ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНИК И – 1) производительность – количество продукции (информации и т. д.), изготовляемой, обрабатываемой, перевозимой в единицу времени; 2) надёжность – способность технического устройства без отказов выполнять свои функции на надлежащем уровне качества или отвечать поставленным требованиям в течение заданного промежутка времени. 3) долговечность, куда входит не только физический износ, в последние годы резко обозначилась проблема т.н. морального износа техники, то есть когда эксплуатация вполне исправных устройств становится экономически невыгодной или нецелесообразной из-за появления более совершенных решений; 3) экономичность – количество материальных ресурсов, времени, энергии, затрачиваемых на производство единицы продукции, перемещение единицы груза и т.д. Основой технического прогресса является модернизация, т.е. повышение основных показателей всех видов техники. В последние годы также стало много внимания уделяться таким показателям, как: а) экологичность, б) эргономика, в) внешняя эстетика технических устройств.
РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. Современную философию техники оставляют: 1) онтология техники, связанная с развитием идей К. Маркса (А.А. Зворыкин, С.В. Шухардин, Ю.С. Мелещенко, Г.Н. Волков и др.); 2) философия истории техники (в рамках этого направления были разработаны две основные версии, одна из которых – А.А. Зворыкин, С.В. Шухардин и др. – основывалась на приложении основных идей марксистской философии к истории и технике, а вторая – Г.Н. Волков – развивала марксову идею опредмечивания трудовых функций применительно к основным этапам технической эволюции; 3) социология техники,в русле которой обсуждалась специфика развития техники в различных социальных условиях (Г.Н. Волков и др.); 4) техническая футурология,ориентированная на прогнозирование технического прогресса (Г.Н. Волков, А.И. Черепнев и др.); 5) гносеология техникив работах В.В. Чешева, Б.С. Украинцева, В.Г. Горохова, В.М. Фигуровского и др. рассматривалась как специфика технического знания (объект, методология, особенности теории, типы идеальных объектов, ценностные установки). Аналогичные направления развивались в западной философии техники (Ф. Рапп, X. Бек и др.), социологии (Э. Тоффлер, Д. Белл, Р. Айрис и др.) и футурологии (Э. Тоффлер, Д. Белл, Г. Канн, Дж. П. Грант, Дж. Мартино и др.).
СООТНОШЕНИЕ НАУКИ И ТЕХНИКИ. В философии техники при решении проблемы соотношения науки и техники сформировались следующие основные модели: 1) Линейная, которая рассматривает технику как прикладную науку, т.е. анализирует технику в качестве простого приложения науки. Так, О. Майер считает, что границы между наукой и техникой произвольны, и что практически применимого критерия для различения науки и техники попросту не существует. В конце XX века линейная модель подверглась серьезной критике как слишком упрощенная, так как утверждает, что наука и техника представляют различные функции, выполняемые одним и тем же сообществом: за наукой признается функция производства знания, а за техникой – лишь его применение. Главное различие между наукой и техникой – лишь в широте кругозора и в степени общности проблем: технические проблемы более узки и более специфичны. Наука и техника составляют различные сообщества, каждое из которых различно осознает свои цели и систему ценностей. Сегодня линейная модель технологии как прикладной науки, т.е. модель, постулирующая линейную, последовательную траекторию – от научного знания к техническому открытию и инновации – большинством специалистов признана упрощённой. 2) Эволюционная, которая процессы развития науки и техники рассматривает как автономные, но скоординированные процессы, т.