Глава II. Бытие техники

БЫТИЕ ТЕХНИКИ осуществляется в следующихформах: 1) как средства труда, при помощи которых преобразуются природные объекты, т.е. как совокупность различных приспособлений, механизмов и устройств искусственного порядка, не существующих в природе и изготовляемых человеком для удовлетворения социокультурных потребностей; 2) как специально выработанные способы действий, совокупность различных видов деятельности, направленных на изготовление, обслуживание и применения технических устройств (научно-технические исследования, производственный процесс изготовления и эксплуатация технический устройств; 3) как совокупность знаний о способах и средствах специфического рода человеческой деятельности; 4) как интегри­рующий элемент культуры, т.е. как специфический культурно-обусловленный процесс, определяющий уровень разви­тия цивилизации.

ИЗОБРЕТЕНИЕ – новое решение, обеспечивающее удовлетворение новой актуальной реализуемой потребности или улучшение каких-либо критериев эф­фективности и др. показателей суще­ствующих объектов при неухудшении или незначительном ухудшении др. показателей. Изобретения обычно связаны с улучшением технических систем (устройств), технологий (способов), конструкционных материалов и веществ либо с созданием пионерных изделий, технологий, материалов, веществ, штам­мов, микроорганизмов. Главными признаками изобретения являются существен­ная новизна и полезность. Для при­знания нового решения изобретение в установ­ленном порядке подается заявка на выдачу патента, на основе которой по­сле подтверждения новизны и полезности. Изобретению выдаётся патент или другой аналогичный документ. Изобретение появляется тогда, когда развитие науки и техники отстаёт от потребно­стей общества, которое нуждается в реализации новых целевых установок. Изобретательство предшествует конкретным инженерным разработкам. При этом изобретатель может быть самоучкой (изобретатель парового двигателя И. Ползунов), или прийти к изобретению на основе анализа предшествующего опыта раз­вития науки и техники (изоб­ретатель телефона А. Белл,). Изобретательство представляет собой систему действий: от некоторой догадки (озарения) до опытной моде­ли (в 1765 г. И. Ползунов первым построил паросило­вую установку, но создателем универсального парового двигателя считается Дж. Уатт, который в 1784 создал действующую систему и получил авторский патент). Нередко изобретение сле­дует за открытием (Т. Эдисон оставил более 1000 изобретений в различных технических сферах, но его изобрете­ния следовали за соответствующими открытиями в научно-технической сфере), поэтому изобретение представляет собой способ реализации открытия.

ИНЖЕНЕР (от лат. – хитроумный, остроумный, изобретательный) –создатель некоторых военных машин во втором веке, а впоследствии – творец всяких хитроумных устройств (параллельно появилось слово машина для обозначения подъемного устройства в древнегреческом театре). В современном значении фигура инженера появляется в XVIII в. с возникновением крупного машинного производства. Инженер своей деятельностью, соединяя науку с производством, становится проводником науки в производстве. Одновременно, формируется особый класс наук – технические науки, которые соединяют научное познание с практикой.

ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это самостоятельный специфический вид технической деятельности всех научных и практических работников, занятых в сфере материального производства, который выделился на определенном этапе развития общества из технической деятельности и стал основным источником технического прогресса. Можно выделить следующие этапы развития инженерной деятельности: 1) праинженерный – время строительства крупных и сложных сооружений древности; 2) прединженерный – период мануфактуры, этап становления инженерной деятельности в социальном плане (конец XVIII – начало XIX вв.); 3) период развития инженерной деятельности на основе системы машин и технических наук; 4) современный этап, который связан с переходом к информационной технологии. Вместе с усложнением производственных процессов инженерная деятельность дифференцировалась на инженерно-исследовательскую, инженерно-конструкторскую и инженерно-технологическую. Деятельность инженера в отличие от деятельности других слоев интеллигенции (педагогов, врачей, актеров, композиторов и др.) по своей роли в общественном производстве является производительным трудом, непосредственно участвующим в создании национального дохода. Тем самым инженеры выполняют одну из обособившихся функций совокупного работника. Именно практическая направленность инженерной и вообще всей технической деятельности давала повод «интеллектуалам» смотреть на неё свысока. Техническая деятельность не пользовалась особой славой ещё в древности. Критика технической деятельности оказывается столь же древней, как и сама эта деятельность (миф о разрушении Богом Вавилонской башне; миф о прикованном к кавказским скалам Прометее; миф об упавшем с небес Икаре). Архимед считал сооружение машин занятием, не заслуживающим ни трудов, ни внимания (большинство из них появилось на свет как бы попутно, в виде забав). Отношение к технической деятельности принципиально не изменилось и в период средневековья, когда эта деятельность часто воспринималась как нечто магическое. Средневековое ремесло уподоблялось ритуалу, воспроизводящему соответствующий миф. В средневековой Европе технические нововведения, приёмы и методы интегрировались в сословный мир цехов. В эпоху Возрождения сформировалось иное отношение к инженеру и его деятельности. К инженеру стали относиться не просто как к ремесленнику, технику, а как к творцу, творящему подобно божественному творцу новый мир, мир второй природы. С конца XIX в. начинается резкая критика технического засилья и идеализация прошлого. Чрезвычайно противоречивую оценку инженерной деятельности даёт и современное общество, видя в ней не только источник жизненных благ, но и социального зла. Поэтому возникает проблема ответственности инженерной деятельности. В современной своей сущности инженерная деятельность – это техническое применение науки, направленное на производство техники и удовлетворение общественных технических потребностей. В процессе деятельности инженера законы науки из своей теоретической формы трансформируют в технические принципы, которые находят своё практическое применение. Эта деятельность обладает определенной степенью риска, которая считается неизбежной. С целью обеспечения необходимой надежности создаваемых технических средств и технологии создаются методы и средства преодоления этого риска путем установления определенных параметров, стандартов и использования статистического учета случаев возможных аварий. Поэтому по своему характеру инженерная деятельность является преимущественно духовной деятельностью в сфере материального производства. Союз немецких инженеров определил основные ценностные критерии инженерной деятельности: способность функционирования и надежность, экономичность, благосостояние, здоровье, безопасность, экологичность, качество общества и развитие личности. Процесс инженерной деятельности включает в себя: определение потребности, выработку и принятие решения, подготовку производства, регулирование производства, удовлетворение потребностей. Первой стадией технической деятельности является изобретение, затем – проектирование, в ходе которого идеальная модель воплощается в рабочих чертежах, затем – конструирование как материальное воплощение изобретения в техническом устройстве и, наконец, промышленное освоение и внедрение в производство. Существенные признаки инженерной деятельности: 1) это деятельность в сфере материального производства или деятельность, которая направлена на решение задач материального производства; 2) это деятельность практическая, т.е. имеет дело с реально существующими объектами в отличие от теоретической или духовной, где существуют мыслимые, идеальные объекты; 3) она разрешает противоречия между объектом (природой) и субъектом (обществом), является процессом превращения природного в социальное, естественного в искусственное; 4) она занимает промежуточное положение между теорией и практикой (труд инженера является умственным трудом в сфере материального производства).

ИНЖЕНЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО Творческий характер деятельности инженера проявляется прежде всего в том, что он сознательно формирует цель своей деятельности на основе осмысления технических потребностей производства и общества в целом. Его деятельность является целеполагающейся. Творческий характер деятельности инженера проявляется на всех его уровнях: 1) изобретения – акт сознания, который оставляет позади себя старую действительность и творит новую; 2) инженерного решения – это решение практических технических проблем, имеющее творческий характер, реализуемое не только в определенных технических образцах, но и в масштабах общественного производства; 3) внедрения, когда опытный образец доводится до промышленного образца и серийного изделия через производственный эксперимент, связывающий науку с производством; 4) функционирования новой техники и технологии. Структурными элементами инженерного творчества являются: 1) отражение и осмысление технической потребности как проблемы технического прогресса; 2) вынашивание новой технической идеи; 3) разработка идеальной модели технического устройства; 4) конструирование – переход от идеальной модели к созданию нового технического устройства на основе математических и технических расчетов; 4) создание нового промышленного образца.

ИНЖЕНЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ. В рамках инженерных исследований и проектирования проводятся научные разработки, и расчеты, инженерные и экономические обоснования, а также и реа­лизуется процесс проектирования объекта, при этом каждый вид инженерно-технической деятельности опирается на соот­ветствующую базовую техническую науку или систему наук, а сложные технические проблемы требуют взаимодействия технических естественных и социокультурных наук.

КОНСТРУИРОВАНИЕ – вид инженерной работы, которая осуществляется в раз­личных областях человеческой деятель­ности: в проектировании технических систем, дизайне, моделировании одеж­ды и др. В технике конструирование является обяза­тельной составной частью процесса проектирования и связано с разработ­кой конструкции технической систе­мы, которая затем материализуется при изготовлении на производстве. Конструирование включает анализ и синтез различных вариантов конструкции, их расчёты, выполнение чертежей и др. Разработка вариантов конструкции обычно связана с постановкой и решением задач тех­нического творчества. На уровне конструирования происходит реализация технической идеи в рамках опытно-конструкторской раз­работки, которая связана с постановкой и решением задач тех­нического творчества. В процессе конструирования создается чертёж тех­нического изделия или системы, рассчитываются конкретные технические харак­теристики и фиксируются специфические условия реализа­ции (характер материала, производительность, степень экологичности, экономическая эффективность и др.). Результат конструкторской разработки – техническое изделие, гото­вая конструкция. Конструирование сочетается с разработкой соответствующих тех­нологических условий, т.е. методов и технических условий реализации конкретной модели. Поэтому конструиро­вание связано с технологией, которая вы­являет механизм организации процесса по производству конкретного изде­лия

ОТКРЫТИЕ – выявление естественных вещей, явлений, закономерностей и др., реально существующих в природе, но не известных прежде (открытие Америки, периодичнос­ти элементов, залежей полезных ископаемых и т.п.), в осно­ве которого доминируют внутренние потребности индиви­дуума (изобретателя) по сравнению с воздействием внешних условий и обстоятельств. Открытие– это выявление естественных вещей, явлений, закономерностей, реально существующих в природе, но не известных прежде (открытие Америки, периодичнос­ти элементов, залежей полезных ископаемых и т.п.). В осно­ве открытия лежат внутренние потребности изобретателя, а не внешние условия и обстоятельства. Между поднятиями изобретение и открытие нет чёткого водораздела – так открытие рентгеновских лучей потребовало изобретения соответству­ющего технического оборудования (рентгеновский аппарат). Исторически изменяется и соотношение между открыти­ем и изобретением. Если на первых этапах разви­тия научно-технического знания (когда его теоретический уровень не был достаточно высок), познавательный процесс начинался именно с эмпирического поиска в форме открытия и изобретения, то с XX в. начинает преобладать теоретический уровень открытия. Если первоначально приращение технического знания было свя­зано с экспериментатором, то сегодня процесс технического познания связан с теоретическими исследованиями учёного.

ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Когда речь идёт преимущественно о деятельности человека, тогда под техникой понимают наиболее эффективный способ достижения чего-либо. К. Ясперс писал: «Техника возникает, когда для достижения цели водятся промежуточные средства. Непосредственная деятельность, подобно дыханию, движению, принятию пищи, ещё е называется техникой. Лишь в том случае, если эти процессы совершаются неверно, и для того, чтобы выполнить их правильно, принимаются преднамеренные действия, говорят о технике дыхания и т.п.». Техника учит достигать наибольшего результата при наименьшей затрате сил, поэтому для неё необходимы навыки, умение и мастерство.

ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ. Когда речь преимущественно идёт о знании, тогда под техникой понимается, прежде всего, совокупность приёмов, правил и операций, ведущих к достижению какого-либо результата. Техническое знание является обобщением практической деятельности человека. В узком смысле слова под техническим знанием понимают прикладные науки – науки, направленные на достижение какого-либо практического результата. Близкое по смыслу к понятию «техника» является понятие «технология», под которым понимают деятельность и знание, связанные с обслуживанием, применением или изготовлением технических устройств. Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний. Кроме того, сам процесс применения научных знаний в инженерной практике не является таким простым, как это часто думали, и связан не только с приложением уже имеющихся, но и с получением новых знаний. А. Ридлер пишет, что оно состоит не в простом приложении наук к специальным целям. Раньше, чем делать такое приложение надо принять во внимание условия данного случая. Трудность применения заключается в правильном отыскании действительных условий данного случая. Условно принятое положение вещей и пренебрежение отдельными данными условиями обманывают насчет настоящей действительности. Только применение ведёт к полному пониманию; оно составляет высшую ступень познания, а общее научное познание составляет только предварительную ступень к нему. Знание есть дочь применения. Для применения нужно умение исследовать и изобретательность. Сегодня технознание – это сложная система, которая вклю­чает в себя: 1) знание, которое формирует общее представление о техни­ко-технологических системах различного уровня и назначе­ния (например, науки энергетического цикла включают в себя как общетеоретические обновы энергетики, так и теплотехни­ку, электротехнику и др.) и разрабатывают методы и средства проектирования, конструирования и овеществления (ма­териализации) соответствующих технико-технологических процессов и явлений; 2) знание, которое конкретизирует соответствующие закономер­ности естествознания применительно к техническим системам и имеет определенное технологическое назначение (например, законы физики конкретизируются в рамках общей теории ма­шин); 3) знание, которое выявляет закономерности развития техни­ко-социальных систем, образованных в процессе включений технических объектов в социокультурную реальность (эрго­номика, инженерная психология и др.). Технические науки подразделяются на два уровня теоретического анализа: 1) фундаментальные (теоретическая ме­ханика, техническая термодинамика и др.), которые выступают теоретической основой для обобщенного изучения процессов в тех­нических объектах и системах определенного типа (механических, электрических, энергетических и др.); 2) частно-конкретные технические науки (теория паровых машин, теория акустики и др.), которые являются теоретической ос­новой анализа процессов, происходящих в локальных объек­тах и системах – в паровых машинах, в акустических систе­мах и т. п.

ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТРУДА понимается как система средств, направленных на достижение каких-либо целей. Но техника является нейтральной по отношению к цели и может употребляться в качестве экономящего усилия, посредника. Она служит хозяйственному удовлетворению потребностей и предотвращает отдельные действия в качестве порядка использования этих действий. Техника служит облегчению и формированию нашего бытия и представляет собой уравновешенную совокупность методов и вспомогательных средств по овладению природы. Техника намного старше науки, она возникла вместе с возникновением человека, Homo sapiens. Умение хранить и использовать огонь человек приобрёл приблизительно 800 тыс. лет назад. Это событие, по-видимому, имело огромное значение. Укротив огонь, человек уже смог достигнуть того, чего не достигало ни одно живое существо. Первые орудия (копье, каменный топор) стали усовершенствованием руки. Создавая технику, ручные орудия, человек копировал природу и собственный организм. Как отмечает немецкий философ Э. Капп «изогнутый палец становится прообразом крючка, горсть руки – чашей; в мече, копье, совке, граблях, плуге и лопате нетрудно разглядеть различные позиции и положения руки, кисти, пальцев, приспособление которых к рыбной ловле и охоте, садоводству и использованию полевых орудий достаточно очевидно». В результате использования орудий человек увеличил свою силу, ловкость, быстроту. В первобытном обществе орудия, простейшие механизмы и сооружения понимались в анимистической картине мира. Древний человек думал, что в орудиях (оружии, также, впрочем, как в архаических произведениях искусства – рисунках, скульптурных изображениях, масках и т.д.) присутствуют духи, помогающие или препятствующие человеку. Действия по изготовлению или использованию орудий предполагают воздействие на эти духи (жертвоприношение или уговоры-заговоры), иначе ничего не получится или орудие вырвется из-под власти человека и повернется против него. Анимистическое осмысление техники предопределяло сущность и характер всей древней технологии. В этом смысле в древнем мире техника совпадала с магией, а технология была насквозь сакральной. Вместе с тем, по мере того как орудие совершенствовалось по образу руки, так и, наоборот, рука совершенствовалась по образу орудия. Но в отличие от всех живых существ, прибегающих к техническим приспособлениям, техника человека постоянно усовершенствовалась. О. Шпенглер отмечает, что техника животных, было техникой вида (пчела одинаково строит свои соты и будет так их строить, пока не вымрет, они принадлежат пчеле точно так же, как форма крыла и расцветка тела). Видовая техника животного неизменна и безлична. Человеческая же техника независима от жизни человеческого вида. Она творчески осознаётся человеком, она личностна и изобретательна. В попытках человека создать осмысленный мир эстетика орудий и средств труда играли не меньшую роль, чем практические нужды человека и служили значительным стимулом к развитию техники. Каждая постройка, благодаря своему сочетанию объёма, массы, цвета, орнаментального узора, фактуры, становилась новым изобретением, выражающим идею взаимоотношения человека с мирозданием. Пирамиды, обелиски, башни, арки, купола, шпили, цветные витражи – это примеры соединения физических и материальных потребностей с красотой мира, выражающие поиск глубинного человеческого смысла в процессе совершенствования средств труда. Становление машинного производства завершает процесс отделения умственного труда от физического. Переход от применения ручных орудий к машинной технике одновременно становится переходом от производства единичных, штучных товаров к их массовому производству. С этого момента взаимосвязь между искусством и техникой, которая сохранялась на протяжении существования ремесленного производства, разрушается. Теперь обезличенные товары промышленности уже не являются предметами искусства.

ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ. Когда же речь идёт о технике как показателя уровня развития культуры и цивилизации мы имеем ввиду, что экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится и какими средствами труда. Воздействие техники на общество смягчается или усиливается в зависимости от социально-экономических условий применения техники. Само же развитие техники испытывает мощное воздействие со стороны экономической, политической и прочей обстановки. И в то же время техника сама стимулирует развитие экономики и общества в целом. Но закономерности развития техники не сводимы к социально-экономическим закономерностям. В IV тыс. до н.э. человек изобрёл письменность, и с этого момента начинается «зримая», прослеживаемая часть его истории. В V тыс. до н.э., когда формируются человеческие сообщества, начинает устанавливаться общественный порядок. Этому способствовали развитие языка и разделение трудовых обязанностей. Внутри первобытного сообщества стали выделяться группы, отдельно занимающиеся земледелием, скотоводством, охотой, изготовлением орудий труда; а также воинской деятельностью. Переход от применения личных орудий к организованной деятельности многих свидетельствовал также о возросшей искусности в изготовлении и применении техники. О. Шпенглер отмечает, что «вместе с деятельностью многих совершается шаг от органического к организованному существованию, от жизни в естественных группах к искусственным группам, от стаи к народу, сословию и государству». С появлением государства первобытнообщинный строй постепенно сменяется рабовладельческим. В этот период расцветает ремесленное производство. Совершенствуются методы обработки металлов с применением литья, паяния и сварки, устанавливается производство гончарных изделий, развивается горное и строительное дело. Подъём ремесленного производства происходит одновременно с образованием городов. Люди начинают возводить крупные строительные сооружения. Торговые отношения и военные походы приводят к улучшению способов передвижения по суше и по морю. Появляются дороги и мосты, по которым передвигаются груженые повозки, расширяется мореплавание. Однако по большей части технические изобретения не были направлены на улучшение условий труда. И самую тяжелую, рутинную работу выполняли рабы. Физическая сила людей и животных, являлась чуть ли не единственным источником всех технических преобразований. Веками существовавший неэффективный рабский труд не способствовал прогрессу в технике, – люди, как и при первобытнообщинном строе, преимущественно пользовались простейшими ручными орудиями. (Механические машины Архимеда и Герона Александрийского можно считать в этом плане редким исключением; к тому же, по заверению Плутарха, они появились на свет как «забавы ученых мужей»). Вместе с тем, период рабовладельческого строя смог продемонстрировать образцы совершеннейших технических творений, к которым относится, в частности, пирамида Хеопса. «Даже если не делать скидок на примитивность орудий, доступных в III тыс. до н.э., ни одно современное сооружение не превосходит её ни технической виртуозностью, ни смелостью замысла. Между тем, великий замысел был приведен в исполнение культурой, которая только что вышла за рамки каменного века и ещё долгое время продолжала использовать каменные орудия, хотя применялась и медь для резцов и пил, служивших для обработки массивных каменных плит для новых памятников. Все операции выполнялись вручную». В условиях капиталистического строя, несомненно, расцветает «дух изобретательства». И не только потому, что техническое творчество стало «подпитываться» научными открытиями. Дело в том, что не во все времена, не во все эпохи, изобретения находили поддержку в обществе, даже если они были очевидно полезными. Нередко в обществе выставлялись социальные запреты на изобретения. Так, например, средневековый ремесленник, вступающий в цеховую организацию, принимал общий устав, цель которого заключалась в том, чтобы обеспечить равные для всех условия труда. Согласно этому уставу запрещалось понижать или повышать цены на производимые товары, запрещалась реклама… и запрещались всякого рода изобретения, которые могли увеличить производительность труда (тем самым, нарушая равные для всех условия). Иными словами, технические изобретения здесь считались нежелательными. В условиях же капиталистического строя деятельность человека напротив ориентируется на изобретения, как на то, что открывает ему доступ к финансовому процветанию…

ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это совокупность действий, обеспечивающих реализацию научных, производственных и социальных задач, которые могут быть рассмотрены на двух уровнях: 1) тео­ретическом (как техническое творчество); 2) практическом, который начинается с ин­женерных исследований, и проектирования, проходит стадию конструирова­ния, и завершается созданием промышленных образцов. Техническое творчество – это теоретический уровень технической и инженерной деятельности. Техническое творчество реализуется в двух формах: 1) изобретательство, 2) открытие. Практический уровень технической и инженерной деятельности осуществляется в двух формах: 1) как инженерные исследования и проектирование; 2) как конструирование.

ТЕХНИЧЕСКОЕТВОРЧЕСТВО – процесс создания нового тех­нико-технологического объекта, включающий систему взаи­мосвязанных этапов: 1) постановка конкретной технико-техноло­гической идеи (проблемы) и выявление направления её ре­шения, когда человеческий (субъек­тивный) фактор материализуется в процессе создания новой идеи; 2) создание действующей модели соответствующего объекта или прогресса, когда идея приобретает более отчетливые технико-технологические формы выражения. Исторически техническое творчество реализуется в двух формах: 1) изобретательство – создание новых принципов дей­ствия и способов их реализации в конкретных технико-инже­нерных устройствах, причём речь идёт о создании объекта, не существующего прежде в реальности (изобретение колеса, пороха, двигателя внутрен­него сгорания и др.), где происходит материализация («опредмечивание») идеи; 2) открытие– выявление естественных вещей, явлений, закономерностей и др., реально существующих в природе, но не известных прежде (открытие Америки, периодичнос­ти элементов, залежей полезных ископаемых и т.п.), в осно­ве которого доминируют внутренние потребности индиви­дуума (изобретателя) по сравнению с воздействием внешних условий и обстоятельств.

