил в познании чувственную и рассудочную стороны. Чувственное познание он объяснял истечением атомов из воспринимаемых объектов (атомы достигают человеческих органов чувств). Эта сторона познания неполна и недостоверна, так как истинная природа вещей (атомы) может быть постигнута только с помощью мышления, рассудка. Демокрит отвергал случайность: случайным нам кажется лишь то, причины чего нам неизвестны. Познание, согласно Демокриту, есть постижение причин событий, и оно дороже для мудреца, нежели обретение царской власти над персами. Демокрит придерживался идеи множественности миров и их неоднородности: в иных нет ни Луны, ни Солнца, в иных подобные светила многочисленны; миры находятся на различной стадии развития – одни только возникают в виде атомарных вихрей, другие уже пребывают в расцвете, третьи гибнут, сталкиваясь друг с другом. Философ отграничил живое от неживого, введя представление об одушевленности. Душа атомарна по своему строению, ее атомы имеют сферическую форму и огненную природу. Человеческая душа отличается тем, что ее атомы чередуются с атомами тела. Демокрит проводил аналогию между человеческим организмом и космосом, а применительно к человеку он впервые употребил слово «микрокосм». Человеческая душа, утверждал мыслитель, смертна, хотя образующие ее атомы вечны: тело умирает, а атомы души рассеиваются в пространстве. Не вечны и боги: круглые огненные атомы их души соединены весьма устойчиво, но и они способны рассеяться. Боги могут влиять на человека благотворно или зловредно, подавать ему знаки. Наилучшей формой государственного устройства Демокрит считал народовластие (демократию), которое сохраняется только благодаря высоким нравственным качествам граждан. Эти качества, полагал он, возникают и укрепляются в процессе воспитания и обучения. Цель человеческой жизни – доброе расположение духа, при котором человек не подвластен действию страстей и страха.
ДРЕВНЕРИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ – развитие западноевропейской науки на территории Римской империи с I в. до н.э.-VI в.н.э. Этот период связан с именами Тита Лукреция Кара (I в.до н.э.) автора известной поэмы «О природе вещей», Клавдия Птолемея (прибл. 90-168 гг. н.э.), автора труда «Математическая система», определившего развитие астрономии более чем на тысячу лет, где он математически описывает систему мироздания: в центре Вселенной – Земля, далее – Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. Чем ближе к Земле, тем быстрее движется планета. Учение Птолемея было основано на аксиомах движения и на теории пространства Платона и Аристотеля (Земля шарообразна, неподвижна, находится в центре небосвода, имеющего сферическую форму, и вращается как твёрдая сфера; вокруг Земли обращаются за одни сутки планеты по круговым орбитам с постоянной скоростью; небесная твердь находится за орбитами планет, далее – «небовод», ещё дальше – «перводвигатель», а на самом краю – «обиталище блаженных душ»). Птолемей доказывал неподвижность Земли на основе учения Аристотеля, согласно которому более тяжёлое тело падает быстрее, чем лёгкое. Земля, вследствие своей огромной массы, определяет движение всех тел, находящихся на ней. Заслуга Птолемея в создании математической модели движения планет: движется не сама планета, а центр другой окружности. Объяснение петлеобразного движения планет было предложено Гиппархом (II в. до н.э.) на основе теории наложения двух круговых движений, которую Птолемей математически обосновал, водя дополнительные окружности, описывающие сложное движение планет. Система Птолемея была громоздкой, но позволяла достаточно точно вычислять движение планет. В числовых пропорциях, которые наблюдаются в музыке и акустике, он вслед за Пифагором (а за ним и Платон) увидел существование универсальных математических структур. Технические достижения римского периода античности представлены сочинением Витрувия Поллиона (50 г. до н.э.-20 г. н.э.) «Об архитектуре», который в молодости сопровождал Юлия Цезаря в его походах в качестве военного инженера, а в старости занимался строительством. Его сочинение состояло из 10 книг, разделяясь на три части: сооружение зданий, производство часов и строительство машин, где описываются машины для поднятия тяжести, водоснабжения и орошения полей, водяные мельницы). Особое место в сочинении уделялось проблемам акустики, а распространение звука рассматривалось как волновой процесс. В Древнем Риме развивалась география. Энциклопедией географических знаний этого периода является 17-томный труд «География» Страбона (63 г. до н.э., 23 г. н.э.).
ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (ок. 490-430 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, апории которогооказали огромное воздействие на всю последующую историю философии и математики. В своих взглядах Зенонподчеркивал противоречие между чувствами и разумом. Мир, как он дан нашим чувствам, имеет изменчивый, множественный, разнокачественный характер, между тем как в мышлении он предстает единым, неподвижным и целостным. Он доказывал это с помощью апорий – неразрешимо противоречивых ситуаций, к которым мы приходим, если мыслим движение и множественность. Наиболее известны апории «Дихотомия» (деление пополам) и «Ахиллес». Согласно первой движение не может ни начаться, ни закончиться. Чтобы достичь цели, движущийся предмет должен пройти сначала половину пути, но до этого – четверть, а до этого восьмую долю – и так до бесконечности. В апории «Ахиллес» доказывается, что самый быстрый из людей никогда не догонит самое медленное существо, отправившееся в путь раньше. Чтобы догнать черепаху, Ахиллес должен преодолеть расстояние от своего места до черепахи, но за этот промежуток времени, как бы он ни был мал, черепаха продвинется еще, и ситуация будет повторяться снова и снова.
ИОНИЙСКИЙ ЭТАП АНТИЧНОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ – становление античной философии и науки в VI-V вв. до н.э. Этот этап связан с формированием первых философских школ: милетской школой, пифагорейским союзом, Гераклитом Эфесским и основан на их представлениях о «стихиях», как основаниях космоса – воде, огне, числе и пр. Понятие «космос» означало порядок и было проекцией живой природы или человеческого общества, а не самостоятельной сущностью. Вселенная наделялась качествами живых существ и изображалось в виде огромного человекоподобного организма (а космос рассматривался как макрочеловека, а человек как микрокосм). Такой взгляд приводил к слиянию человека со Вселенной, микрокосмоса с макркосмосом, то есть человек выступал как часть всеобщего космического порядка и в нём воплощались все силы и стихии, которые образует космос. Описание мира представлялось как порождение какого то первоначала, как царство стихий. Анаксимандр (представитель милетской школы) создал первую общекосмологическую картину мира: земля – центр Вселенной, её опоясывает три огненных кольца – солнечное, лунное и звёздное, которые покрыты воздушной оболочкой, земля сферична и «плавает» в мировом пространстве.
ЛИКЕЙ – философская школа Аристотеля, открытая в Афинах, учеников которой прозвали перипатетиками, то есть «прохаживающимися», за то, что они имели обыкновение прохаживаться вслед за Аристотелем в саду Ликея во время занятий или лекций. Местом для нее был избран в одном из предместий города гимнасий, примыкавший к храму Аполлона Ликейского. По прозвищу этого храма – Ликейский – школа Аристотеля получила название Ликея. Обучение в Ликее имело двоякую форму: «эксотерическую» (или преподавание риторики, доступное для всех) и «акроэтическую», или «эсотерическую» (для подготовленных, где в обучение входила метафизика, физика и диалектика). Ликей Аристотеля был не только школой, но также и кругом лиц, связанных между собой тесными узами дружбы. Преемником Аристотеля по руководству школой стал его ученик и друг Теофраст, скончавшийся в возрасте 85 лет в 288 г. до н.э. Он был не только крупный философ, но и ученый. Аристотель положил своими работами начало научному изучению животного мира, Теофраст положил такое же начало изучению мира растений, В философии он занимался самостоятельным исследованием некоторых проблем логики. Из личных учеников Аристотеля выделились Евдем из Родоса и Аристоксен из Тарента. Первый из них выдвинулся своими учеными работами в области истории, оставаясь в них верным взглядам учителя. Аристоксен известен своим учением о музыкальной гармонии. Не только в теории музыки, но и в этике он соединил аристотелизм с пифагореизмом. Ряд последующих перипатетиков были больше учеными специалистами и литераторами, чем философами. Зато крупным философом Ликея был Стратон из Лампсака, стоявший в Афинах во главе Ликея в течение 18 лет (287-269 гг. до н.э.). В его лице в Ликее возобладало натуралистическое направление, переходящее в ряде случаев в прямой материализм. Он не только находил необходимым вносить поправки в учение Аристотеля по отдельным вопросам, но выступил против основных дуалистических и идеалистических элементов его учения.
ЛУКРЕЦИЙ КАР (около 96 г. до н.э.- 55 г н.э., кончил жизнь самоубийством), полное имя Тит Лукреций Кар, римский поэт и философ, автор незаконченной поэмы «О природе вещей», изданной Цицероном, где Лукреций рассматривает возникновение мира на основе взглядов Эпикура, отстаивает идею строгой причинности и фатализма. Его учение основано на следующий положениях. Ничто не возникает из ничего и в ничто не обращается. Вселенная является огромным, но конечным пространством, заполненным пустотой (вакуумом) и неуничтожимой материей (атомами). Атомы различаются по форме, размеру и весу и являются твердыми неуничтожимыми, вечными телами. Все вещи состоят из движущихся атомов, разделенных большим или меньшим количеством пустоты, что и определяет форму вещей. Любое изменение может быть объяснено изменением числа или положения атомов. Душа состоит из невероятно малых и тончайших атомов, рождается и растет вместе с телом, а после смерти тела «рассеивается как дым». Хотя боги и существуют, они не управляют и не воздействуют на мир. Будучи системами из тончайших атомов, они обитают отдельно от мира и являются воплощением человеческого счастья. Люди чувствуют и реагируют на воспринятое по определенным правилам. Несмотря на то, что чувства обмануть нельзя, разум может сделать неправильный вывод из правильных ощущений. Объекты можно увидеть, поскольку они излучают со своей поверхности особые формы, которые воспринимаются глазом, как запах носом. Люди по природе своей ищут удовольствий и стремятся избегать боли. Их целью должно быть приведение жизней в соответствие с балансом максимального удовольствия и минимальной боли. Достичь этого люди могут лишь преодолев, при помощи философии, свой страх перед смертью и богами.
МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА ГИППОКРАТА – самая известная медицинская школа античности, основанная в V в. до н.э. на острове Кос. Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) придал медицине статус науки, используя точный метод. Манифестом анатомии медицинской науки считается работа Гиппократа «О древней медицине». Если египтяне своими достижениями только предвосхитили медицину как науку, то искусство лечения больных в школе Гиппократа стало наукой благодаря методу, за которым стояло стремлении к естественному объяснению каждого явления, поиску его первопричины. Гиппократ требовал от врачей объективного наблюдения за больными систематического и организованного описания различных заболеваний и рассмотрении человека как конкретного физического существа. Свой метод рационального упорядочивания фактов он взял у греческих философов. Клятва Гиппократа, где определены знания, ценности, идеалы медицинской науки, стала её парадигмой, которая действенна и актуальна по сегодняшний день.
Клятва Гиппократа
Клянусь... что буду оставаться верным этой клятве... во всех своих суждениях, и отдавать этому все свои силы...
Употреблю все свои силы для помощи больным и воспрепятствую несправедливости и нанесению вреда. Никому не поднесу лекарства смертоносного, даже если о том попросят, также не дам такого совета другому, не допущу и беременных женщин до аборта.
Сохраню в чистоте и святости мою жизнь и мое искусство. Не стану оперировать страдающего каменнопочечной болезнью, но предоставлю это искушенным практикам.
Во всех случаях иду на помощь больному, остерегаясь вреда и несправедливости, в особенности, возбуждения похоти в телах мужчин и женщин, свободных или рабов.
А ежели доведется услышать и увидеть по долгу профессии или вне ее в моих отношениях с людьми нечто, что не подлежит разглашению, о том сохраню молчание, и как священную тайну уберегу.
И если сохраню верность этой клятве и не унижусь, пусть мне ниспошлется лучшее из этой жизни — искусство и вечная честь. Если же нарушу клятву, да буду покрыт бесчестием и позором.
Крупнейший врач IV в. до н.э. Диокл из Каристауказывал на необходимость правильного распорядка дня для сохранения здоровья, применительно к тому или иному времени года, а также говорил о правилах гигиены тела, диеты, предпочтительной организации досуга. Существенный вклад в развитие анатомии и физиологии внес римский врач Гален(129-200) – сначала бывший хирургом в школе гладиаторов, а затем в течение многих лет личным врачом императора Марка Аврелия. Наследие Галена насчитывает несколько тысяч страниц. Наиболее значительные его работы – «Анатомические процессы», «Естественные способности», «Учебное руководство по медицине», «Комментарий к Гиппократу», «Терапевтический метод». Невежество врача, по его мнению, состоит в небрежном отношении к своим обязанностям, ненасытной жажде денег, лени и праздности духа. Истинный медик должен быть одновременно и философом, сочетая в своей работе экспериментальный метод с логическим. Гален систематизировалпредставление античной медицины в виде единого учения.
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА – условное обозначение первых древнегреческих естествоиспытателей и натурфилософов (Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена), проживающих в Милетах в VI в. до н.э. до 494 до н.э. Занимаясь астрономией (в том числе навигационной) и географией (в том числе картографией), математикой и метеорологией, представители Милетской школы создали в результате первую не-мифологическую картину мира. Первым в числе Милетский философов был Фалес. Будучи купцом, использовал торговые поездки для расширения научных знаний. Он был гидроинженером, изобретателем астрономических приборов, предсказал солнечное затмение. Свои познания связал в стройные философские представления о мире, утверждая, что всё существующее возникло из воды. Земля держится на воде. Всё, происходящее из воды, не лишено одушевлённости. Он утверждал, что ближе всего к Земле находится небо неподвижных звёзд, а дальше всего – Солнце. Анаксимандр – младший современник Фалеса, признавал единым и постоянным источником рождения всех вещей – первовещество – апейрон, из которого обособляются противоположности тёплого и холодного, дающее начало всем веществам: первоначально возникла огненная оболочка, облекшая воздух над Землёй. Притекающий воздух прорвал огненную оболочку и образовал три кольца, внутри которых оказалось некоторое количество прорвавшегося наружу огня. Так образовалось три круга: круг звёзд, Солнца и Луны. Животные и люди появились из отложений высохшего морского дна и изменили свою форму при переходе на сушу. Мир не вечен. После его разрушения выделяется новый мир. Смене миров нет конца. Последний в ряду Милетских философов – Анаксимен. В качестве первовещества он принимает воздух. Он обосновал новую идею о процессе разряжения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества. Воздух – это дыхание, обнимающее весь мир. Земля – плоский диск, парящий в воздухе.
ПИФАГОР (580-500 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, математик, астроном с острова Самос. Согласно античным источникам, подлинные сочинения отсутствуют. Предание сообщает, что Пифагор учился в Милете, совершил путешествие на Восток – в Вавилон, Египет, Индию, где изучал негреческие религии, математику и астрономию; в 532 г. до н.э. бежал от тирании Поликрата в Кротон (юг Италии) и там основал религиозный братский союз с общим имуществом и собственным ритуальным уставом. Пифагорейский союз захватил власть в Кротоне и распространил свое влияние по всей Южной Италии. Однако власть эта пала в результате антипифагорейского восстания, Пифагор вынужден был бежать в Метапонт, где и умер. Согласно Пифагору числа и принципы математики одновременно являются и принципами мира, а числовые отношения, пропорции отражают гармонию самого мира. Мир называется «космосом» в силу господства в нём порядка и гармонии. По учению Пифагора, небесные тела «звучат» через определённые интервалы (гармония сфер), но эту гармонию мы не воспринимаем потому, что она воздействует на нас непрерывно. Пифагор проповедовал бессмертие души, развивал идею переселения душ после смерти в иные, новые тела и сам якобы помнил четыре прежних воплощения. Философ учил также о всеобщем родстве живых существ и требовал «очищения» тела вегетарианством, а души – через познание музыкально-числового строения Космоса.
ПИФАГОРЕЙСКИЙ СОЮЗ – древнегреческая философская школа, основанная Пифагором около 525 года до н.э. и прекратила своё существование приблизительно в середине IV века до н.э. Наследие школы выражается в следующих положениях: 1) «все есть число», что означает – все явления могут быть, в конечном счете, сведены к числовым отношениям; 2) на самом глубоком уровне реальность имеет математическую природу; 3) взгляд на душу как на самодвижущееся число, которое претерпевает последовательную реинкарнацию различных физических оболочках до своего окончательного очищения путём духовного образа жизни; 4) душа способна возвыситься до единения с Богом; 5) философия может использоваться для духовного очищения. Впоследствии пифагорейский союз применил концепцию числовых взаимосвязей по отношению к музыке, акустике, геометрии и астрономии; определил мозг как центр души и создал комплекс тайных культовых практик. Пифагореизм оказал огромное влияние на астрологию своей идеей о том, что числовая гармония Вселенной воздействует на человеческую деятельность. Астрономические концепции союза стали фундаментом гипотезы Коперника о том, что Земля и другие планеты вращаются по орбитам вокруг Солнца.
ПЛАТОН АФИНСКИЙ (427 г. до н.э. – 347 г. до н.э.), древнегреческий философ, создатель первой в европейской культуре целостной и системной философской концепции. Настоящее имя – Аристокл. Принадлежал к афинской рабовладельческой аристократии. По линии отца – отдаленный потомок аттического царя Кодра, по линии матери — брата афинского законодателя Солона. В молодости был слушателем кружка последователя Гераклита – Кратила, где познакомился с принципами диалектики. Писал стихи. Выступал на спортивных состязаниях. Встретившись с Сократом, стал его верным учеником. Осуждение и смерть Сократа стали для Платона духовным потрясением. Он совершил путешествие в Южную Италию и на Сицилию. Пытался реализовать свои социальные идеи под руководством тирана Сиракуз Дионисия Старшего, но потерпел неудачу: последний выдал его как военнопленного Спарте. Друзья выкупили Платона из плена, и он начал вести в Афинах интенсивную творческую работу, основал собственную школу – Академию. Затем снова отправился в путешествие, вновь надеялся осуществить свои политические замыслы, но окончательно потерпел поражение. Вернулся в Афины, где умер в возрасте 80 лет. Наследие Платона включает 34 диалога (главный герой большинства из них – Сократ, беседующий со своими учениками), среди которых наиболее известны «Пир», «Федон», «Федр», «Государство». Ядром его философской системы является концепция мира идей – эйдосов (идея – вид, образ). Согласно Платону, реальный, чувственно воспринимаемый мир является иллюзорным, кажущимся. В нем нет ничего устойчивого, все изменчиво, подвержено рождению и гибели. Это связано с тем, что чувственная действительность находится «в зазоре» между миром идей, олицетворяющих подлинное, настоящее бытие, и материей, олицетворяющей несущественное, суетное, неподлинное бытие, равное небытию. Каждая вещь — результат соединения идеи (образца) с бесформенной материей. Чувственно воспринимаемые предметы – подобия идей. Идеи вечны, бесконечны, существуют вне физических пространства и времени. Вселенная идей есть иерархически упорядоченная система: сначала располагаются идеи предметов неживой природы, затем – растений и животных, далее – человека. На самой вершине находятся идеи красоты и блага. Упорядоченность бытия по-своему выражает Космос. Душа не возникает одновременно с телом, а существует вечно. Она состоит из трех частей: высшей – разум, средней – воля и благородные желания, нижней – влечения и чувственность. Душа осуществляет познание. Так как душа вечна, то, познавая, она только «припоминает» образы, с которыми встречалась в идеальном мире. Искусство для Платона есть образ «неподлинного бытия», «подражание подражанию». Платон – создатель античной политической утопии. Его «Идеальное государство» представляет собой сообщество трех социальных групп и напоминает строение души. Правители – философы, стражи – воины, обеспечивающие безопасность, и производители – земледельцы и ремесленники. Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей.
САД – философская школа Эпикура, основанная в 306 г. до н.э. в Афинах, названная по месту его расположения и ставшая главным центром материализма и атеизма античности. Учение Эпикура перешло в I в. до н.э. из Греции в Рим, и была продолжена Титом Лукрецием Каром. В Риме протекала ожесточённая борьба между школой Эпикура и стоицизмом – второй известной материалистической школой периода эллинизма.
СКЕПТИЦИЗМ – 1)философская концепция, сторонники которой либо сомневаются в возможности познания действительности, либо не сомневаются в этом, но останавливаются на отрицательном результате. 2) Одноиз направлений периода эллинизма, наиболее яркие представители которого –Пиррон (365-275 гг. до н.э.) и Секст Эмпирик (200-250 гг. н.э.), сосредоточили внимание на вопросе о познаниимира и фактически дали на него отрицательный ответ. Они последовательно обосновывали представление о том, что и органы чувств, и разум человека несовершенны, апотому не могут дать знания, соответствующие действительности, охватить величественную и непостижимую природу. Из этого следовало, что любая истина относительна и, значит, человекдолжен скептически, то есть с сомнением относиться к любому, и, прежде всего, философскому знанию, не отстаивать никаких мнений, претендующих на истинность. Скептическое отношение распространялось и на саму реальность – «если я чего-либо не знаю, то этого не существует». Поэтому жизненной задачей человека становилось достижение абсолютного спокойствия и безразличия («атараксии») в отношении всех событий, происходящих вокруг него. В эпоху Возрождения и в Новое время скептицизм сыграл некоторую положительную роль как антипод догматизма.
СОКРАТ (469-399 гг. до н.э.) – древнегреческий философ. Сын скульптора Софрониска и повитухи Финереты. Своим главным призванием считал воспитание людей через систематические беседы. На рубеже V и IV вв до н.э., когда к власти в Афинах пришла демократическая партия, Сократ был обвинен в том, что не чтит традиционных богов, вводит новые божества и тем самым развращает юношество. Несмотря на возможность избежать суда и казни, Сократ мужественно принял смертный приговор и выпил чашу с ядом цикуты, продемонстрировав ученикам, что истина сильнее страха смерти Письменных сочинений не оставил. Считал себя не мудрым, а лишь «любящим мудрость» (греч. фило + софия) Ему принадлежит известное изречение: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают даже этого». В центр своей философии Сократ поставил проблему человека. Познание природы — дело богов, человек же должен познать самого себя. Философ призывал прислушиваться к «внутреннему голосу», который называл «даймонио ном» (демоном) «Даймонион» несет в себе высший смысл, благодаря ему боги сообщают человеку о его предназначении. Главное в беседах Сократа постижение сути добродетели. Основные добродетели: сдержанность (умение укрощать страсти), мужество (способность преодолевать опасности) и справедливость (стремление соблюдать божественные и человеческие законы). Истинная нравственность, по Сократу – это знание подлинного блага. Инструмент достижения такого знания – сократический метод, который состоит из иронии (выяснение несостоятельности и непоследовательности во взглядах собеседника через умело подобранные вопросы) и «майевтики» («повивального искусства», помогающего родиться истине).