е. анализирует процессы развития науки и техники как автономные, независимые друг от друга, а проблему их соотношения решает следующим образом: a) полагает, что наука на некоторых стадиях своего развития использует технику инструментально для получения собственных результатов, или наоборот – техника использует научные результаты в качестве инструмента для достижения своих целей; б) техника задаёт условия для выбора научных вариантов, а наука в свою очередь – технических. Первая точка зрения подчёркивает, что технический прогресс руководствуется прежде всего эмпирическим знанием, полученным в процессе развития самой техники, а не теоретическим знанием, привнесенным в нее извне научным исследованием. Вторая точка зрения рассматривает технику как прикладную науку, а прогресс в ней – в качестве простого придатка научных открытий. Такая точка зрения является односторонней. Но не менее односторонней, по-видимому, является и противоположная позиция, которая акцентирует лишь эмпирический характер технического знания. Совершенно очевидно, что современная техника немыслима без глубоких теоретических исследований, которые проводятся сегодня не только в естественных, но и в особых – технических – науках. В эволюционной модели соотношения науки и техники выделяются три взаимосвязанные, но самостоятельные сферы: наука, техника и производство (или – более широко – практическое использование). Внутренний инновационный процесс происходит в каждой из этих сфер по эволюционной схеме. 3) Инструментальная, где наука рассматривается как прикладная, ориентирующаяся на развитие технических достижений, т.е. утверждает, что наука развивается, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов,ипредставляет собой ряд попыток исследовать способ функционирования этих инструментов. 4) Опережающая, рассматривающая технику науки как постоянно обгоняющую технику повседневной жизни, т.е. утверждает, что техника науки, т.е. измерение и эксперимент, во все времена обгоняет технику повседневной жизни. 5) Технизации науки, утверждающая, что до конца XIX в. регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но оно характерно для современных технических наук. Модель технизации науки является наиболее реалистической и исторически обоснованной точкой зрения, утверждая, что вплоть до конца XIX века регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но это характерно для технических наук сегодня.В течение XIX века отношения науки и техники частично переворачиваются в связи со «сциентификацией» техники. Этот переход к научной технике не был, однако, однонаправленной трансформацией техники наукой, а их взаимосвязанной модификацией. Другими словами, «сциентизация техники» сопровождалась «технизацией науки».
СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. Впервые мысль о создании философии техники, точнее – философии механики, была высказана английским химиком и физиком Робертом Бойлем, который в своей книге «Механические качества» (1675) попытался сформулировать механистическую философскую концепцию, превратив механику в основу всего сущего. Имела хождение и другая идея: мысль создать философию промышленности принадлежала немецкому экономисту Иоганну Бекманну. В Шотландии вышла книга экономиста и инженера Эндрю Юра «Философия мануфактур» (1835), в которой автор рассматривал некоторые философские аспекты мануфактурного производства. Таким образом, европейская философская мысль подошла весьма близко к созданию подлинно научной философии техники. И всё же на Западе подлинным основоположником этой научной дисциплины считается немецкий философ Эрнест Капп, который ввёл в научный обиход термин «философия техники». В 1877 г. он выпустил книгу «Основные линии философии техники», где он, разделяя идеи опредмечивания К. Маркса, определил сущностные характеристики технических средств. В России основы философского осмысления техники были заложены Н.А. Бердяевым и П.К. Энгельмейером. А.А. Богданов (Малиновский) в книге «Всеобщая организационная наука» (в 2 т.; 1913-1917) впервые в России и в Европе рассматривал проблему равновесия и хаоса. По вполне понятным причинам его исследования получили продолжение на Западе. В нашей стране интенсивная разработка философских проблем техники началась лишь в 1950-1960-е гг. В философии техники выделяются: немецкая, российская, американо-французская и марксистская (советская) школы. Во второй половине XX в. мировые школы и направления философии техники во всё большей мере укрепили свою взаимосвязь в рамках социально-экологического подходак феномену техники. Обосновывалась точка зрения, в соответствии с которой именно современные формы техники, с одной стороны, обостряют конфликт системы «человек-социум-биосфера», а с другой – эффективное развитие техники и технологии способствует его (конфликта) смягчению, а в перспективе – и преодолению. Истоки философии техники прослеживаются в трудах древних философов, но систематическое философское исследование феномена техники началось в лишь конце XIX - начале XX в.