ТЕХНОЗНАНИЕ – система технических наук, направленная на изучение предметов орудийной деятельности общества, имеющая преимущественно практическую направленность и реализуемая в рамках техни­ко-технологической (инженерной) деятельности. Техника – это материализация природных закономерностей, выявленных в рамках науки (технознания). Следовательно, технознание – система закономер­ностей, обусловливающих создание, функционирование и развитие техники. Технические науки занимают промежуточное положение между естествознанием и человекознанием, т.к. развитие технознания детерминировано природными за­кономерностями (выявляемыми в рамках естествознания) и потребностями социума (теоретические предпосылки которых обосновываются системой социально-гуманитарного знания). При этом технознание – самостоя­тельная сфера технических, инженерных и социально-тех­нических знаний. Во второй половине XX в. статус технических наук в системе научного знания значительно повысился, что обуслов­ленно: 1) технические объекты («вторая при­рода») всё более активно вытесняют естествен­ные природные системы, т.к. обостряется кон­фликт между человеком и биосферой, а его преодоление связывают с целенаправленным раз­витием технознания; 2) возникает «разочарование» результатами развития естественных наук, которые не оправдали возлагаемых надежд, создав дополни­тельные трудности для технознания; 3) перед обществом возникли проблемы, требующие практического разрешения (повышение степени безопасности атомной энергетики, про­довольственное обеспечение мирового населения, преодоле­ние негативных последствий «информационной революции», эффективное использование биотехнологий и др.). Поэтому технические науки призваны, с одной стороны, проанализировать возникающую проблему а с другой – обеспечить её практическое разрешение. Технические науки – развитая форма технического знания, объектомкоторых выступают формы целесооб­разной предметно-практической деятельности общества, т.е. искусственные продукты его взаимоотношений с природными элементами и про­цессами. Предметтехнознания – это система орудийной деятель­ности общества, т.е. проектирование, создание и обеспечива­ние функционирования техники, технологии и производства. Современное технознание – сложная система, вклю­чающая в общей форме следующие подсистемы: 1) знание, конкретизирующее соответствующие закономер­ности естествознания применительно к техническим системам определенного технологического назначения (например, законы физики конкретизируются в рамках общей теории ма­шин); 2) знание, формирующее общее представление о техни­ко-технологических системах различного уровня и назначе­ния, разрабатывающее методы и средства проектирования, конструирования и овеществления (ма­териализации) соответствующих технико-технологических процессов и явлений в конкретных технических объектах и системах; 3) знание, выявляющее закономерности развития техни­ко-социальных систем, образованных в процессе включения технических объектов в социокультурную реальность (эрго­номика, инженерная психология и др.). В целом, технические науки подразделяются на два уровня теоретического анализа – фундаментальные (теоретическая ме­ханика, техническая термодинамика и др.) и час­тно-конкретные (теория паровых машин, теория акустики и др.) технические науки. Фундаментальные технические науки выступают теоре­тической основой для обобщенного изучения процессов в тех­нических объектах и системах определенного типа (механи­ческих, электрических, энергетических и др.). Частно-конкретные технические науки являются теоретической ос­новой анализа процессов, происходящих в локальных объек­тах и системах – в паровых машинах, в акустических систе­мах и т.п.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ – прогрес­сирующая и управляемая человеком природно-социальная совокупность ма­териальных процессов целенаправлен­ного изменения различных форм (механическая, физичская, химическая, биологическая и др.) ве­щества, энергии и информации, про­текающих в технических системах по специфическим законам в соответ­ствии с законами и закономерностя­ми строения и функционирования техники. Технологическая форма движения материи определяет уро­вень и характер взаимодействия обще­ства и природы, которые достигли пре­дельных значений качественных и ко­личественных параметров, сопоставимо­го не с прошедшими этапами разви­тия, а с предельными возможностями глобального потенциала Земли и его наиболее важными параметрами. Пре­вышение расчетно-эмпирических по­роговых критериев значительным чис­лом компонентов может привести к необратимым (катастрофическим) изме­нениям в земной системе, технологи­ческим трансформациям и массоперемещению форм вещества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: