Юмор в изобразительном искусстве

Хотя юмор часто проявляется в линейной, то есть, повествовательной или литературно-художественной форме (шутки, анекдоты, каламбур, оксюморон, игра слов и т. д.), он может выражаться в визуальных, пластических образах, а также в действии. Иногда линейная и нелинейная формы выражения юмора дополняют друг друга, что, например, характерно для комиксов. Юмор также тесно связан с ритуалом, сценической практикой, ролевой игрой, особенно такими жанрами, как карнавал, пародия, комедия, клоунада, хепенинг, перформанс. Внешний вид людей и их поведение при этом играют важную роль.

Можно привести множество примеров проявления юмора в изобразительном искусстве в различные исторические периоды, разных культурах и субкультурах. Создаваемые людьми в определенные моменты жизни визуально-пластические формы и совершаемые при этом действия способствуют созданию особого комического эффекта, что характерно, например, для таких традиционных праздников, как Масленица, Пурим, Хэллоуин, венецианский карнавал и других.

Разнообразные композиции с использованием тыквы и других материалов и объектов во время осеннего праздника Хэллоуин могут являться яркой иллюстрацией проявлений юмора в сочетании с другими, подчас весьма сложными и противоречивыми чувствами. Такие композиции также являются свидетельством потребности людей в игре и творчестве, в особенности, когда затрагиваются темы аннигиляции, смерти, встречи с «теневыми» аспектами реальности и человеческой природы.

Рис. 1. Пример композиций из тыквы и других предметов, создаваемых
на праздник Хэллоуин (Нью-Йорк, Манхеттен, ноябрь 2011 г.)

Если обратиться к истории искусства Европы, то еще в античный период можно найти примеры юмора, проявленного в скульптуре и декоративных формах. Не случайно, в эпоху Возрождения именно античное искусство вдохновило художников на создание такой изобразительной формы, как гротеск. Название гротеск (от слова grotta – «пещера») связано с тем, что античные декоративные мотивы в виде росписей на сводах подземных помещений явились прообразом гротесков Возрождения. Такие росписи содержали переплетения растительных форм в сочетании с животными и фантастическими существами.

Дж. Вазари (1993-1994) описывал их следующим образом: «Гротесками называют разновидность живописи, вольную и потешную, коей древние украшали простенки, где в некоторых местах ничего другого не подходило, кроме парящих в воздухе предметов, и поэтому они там изображают всякие нелепые чудовища, порожденные причудами природы, фантазией и капризами художников, не соблюдающих в этих вещах никаких правил…» (С. 109). Несмотря на фантастичность и алогичность с точки зрения здравого смысла, гротески Возрождения обычно создавались по определенным правилам: их отдельные элементы должны были по масштабу и пластическому решению быть взаимосвязаны. Один элемент органично вырастал из другого.

Позднее гротеском стали называть не только определенный жанр декоративного искусства, но и стилистическую фигуру, родственную гиперболе и нарушающую правдоподобие, используемую в разных искусствах. «Гротескный образ – отмечает М.М. Бахтин (1990), – характеризует явление в состоянии его изменения, незавершенной еще метаморфозы, в стадии смерти и рождения, роста и становления. Отношение к времени, к становлению – необходимая конструктивная черта гротескного образа. Другая черта – амбивалентность: два полюса в одном – старое и новое, умирающее и рождающееся» (С. 30).

Родственные гротеску формы изобразительного искусства можно найти в древнегреческой вазописи, абстрактных звериных орнаментах, средневековой книжной миниатюре, рельефах романских соборов. Под воздействием приемов гротеска родился жанр каприччио. Объединяя страшное и смешное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное, Франсиско Гойя в серии офортов «Капричос» (1797-1798) открыл жанр «трагического гротеска».

Немало примеров юмора можно найти в искусстве барокко, в том числе, художников «золотого века» голландского искусства. Ярчайшим из них является Питер Пауль Рубенс. В его творчестве находим соединение энергичного, чувственного и эмоционального фламандского реализма с классической традицией. Он в немалой степени способствовал распространению стиля барокко с его особым художественным языком контрреформации и светской культуры своего времени.

Рис. 2. П.П. Рубенс, «Вакханалия»

Рис. 3. П.П. Рубенс, «Охота за гиппопотамом»

Рис. 4. П.П. Рубенс, «Сад любви»

Немало юмористических образов можно найти также в творчестве Рембрандта. Они, как правило, не доминируют, но «вплетаются» живой и яркой нитью в сложную ткань его произведений.

Разными гранями юмора расцвечено искусство модернизма, особенно, таких его направлений, как экспрессионизм, дадаизм и сюрреализм. Дальнейшая судьба художественного авангарда ХХ века, вплоть до различных жанров искусства постмодерна, немыслима без юмора. Он поистине является его краеугольным камнем, что далеко не случайно. Юмор выступает органической составной частью и инструментом культурной антропологии постмодерна. Он отражает попытки современного человека выжить и сохранить внутреннюю целостность в ситуации экзистенциального, духовного кризиса, фрагментированности и эмержентности существования, отсутствия устойчивых смыслообразующих ориентиров и идентичности.