ТЕХНИКА (от др.-греч. искусство, мастерство, умение) – это совокупность различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком для удовлетворения социокультурных потребностей. С помощью технических систем человек воздействует на материальные объекты, поэтому техника – это промежуточное звено между субъектом (человеком как решающей производственно-хозяйственной единицей) и объектом (в качестве которого выступает биосфера). Основное назначение техники – избавление человека от выполнения физически тяжёлой или рутинной (однообразной) работы, чтобы предоставить ему больше времени для творческих занятий, облегчить его повседневную жизнь. Феномен техники трактуется в нескольких смыслах: 1) как средство труда, при помощи которого преобразуются природные объекты; 2) как совокупность искусственных систем, способствующих трансформации естественных экосистем; 3) как интегрирующий элемент культуры, определяющий уровень развития цивилизации. Иначе говоря, техника – это материализация природных закономерностей, выявленных в рамках науки (технознания). Следовательно, техникознание – система закономерностей, обусловливающих создание, функционирование и развитие техники. По существу, это – единство естественных и искусственных закономерностей, связанных с системным функционированием как «первой» (естественной), так и «второй (искусственной) природы», т.е. «первой природы», преобразованной в процессе деятельности. Динамика развития техники обусловливается её внутренними закономерностями, уровнем и масштабом технического творчества индивидуума (социума), а также внешними – потребностями общества, которые определяют необходимые направления технического развития. Различные технические устройства позволяют значительно повысить эффективность и производительность труда, более рационально использовать природные ресурсы, а также снизить вероятность ошибки человека при выполнении каких-либо сложных операций. Выделяются следующие виды техники: а) производственная техника, связанная с функционированием производственно-хозяйственной деятельности (станки, машины и т. п.); б) научная техника, применяемая в научно-исследовательских разработках (электронный микроскоп, спектрометр и др.); в) медицинская техника, используемая в лечебно-диагностических целях (рентгеновская установка, анализатор крови и др.); г) бытовая техника, предназначенная для удовлетворения индивидуальных потребностей (холодильник, телефон и т.п.); д) военная техника, обеспечивающая эффективность потенциальных и актуальных тактических и стратегических действий (танки, самолеты, ракеты и др.). Задачи техники: 1) создание материальных и культурных ценностей; 2) производство, преобразование и передача различных видов энергии; 3) сбор, обработка и передача информации; 4) создание и использование различных средств передвижения; 5) поддержание обороноспособности
ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ -одна из составляющих искусственный систем, кроме знаковой системы, которая вместе с естественной подсистемой, включающей в качестве составляющих природу и общества, образует систему объективной реальности. Техническая реальность – это целостность, включающая функционирующую технику, применяемую технологию используемые материалы, изготовляемую продукцию, а также появляющиеся отходы, выбросы, брак, излучение и т.п. Техническая реальность отражает обратное воздействие на психику и мышление человека и проявляется в возникновении образов несуществующего (например, изделия). Некоторые виды искусств не могут существовать без технической реальности, так как изображают нереализуемое (концептуальные проекты «бумажной архитектуры»). В техническом творчестве техническая реальность – все материальные объекты (и их информационное отображение), которые созданы: человеком непосредственно или с использованием технических изделий.
ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. искусство, мастерство, умение и греч. изучение) – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое; способ производства. В конце XVIII в. в технознании стали различать описательный раздел и новый, который получил название «технология». Термин «технология» в научное употребление ввёл Иоганн Беккман в работе «Введение в технологию» (1777 г.) для обозначения ремесленного искусства, включающего в себя профессиональные навыки и эмпирические представления об орудиях труда и трудовых операциях. Современное понимание технологии имеет несколько смыслов: 1) технологическая форма движения материи – глобальная совокупность материальных процессов вещественно-энергетического взаимодействия общества и природы, протекающих в системах техники и в целом формирующих техносферу; 2) технологический процесс – материальные воздействия на предмет, вызывающие в нем целесообразные качественные и количественные изменения свойств и пространственно-временного положения. Обобщенный предмет технологических изменений – различные формы вещества, энергии и информации (все множество технологических процессов может быть выражено технологической матрицей); 3) технологические науки – класс тех. наук, изучающих проблемы превращения природных предметов и процессов в искусственные целесообразные формы. Базис технологических наук – технологические теории, целостно описывающие законы и закономерности технологических взаимодействий, параметры и условия протекания процессов преобразования вещества, энергии и информации; 4) технологическая методология – системы принципов, норм и требований, технологических методов, способов и приемов, разрабатываемых инженерными дисциплинами для создания и регулирования технологических процессов получения, трансформации, передачи и хранения предметов; 5) применение любого научного знания для решения практических задач, такая трактовка технологии принята в зарубежной философско-социологической литературе, преимущественно англоязычной. В широком смысле технология – это объём знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов, а в узком смысле – это способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология включает в себе методы, приёмы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса и ориентированы на производство продукта: материальная технология создаёт материальный продукт, информационная технология – информационный продукт. Технология это также научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая способы и инструменты производства. В быту технологией принято называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические требования и пр. Технологией или технологическим процессом часто называют также сами операции добычи, транспортировки и переработки, которые являются основой производственного процесса. Технический контроль на производстве тоже является частью технологии. Разработкой технологии занимаются технологи, инженеры, конструкторы, программисты и другие специалисты в соответствующих областях. Каждому виду техники соответствует своя технологическая модель. Следовательно, выделяются технологии производственные, научные, медицинские и др. В каждой конкретной отрасли материального производства доминируют соответствующие технологические процессы. При интегрированном подходе выделяются лишь две формы технологий, а именно: а) научно-промышленные технологии; б) социальные технологии. Современная технология – динамично развивающаяся сфера научного знания и практической деятельности. Различают следующие основные, направления современных технологических разработок: 1) повышение степени эффективности технологических процессов на основе компьютеризации и автоматизации производственно-хозяйственной деятельности; 2) создание эффективных биотехнологий, предполагающих постепенное замещение дискретных (прерывистых) процессов на непрерывные технологические процессы, а также процентное увеличение доли немеханических технологий; 3) экологизация технико-технологических систем, т. е. повышение «степени замкнутости» всех форм производственно-хозяйственной деятельности. Технология способствует эффективности реализации определенных социально-технических решений и преодолению соответствующих проблем. Следовательно, технология – реальное (практическое) разрешение конкретной научно-технической, производственно-хозяйственной и социально-политической задачи. Техникознание реализуется в производственно-хозяйственной деятельности в рамках системы «технознание-технология-производство».
ТЕХНОСФЕРА – совокупность всех функционирующих и старых, недействующих технических объектов и всех продуктов их деятельности, возникших на Земле и в космосе. К продуктам деятельности относятся изменения химического состава воды, почвы и атмосферы; изменения земной коры в виде подземных выработок и отвалов извлеченных пород; биогеоценотические изменения, вызванные сведением лесов, распашкой земель, осушением болот, созданием водохранилищ и т.д. Техносфера создавалась и развивалась для обеспечения благополучного существования человека и улучшения условий его жизни. Техносфера – это пространственно-временная система социально организованной тех. формы материи — техники и управляемой ею технологической формы движения материи. Зародившись в виде технических элементов, призванных компенсировать и усилить трудовые и интеллектуальные потенции человека, техносфера постепенно формирует не только искусственную среду обитания, но и становится «физиологической» системой общества, осуществляющей вещественно-энергетический обмен с окружающим миром. Техносфера имеет теоретически беспредельные возможности эволюционировать как в глубь геосферы, так и за её пределы – в космос. Как и любая относительно самостоятельная система (подсистема), техносфера подчиняется внутренним законам и закономерностям строения, функционирования и развития, т.е. способна к саморазвитию. Неосознанное обществом саморазвитие техносферы привело к ряду крупномасштабных негативных последствий. Иначе говоря, на протяжении всей истории человечества техносфера развивалась стихийно, будучи ограниченной лишь ресурсами биосферы. Начиная с XX в., создание новых технических систем все чаще стало приносить больше вреда и зла, чем пользы и добра (экологические бедствия и нарушения экологии, связанные с деятельностью человека). Дальнейшее стихийное развитие техносферы угрожает благополучному существованию человека. В связи с этим в будущем должно осуществляться научно-обоснованное развитие техносферы как составной части гармоничной ноосферы. Формирование гармоничной техносферы вызовет значительное возрастание количества объектов технического творчества и появление принципиально новых классов задач по совершенствованию и преобразованию сложных комплексов технических систем, решаемых с учетом ограничений и требований нормального существования биосферы и человека.