СОКРАТИКИ (сократические школы) – философские школы, основанные учениками Сократа в начале IV в. до н.э. Каждая школа развивала отдельные стороны сократовского учения, но одновременно обращались к идеям элеатов, софистов, к восточным учениям, что искажало целостное представление об учении Сократа. К сократическим относятся Киническая, Киренская, Мегарская и Элидо-эретрийская школы. Киническая школа – основана Антисфеном (самым ярким киником является Диоген Синопский). Название школы связано со словом «пес», которым называли киников их современники. Как и Сократ, киники обращались к проблеме общих понятий, их роли в познании ив жизни человека. Однако, в отличие от Сократа, киники пришли к выводу, что общее не существует ни в вещах, ни в человеческих поступках. Восприятию, учили они, доступны только отдельные вещи, теоретическое познание с помощью понятий невозможно (существуют отдельные реальные лошади, а слово «лошадь» – лишь общее имя). В центре внимания киников находятся этические вопросы. Счастье не может заключаться ни в наслаждении, ни в озабоченности государственными проблемами. Главное – личная добродетель, доблесть, которую можно пробудить, освободившись от условностей, пут общественного мнения. Идеал автаркии (автономности, самодостаточности). Сократ призывал к самостоятельности мысли, а киники – к самостоятельности поведения, к уникальности поступка (согласно преданию, Диоген даже умер по собственной воле в 90 лет, задержав дыхание). Представители Киренской школы (Аристипп, Антипатр, Гегесий) помимо сократовских идей испытали влияние софистов, а также восточной мудрости, что привело к появлению в их философии элементов иррационализма. Подлинной реальностью обладают лишь единичные ощущения – единственный источник знания и счастья. Индивидуальные ощущения несравнимы друг с другом. Киренаики – сторонники эвдемонизма, учения, видящего смысл жизни в счастье, которое понимается ими как, мгновенное наслаждение. Поскольку невозможно достичь в этом мире всей полноты наслаждений, то лучше покончить счеты с жизнью (Гегесий). Вместе с тем киренаики провозглашали необходимость самообладания. Человек должен быть господином своего удовольствия, уметь управлять им; самообладание – необходимое условие счастья. Представители Мегарской школы (Евклид, Евбулид) считают, что истинно существует только общее. Эта школа объединила идеи Сократа с учением элеатов, придав ему этическую окраску. Диалектика как искусство разоблачения ложных идей методом «от противного» предохраняет человека от заблуждений и ведет его к счастью.
СТОИКИ – философская материалистическая школа, основанная приблизительно в 300 г. до н.э. Зеноном из Китона. Зенон собирал своих учеников в одном из портиков в Афинах, отчего и происходит название этой школы. Знаменитыми стоиками были Клеан, Хрисипп, Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий. Для стоиков, которые эклектически соединили в своей философии самые различные учения, Бог и природа суть одно и то же, а человек – часть этой богоприроды. Все действительное и действующее телесно. Сила – есть сама тончайшая материя, управляющая миром, и есть божество. Она пронизывает мир, как распространяющееся во все стороны дуновение (световой эфир), она – душа мира, его разум. Вся материя есть лишь модификации, находящиеся в вечном изменении этой божественной силы и снова и снова растворяющиеся в ней. Все происходит согласно внутренней и абсолютной необходимости. Но существует и свобода воли. Поэтому необходимо жить в согласии с природой, что значит – жить сообразно разуму. Все грехи и безнравственные поступки суть не что иное, как саморазрушение, утрата собственной человеческой природы, болезнь души. Правильные (сообразные с разумом и природой) желания и воздержания, поступки и дела – гарантия человеческого счастья. Но правильно желать и воздерживаться – значит всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не быть покорным судьбе, не склоняться ни перед какой силой.
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА (ЭЛЕАТЫ) – философская школа в Древней Греции (конец VI – середина V в. до н.э.), представлен нам Парменидом и Зеноном из Элей, Мелиссом из Самоса. К непосредственным предшественникам элеатов относится Ксенофан из Колофона. Логика развития элейской школы в целом вела от материализма к идеализму (учение Платона было основано на концепции Парменида). Самый яркий деятель элейской школы Парменид. Центральная категория его идеалистического учения – бытие. Бытие предстаёт у него в виде огромного сплошного шара, неподвижно покоящегося в центре мира. Он утверждал, что мысль – это всегда мысль о предмете, мысль – это всегда бытие. Никакого инобытия нет, существует только бытие. Познать такое бытие можно только при помощи интеллектуальной интуиции. Ученик и друг Парменида Зенон находит свои аргументы в защиту о неподвижном бытии, известные как апории Зенона. Третий представитель элейской школы – Мелисс выдвигает идею о бесконечности мира. Стремясь устранить из учения Парменида все непоследовательности, он пришёл к выводу, что если бытие едино, то оно должно быть бестелесным.
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ЭТАП АНТИЧНОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ – развитие науки в Древней Греции периода упадка цивилизации, приблизительно с III в. до н.э. по IV в. н.э., когда возникают центры научной и духовной жизни. Этот период – время существования македонской державы, правители которой впервые начали финансировать науку. В Александрии, сооружённой по воле Александра Македонского, в III в. до н.э. перепатетик Деметрий Фалерский создал Мусейон (храм муз), соединивший в себе музей, научное и учебное заведение (здесь были ботанический сад, зоопарк, оборудование, необходимое для биологических, астрономических и медицинских исследований, а также библиотека из 700 тыс. книг). Учёным здесь платили пенсии. Музей стал прообразом будущих научных учреждений. Выдающимся учёным этого времени был Архимед (287-212 гг. до н.э.). Он определил число π (длина диаметра), длину окружности – 2πR, предложил вычисление площадей поверхностей и объёмов, ввёл понятие центров тяжести, предложил математическую формулу закона рычага (его выражение: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю), заложил основы гидростатики (позволявшие определять грузоподъёмность кораблей), оформил знаменитый закон Архимеда. Во время Пунической войны изобрёл метательное устройство. Во время взятия римлянами Сиракуз осенью 212 г. до н.э. Архимед погиб со словами: «Только не трогайте моих чертежей». Пифогориец Аристарх Самосский (310-230 гг. до н.э.) выдвинул гипотезу о вращении шарообразной Земли вокруг Солнца, которая осталась без внимания. Великий математик эллинизма Евклид (330-277) работал в Александрии. О жизни его известно мало, но известен его ответ властителю Александрии Птолемею. На его вопрос, нет ли дороги в математику попроще, Евклид ответил, что царских путей в математику нет. Он автор «Начал геометрии», состоящих из 15 книг (до настоящего времени выдержал около 2000 изданий), где были приведены в систему математические достижения того времени. В основу «Начал» положен аксиоматический метод, который был теоретическим фундаментом аристотелевской логика. Видным математиком был Аполлоний из Перги (III-II вв. до н.э.), внесший существенный вклад в аналитическую геометрию и предложивший новый метод определения сечения конуса, исправив и дополнив Евклида и Архимеда. Успехи географов и астрономов были связаны с успехами в математике. Походы Александра Македонского способствовали этому. На основе путевых записей историка Аристобула командующего флотом Неарха, описаны новые страны, с которыми греки познакомились тогда впервые. Андросфен оставил описание побережья Аравии, прилегающего к Персидскому заливу. Пифейв своем сочинении «Об океане» рассказал о своем путешествии, когда он обогнул Британию, Шотландию, Исландию и совершил плавание по Балтийскому морю, при этом постоянно ведя астрономические и географические наблюдения и измерения. Основоположником физической и математической географии стал Эратосфен из Кирены, разносторонний эрудит, систематизировавший географию того времени, возглавивший Александрийскую библиотеку. Он составил подробное описание населенного мира, выделив две половины – северную и южную, с помощью параллелей и меридианов поделил земную поверхность на ряд неровных четырехугольников (длина меридиана, вычисленная Эратосфеном, та же, что приводится в современных учебниках). Развитие географических знаний было возможным благодаря успехам астрономии (в Александрийской обсерватории проводились наблюдения). Усовершенствовано деление дня и ночи на часы, минуты и секунды. С помощью тригонометрии Аристарх Самосский попытался определить расстояние от Земли до Луны и до Солнца и размеры светил. За 1800 лет до Коперника он выдвинул гипотезу о вращении Земли и других планет вокруг Солнца. Селевк из Селевки и, первыми дали объяснение морским приливам и отливам. Друзья Архимеда, астрономы Конон и Досифей, составили календарь на основе метеорологических наблюдений. Астроном Гиппарх из Никеи Вифинской составил каталог стационарных звезд и определить продолжительность солнечного года. Многие ученые эллинистического периода были одновременно выдающимися инженерами и конструкторами. Так, Диадет – военный инженер, построил осадную машину. В военных целях были созданы такие орудия, как катапульты, метавшие оловянные ядра; петроболы, метавшие в осажденных камни и огромные балки под углом 45°. Конструктор Ксетибий построил «аэротонон» – ручной метательный снаряд пневматического действия, а также изобрел и сконструировал и такие мирные предметы, как водяные часы, насосы разного типа, гидравлический орган, пожарную помпу. Герон Александрийский построил прототип паровой турбины, дальномеры, нивелиры, и дал полное описание всех достижений античной механики (в том числе, описание сложных игрушек и хитроумных автоматов). Филология и историография как наука возникла в Александрии в III в. до н.э., что стало возможным благодаря огромной Александрийской библиотеке (Птолемеи – цари Александрии – щедро одаривали скупки рукописей). Для библиотеки требовались каталоги, библиографические описания, сопоставления различных списков, выявления наиболее авторитетной канонической редакции, установления имен авторов и времени написания, а также эстетическая оценка произведения. Из практических потребностей библиотечного дела возникла филология: Зенодота Эфесского, Эратосфена, Аристофана, Аристарха Самофракийского, поэтов Каллимаха из Кирены и Визайнтийского Ликофрона, которые готовили издание текстов Гомера и других античных авторов. Поэт Каллимах составил обширный каталог (120 томов) греческих писателей и их произведений. Аристофан Византийский подготовил издания Гесиода, снабдив их комментариями и написал две лексикографических работы – «Об аттических словах» и «О лаконских глоссах». Первая грамматика греческого языка, написанная Дионисием Фракийским, подвела итоги развития греческой филологии. Самый выдающийся греческий историк этого времени Полибий (II в. до н.э.) утверждал, что дело историографа приносить практическую пользу, учить понимать законы развития общества и предвидеть будущее. Он впервые сделал попытку написать целостную всемирную историю. Основной особенностью эллинистической науки стала специализация. Каждая часть знания стремится обособиться в виде самостоятельной автономной науки со своими методами, законами и логикой, но носила созерцательный характер, что проявлялось в отрицательном отношении к технико-прикладной стороне науки. Александрия была научным центром, а не философским, как Афины, и это ослабило влияние философских идей на свободный научный поиск.
ЭПИКУР (341-270 гг. до н.э.) – древнегреческий философ. В 306 г. до н.э. основал афинскую философскую школу под названием «Сад Эпикура». Разделял свое учение на три части: теория познания («каноника»), учение о природе («физика») и этика. Эпикур не придавал знанию самостоятельной ценности, а цель философии видел в достижении безмятежного состояния духа, свободы от страха смерти и природных влечений. Основу знания, полагал Эпикур, составляют чувственные восприятия, заблуждения же есть результат ошибок человеческой мысли. Разделяя основные положения атомистического учения Демокрита, Эпикур ввел в атомистические представления идею о случайных отклонениях атомов от своей траектории. Эпикур считал, что душа тоже состоит из атомов, поэтому допущение о случайных отклонениях объясняло возможность свободного волевого действия. Душа, поскольку она, как и тело, атомарна, гибнет и разлагается вместе с ним, поэтому, полагал философ, нет смысла бояться смерти, ибо «смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». Богов, согласно Эпикуру, тоже не следует бояться и не следует ждать от них помощи, ибо боги предаются наслаждению, пребывая между множественными вселенскими мирами, и не вмешиваются ни в явления природы, ни в дела людей. Единственное благо для человека – наслаждение, которое Эпикур понимал как отсутствие страдания. Для обретения такого наслаждения следует устраниться от всех тревог, государственной деятельности и опасностей.
§3. Средневековая наука
АВГУСТИН АВРЕЛИЙ (БЛАЖЕННЫЙ) (354-430 гг.) – видный представитель периода патристики, который в своём труде «О граде божьем» разработал идею творения мира Богом по своей воле из ничего, рассматривая Бога как высшее благо, в котором содержатся вечные и неизменные идеи, сущности, обеспечивающие мировой порядок. Созданный Богом мир иерархично организован и представляет собой лестницу существ, восходящую к создателю мира. На вершине этой лестницы стоит человек, созданный Богом по своему образу и подобию. Живой мир отделен от человека непроходимой стеной (в нем нет души, он лишен права на гуманное отношение). Жизнь человека божественно предопределена. Человек – двойственное существо, в нем соединяются природное материальное тело и разумную душу. Душа человека бессмертна. Сущность духовной жизни – воля. Воля выше разума, высший акт воли – вера, поэтому вера выше разума (сначала человек должен уверовать в Бога, а потом познавать его). Имея душу, человек действует свободно, ибо обладает свободой воли, но все, что делает человек, делает через него Бог.
БЭКОН РОДЖЕР (1214-1292) – ученик Гроссетеста, францисканский монах. Получив образование в Оксфорде, он шесть лет провёл в Париже, но неудовлетворённый вернулся в Оксфорд, где занялся научной педагогической деятельностью. Его главный труд «Большое сочинение», где он утверждал: «истина – дочь времени, на её пути четыре препятствия – доверие сомнительному авторитету, привычка, вульгарные глупости и невежество; наука – дочь всего человечества. Каждое поколение исправляет ошибки предыдущего. Он разработал программу практического назначения знаний, которое улучшит человеку жизнь, выделяя два способа познания: а) при помощи аргументов и доказательств; б) из экспериментов и опыта (эти два способа должны сочетаться). Опыт бывает внешний и внутренний. Внешний опыт ведёт к природным истинам, а внутренний – к сверхприродным. Р. Бэкон ввёл в научный обиход термин «опытная наука» Его труд «Об опытной работе» поднимал вопросы эксперимента в физике и оптике. Бэкон считал скорость света конечной и высказал догадку о том, что свет не поток частиц, а представляет собой распространение движения, что близко по смыслу к волновой гипотезе. По его мнению, свет распространяется с чрезвычайно большой скоростью. Бэкон много внимания уделял изучению зрения, описал анатомическое строение глаза. На основе этих исследований ученый предугадал принцип телескопа и микроскопа. Он объяснил функции линз, усовершенствовал конструкцию очков. Он также угадал принцип магнетизма. Высказал интересные идеи по поводу аэроплана, взрывчатки, механической тяги паровозов. Р.Бэкон писал, что при помощи одного ума можно «сконструировать навигационные средства без гребцов так, что огромные корабли поведет один рулевой со скоростью выше той, которую могут развить сотни гребцов. Можно сконструировать кареты, которые помчатся без лошадей... машины, чтобы летать, небольшой по размерам инструмент, который будет поднимать бесконечные тяжести... устройство, при помощи которого можно перемещать тысячи людей... способ погружения на дно реки или моря, безопасный для жизни и тела».
ГРОССЕТЕСТ РОБЕРТ (1175-1253) – основатель средневекового натурализма, канцлер Оксфордского университета, заложивший основы опытного экспериментального естествознания и сформулировавший правила включения опытных данных в научное исследование: 1) изучение явлений начинается с опыта; 2) на основе анализа опытных данных формируется гипотеза; 3) из гипотезы выводятся дедуктивные следствия; 4) в заключении осуществляется опытная проверка следствий. Он перевёл «Этику» Аристотеля, написал комментарии к его «Физике» и «Аналитике». Гроссетест автор трудов «О свете или о начале форм», «О потенции или действии», «О единственной форме всех вещей». Он автор метафизики света, систематизатор эмпирических знаний о зеркалах и линзах, сформулировавший основания галилеевской физики.
ОККАМ УИЛЬЯМ (1300-1349) – представитель номинализма, проклятый церковью за идею разграничения власти церкви и государства, знания и веры, отрицавший значение богословия как особой области знания. Философская деятельность его была неразрывно связана с политической. Утверждал, что светская и духовная власть должны действовать раздельно. Материальная субстанция не имеет ни начала, ни конца, она вечна и не нуждается в идеальных формах. Будучи сенсуалистом, утверждал, что познание начинается с опыта. Вошёл в историю науки формулировкой так называемой «бритвы Оккама» – основной методологический принцип, основанный на требовании: сущности не следует умножать без необходимости, ибо каждый термин обозначает только один предмет. Номинализм Оккама основан на признании существовании только отдельных единичных вещей. Универсалии фиксируют только сходное в отдельных предметах. Учение Оккама называется «терминизм», поскольку объектом знания признаются не сами вещи, а их заместители – знаки вещей. Термин состоит из знака и слова, замещающего содержание понятия. Он различает первичные термины, относящиеся к самим вещам, и вторичные, которые представляют собой знак знака. На основании этого он делит науки на реальные и рациональные. Он различает два вида познания – интуитивное (опытное) и абстрактное. Познание объективного мира начинается с опыта через ощущения.
СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ (от лат. – общий) – одна из основных проблем средневековой философии, связанная с существованием общих понятий, идей, которая состояла из двух вопросов: 1) что существует раньше – идея общего в предметах или сами предметы? 2) как существуют универсалии – в сознании человека или вне сознания? В зависимости от ответа сложились три направления: 1) реализм – универсалии существуют реально вне сознания, как самостоятельные сущности а общее – это идея, которая существует до единичных вещей (Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберийский); 2) номинализм (лат. номина – имя) – реально существуют только вещи, а общее, универсалии находятся в человеческом сознании как имена вещей. Общее существует после вещей (Росцелин, У. Оккам); 3) концептуализм (Фома Аквинский, Пьер Абеляр) – сформировал учение о трояком существовании универсалий: а) они существуют до единичных вещей – в Боге как сущности вещей; б) они существуют в вещах – как общее, присущее всем вещам; в) они существуют после вещей – в сознании человека как имя, название вещи.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРАБСКАЯ НАУКА – наука стран арабского Востока (VII по XIII вв.), воспринявшая достижения античного мира, которая формируется в период правления Мухаммеда, объединившего территории Аравийского полуострова, Ирана, Ирака, Египта, Сирии, части Закавказья, Средней Азии, Северной Африки, Пиринеев, и создавшего первое мусульманское теократическое государство. Багдадские халифы покровительствовали наукам. На арабский язык были переведены сочинения Аристотеля, Птолемея, Архимеда. Активно развивались земледелие и торговля, геодезия и географии, математика и военное дело астрономия и философия. Известным арабским астрономом и математиком был Ал-Батани (около 850-929 гг.), который в своей «Книге по астрономии» (910 г.) развивает учение Птолемея и вводит понятие «синус». Другой астрономом Улугбек (1394 - 1449) составил «Новые астрономические таблицы», где заложил теоретические основы астрономии (указал положение 1018 звезд, привел таблицы движения планет, отличающиеся большой точностью) и построил в 1429 г. астрономическую обсерваторию, которую оборудовал уникальными приборами. В XII веке арабы создали особую цифровую систему (отсюда «цифра» по-арабски означало «нуль»). Видным математиком был Ал-Хорезми (787 - 850), который создал трактат «Краткая книга об исчислении ал-джебры и ал-мукабалы» (от термина «ал-джебр» возникло название «алгебры», а от имени Ал-Хорезми «algorithmus» появился термин «алгоритм»). Крупным математиком, известным поэтом был Омар Хайям (1040-1123)., который в своих математических сочинениях изложил решения алгебраических уравнений до 3-й степени включительно, расширил понятие числа и на положительные иррациональные числа. Хайям возглавлял астрономическую обсерваторию, разработал проект весьма точного календаря, отличающегося от григорианского. Крупнейшим естествоиспытателем был ученый-энциклопедист Ал-Бируни (973 - ок. 1050), написавший около 150 трудов по истории, геодезии, лингвистике, математике, утверждал возможность движения планет вокруг Солнца, указывал на причину лунных фаз и сконструировал множество экспериментальных приборов, призывая прибегать к опыту и проверять результаты исследований опытным путем. Его ученик – Абу Али Ибн Сина (латинизированное имя v Авиценна) (ок.980 - 1037) – ученый, поэт, философ, врач создал энциклопедию теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» (в 5 частях), где был систематизирован опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей. Труды арабских алхимиков, которые пытались отыскать способ изготовления золота и эликсир жизни и молодости, описывали свойства ряда химических соединений, необходимых для медицины (производили спирт как антисептик). Наибольшую известность получили алхимики Джабир Ибн-Хаян (ок.721-ок.815) (латинизированное имя Гебер) и Ар-Рази (865-925), которыми изобретены и описаны важнейшие для проведения химических экспериментов приспособления и оборудование: мензурки, колбы, тигли, горелки, шпатели и многое другое. Арабами разработаны географические представления об Азии и Северной Африке, которые обобщены в многотомном «Словаре стран», (1224 г.).
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКА – наука периода от заката античной культуры (V в.) до эпохи Возрождения включительно (XV в.), который называют «темным», «мрачным», имея в виду общий упадок цивилизации, крушение Западной Римской империи под нашествием варваров в 476 г. и проникновение религии во все сферы духовной культуры, что значительно замедлило развитие Западной Европы. С утверждением христианства радикально изменилась система ценностей. Сформировалась новая картина, новое мировоззрение и новый строй мышления. Менталитет средневекового человека символичен, а символизм начинался на уровне слов. Язык стал инструментом ума, что объясняет средневековые диспуты. Средневековая наука была институционизирована в школах, а в дальнейшем – в университетах. Её идеология была христианство, а доктриной – схоластика (от греч. Школа). В VI в. император Юстиниан закрывает последние языческие школы, но одновременно открываются школы следующих типов: монастырские (при аббатствах), епископальные (при кафедральных соборах и придворные (при дворцах). Монастырские школы становились хранилищами памятников классической культуры, епископальные – школы начального образования – содержательными по программам обучения и приобщения к культуре. Церкви и монастыри обеспечивали необходимый уровень грамотности и образования (библиотеки, комментирование текстов древних рукописей, обобщение знаний ученых различных научных школ и направлений). Директором одной из школ был советник короля Карла Великого по вопросам культуры и образования Алкуин Йорский (730-804 гг.). В школе было трёхступенчатое обучение: чтение, письмо, простонародная латынь, общие сведения о библии; изучение семи свободных искусств; углублённое обучение священному писанию (по каждому предмету руководитель школы пишет учебник). Приемником античности стала Византия (столица – Константинополь), просуществовавшая около 1000 лет, о научных и технических достижениях которой известно немного, что объясняется нашествием крестоносцев, арабов, турков-османов. К научным достижениям Византии относятся труды по математике и механике епископа Льва, прозванного Математиком (начало IX в. – 869 г.). Здесь впервые были использованы буквы как математические символы (зарождение алгебры). Математические знания использовались византийцами на практике (храм Св. Софии в Константинополе). Химические познания использовались в фармакологии, косметологии и ремесленном производстве. В Западной Европе трудились алхимики, которые искали «философский камень», способного превращать неблагородные металлы в золото, а также «эликсира молодости» (от арабского – «ал-иксир» – сухое вещество, превращающее металлы в золото). В XII веке европейские алхимики получили путем перегонки винный спирт, используемый ими как химический реактив, горючее вещество, растворитель. Среди немногочисленных учёных раннего средневековья известны: Боэций (480-524) – последний римлянин, передавший знания аристотелевской философии; Кассиодор (490-593) – латинский риторик и переписчик древних текстов; Исидор Севильский (560-636) – основатель первой средневековой энциклопедии; Беда Достопочтенный (673-735) – основатель христианской экзегетики (автор четырёх смыслов Священного Писания). Учитель Фомы Аквинского по теологическому факультету в Париже был Альберт Великий (1206-1280) – автор книг «О растениях», «О минералах», «О животных» и др., где под влиянием Аристотеля отстаивается идея открытия природных причин естественному порядку вещей. Он утверждал н