ТЕХНОФИЛИЯ (от греч. мастерство, ремесло и …филия) – технический оптимизм, опирающегося на сциентизм и абсолютизирующий позитивные перспективы развития техники и технологии, в противоположность технофобии как технологического пессимизма. На первых этапах развития технознания вплоть до середины XX в. доминировал технофильский подход. Современные концепции и теории, исходящие из экофильных воззрений (теория «индустриального общества», концепция «биотехнологической революции» и др.), не отвергая острых противоречий в технико-технологической сфере современной цивилизации, но именно с развитием техники и технологии связывают преодоление «цивилизационных вызовов» и в первую очередь в экологической области. «Прометеевский оптимизм», характерный для технократического типа развития, постепенно отступал под воздействием осознания остроты «экологических вызовов», характерных для современной цивилизации. В 90-х гг. XX в. прогностические построения опять приобретают оптимистическую окраску, однако, не утрачивая реализма к перспективам техногенной цивилизации, отвергая как технофильные, так и технофобные представления. С одной стороны, техника в её современных формах является фактором, оказывающим существенное негативное воздействие на естественные экосистемы, но, с другой стороны, именно технический прогресс в его социально-экологической ориентации становится фактором, преодолевающим остроту противоречий в системе «человек-биосфера». Так проявляется противоречивая сущность техники и технического прогресса.
ТЕХНОФОБИЯ (от греч. мастерство, ремесло и …фобия) – технологический пессимизм, опирающийся на антисциентизм и акцентирующий внимание на негативных сторонах технико-технологического развития цивилизации, в противоположность технофилии как технологического оптимизма. Если на первых этапах развития технознания доминировал технофильский подход, то с середины XX в. приоритет начинает отдаваться технофобским настроениям. Экофобные настроения в их современных формах усиливаются в начале XX в. Уже О. Шпенглер, прогнозируя кризис «фаустовского человека», наметил тенденции «заката Европы». Техника трактуется им, с одной стороны, как «тактика жизни», а с другой – отмечается, что это «переизбыток техники», угрожающий позитивному развитию цивилизации, выводя ее на «противоестественный» («искусственный») уровень. В течение 70-80-х гг. XX в. под воздействием негативной направленности социально-экологических процессов усиливается пессимистическая интерпретация перспектив технико-технологического развития цивилизации. Особенно заметное воздействие на общественное мнение оказали результаты исследований, выполненных под эгидой Римского клуба («Пределы роста», 1972 и др.), из которых вытекало, что сохранение современных тенденции мирового развития, прежде всего в технико-технологической сфере, ведёт к планетарной экологической катастрофе. Сторонники технофобных воззрений (Г. Маркузе, Э. Фромм и др.) подвергали критике не только характер технико-технологических ориентиров, но и сложившиеся стереотипы социально-экономических механизмов развитой западной цивилизации.
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ – это направление социально-философских и научно-технических исследований, связанное с изучением философских и социо-культурных оснований сущности взаимоотношения «человек-техника-общество». Впервые мысль о создании философии техники, точнее – философии механики, была высказана английским химиком и физиком Робертом Бойлем, который в своей книге «Механические качества» (1675) попытался сформулировать механистическую философскую концепцию, превратив механику в основу всего сущего. Имела хождение и другая идея: мысль создать философию промышленности принадлежала немецкому экономисту Иоганну Бекманну. В Шотландии вышла книга экономиста и инженера Эндрю Юра «Философия мануфактур» (1835), в которой автор рассматривал некоторые философские аспекты мануфактурного производства. Таким образом европейская философская мысль подошла весьма близко к созданию подлинно научной философии техники. И всё же на Западе подлинным основоположником этой научной дисциплины считается немецкий философ Эрнест Капп, который ввёл в научный обиход термин «философия техники». В 1877 г. он выпустил книгу «Основные линии философии техники», где он, разделяя идеи опредмечивания К. Маркса, определил сущностные характеристики технических средств. В России основы философского осмысления техники были заложены Н. А. Бердяевым и П. К. Энгельмейером. А.А. Богданов (Малиновский) в книге «Всеобщая организационная наука» (в 2 т.; 1913-1917) впервые в России и в Европе рассматривал проблему равновесия и хаоса. По вполне понятным причинам его исследования получили продолжение на Западе. В нашей стране интенсивная разработка философских проблем техники началась лишь в 1950-1960-е гг. В философии техники выделяются: немецкая, российская, американо-французская и марксистская (советская) школы. Во второй половине XX в. мировые школы и направления философии техники во всё большей мере укрепили свою взаимосвязь в рамках социально-экологического подходак феномену техники. Обосновывалась точка зрения, в соответствии с которой именно современные формы техники, с одной стороны, обостряют конфликт системы «человек-социум-биосфера», а с другой – эффективное развитие техники и технологии способствует его (конфликта) смягчению, а в перспективе – и преодолению. Истоки философии техники прослеживаются в трудах древних философов, но систематическое философское исследование феномена техники началось в лишь конце XIX - начале XX в. Основные разделы современной философии техники: 1) онтология техники, связанная с развитием идей К. Маркса (А.А. Зворыкин, С.В. Шухардин, Ю.С. Мелещенко, Г.Н. Волков и др.); 2) философия истории техники (в рамках этого направления были разработаны две основные версии, одна из которых – А.А. Зворыкин, С.В. Шухардин и др. – основывалась на приложении основных идей марксистской философии к истории и технике, а вторая – Г.Н. Волков – развивала марксову идею опредмечивания трудовых функций применительно к основным этапам технической эволюции; 3) социология техники,в русле которой обсуждалась специфика развития техники в различных социальных условиях (Г.Н. Волков и др.); 4) техническая футурология,ориентированная на прогнозирование технического прогресса (Г.Н. Волков, А.И. Черепнев и др.); 5) гносеология техникив работах В.В. Чешева, Б.С. Украинцева, В.Г. Горохова, В.М. Фигуровского и др. рассматривалась как специфика технического знания (объект, методология, особенности теории, типы идеальных объектов, ценностные установки). Аналогичные направления развивались в западной философии техники (Ф. Рапп, X. Бек и др.), социологии (Э. Тоффлер, Д. Белл, Р. Айрис и др.) и футурологии (Э. Тоффлер, Д. Белл, Г. Канн, Дж. П. Грант, Дж. Мартино и др.).
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ТЕХНИКИ – показатели экономической эффективности технических систем, к которым относятся: 1) критерий расхода материалов, равный отношению массы изделия к его главному показателю эффективности; 2) критерий расхода энергии, одним из частных случаев которого является коэффициент полезного действия; 3) критерий затрат на информационное обеспечение, определяемый как отношение затрат на подготовку и обработку информации к главному показателю эффективности изделия; 4) критерий габаритных размеров, т.е. отношение произведения габаритных размеров изделия к его главному функциональному критерию эффективности изделия. Эти критерии относятся к группе критериев эффективности технических систем.