Кроме того, юмор в искусстве второй половины ХХ века тесно связан с утверждением ценностей либеральной демократии и личной свободы, борьбой разных социальных групп (прежде всего, меньшинств) за свое место в культуре и социуме, сложной динамикой институциональных и политических изменений, ориентированных на раскрытие человеческих ресурсов.

Разные оттенки юмора нередко проявляются в произведениях художников-авангардистов, занимающих активную, критическую позицию в сложившейся системе общественных отношений. Юмор нередко используется ими в качестве одного из инструментов внутреннего освобождения и идейной борьбы. Ярким примером этого может служить творчество художников-нонконформистов в нашей стране, чье искусство ярко проявилось в период засилья социалистического реализма, в обстановке жесткой цензуры и идеологического контроля, а в дальнейшем – в период Перестройки.

Рис. 5. В. Ситников, «Адам и Ева» (1967)

Рис. 6. В. Калинин, «Автопортрет. Уличная сцена» (1974)

Рис. 7. В. Овчинников, «Дон Кихот» (1979)

Рис. 8. В. Комар и А. Меламид, «Двойной автопортрет в виде юных пионеров»
(1982-1983)

Рис. 9. Л. Соков, «Ленин и Джиакометти» (1987)

Юмор отличает творчество многих современных западных художников, сфокусированных на общественных противоречиях, а также ситуациях, связанных с давлением на личность со стороны властей или доминирующих социальных групп. В этом отношении показательно творчество британских фотографов Йо Спенс и Рози Мартин. В 1980-1990-е годы они использовали свои фотопроизведения в качестве инструмента внутреннего освобождения и провокации определенных реакций у зрителей с целью критической переоценки семейных и общественных отношений.

Характеризуя особенности созданного ими метода реконструирующей фотографии, Р. Мартин (2006) пишет: «Отталкиваясь от нашего личного материала и реального контекста нашей жизни, исследуя свои чувства боли и стыда, те модели гендерного поведения, которые были усвоены в результате общения с нашими матерями, историю своей сексуальности, отношений с дискурсами медицины, образования, права и различными медиа, мы пытались сделать зримыми связи между личным, социальным и политическим…» (С. 85).

Суть метода реконструирующей фотографией заключается в том, чтобы воссоздать те моменты прошлого опыта человека, которые оказываются «вытесненными» или «заблокированными» в силу действия запретов культуры, например, неписанных законов гендерного самопредъявления.

Рис. 10. Фотоработы Й. Спенс и Р. Мартин

Знакомясь с современным искусством, можно отметить следующую закономерность: используя юмор в качестве ведущего инструмента в своем творчестве и занимая активную личностную позицию, художники нередко предъявляют самих себя, становятся основным объектом художественного-эстетического и социального презентирования. Порой они даже превращают себя в своеобразное произведение, что, например, характерно, для таких мастеров юмора, как британцы Гилберт и Джордж. Они получили широкую известность, в частности, тем, что превратили себя в «живые скульптуры», неизменно представляя самих себя. Они всегда появляются вместе, одетые в костюмы одного стиля. Активный резонанс в обществе также вызвали их многочисленные фотоработы и живописные произведения, посвященные скатологическим и сексуальным сюжетам, агрессии и насилию.

Рис. 11. Гилберт и Джордж, «Гилберт – дырка, Джордж – какашка» (1969)

Рис. 12. Гилберт и Джордж, «Прикосновение к цветущему» (1971)

Рис. 13. Гилберт и Джордж, «Смерть, надежда, жизнь, страх» (1984)

Рис. 14. Гилберт и Джордж, «Школы» (2011)

Прибегающие к юмору современные художники нередко совершают различные эксперименты со своим телом, внося в него те или иные изменения вплоть до деструктивных. Производя телесные деформации, они используют причудливые сочетания естественного и искусственного, либо иных взаимоисключающих или дополнительных качеств. В процессе своих экспериментов с телом или его изображениями, в качестве одного из средств его имитации современные художники иногда применяют разные объекты, в том числе, кукол. Появился даже своеобразный жанр «кукольного искусства», активно разрабатываемый многими авангардистами.

Примером такого искусства может служить творчество американского художника Мануэля Окампо. Его произведения изобилуют символами порнографического и религиозно-эсхатологические характера, гротесковыми образами поп-культуры и политической пропаганды, а также культовыми образами, характерными для его родины (Филиппин). В его творчестве соседствуют невинность и ужас, украшательство и социальная пародия. Мануэль Окампо активно использует образы «детского дискурса», взятые из детских книжек, игр и мультфильмов.

Рис. 15. Работа М. Окампо, «Моральный экзорсизм лишен смысла
без ритуального чувства художественного героизма» (2000)

Одна из представительниц «игрушечного искусства», живущая в Берлине Натали Дьюрберг, специализируется на анимационных фильмах, персонажи которых попадают в сюжеты «взрослого» кино, всегда крайне кровожадного: девушка снимается в зоофилическом порно с тигром или больного режут огромной пилой. Переводя взрослые, фантасмагорические сюжеты на язык пластилиновых сказок, Дьюрберг создает специфические игровые эффекты, связанные с проявлениями «черного» юмора.

Нечто подобное можно найти в произведениях Зои Леонард, которая для создания своей инсталляции «Открытый рот с торчащими зубами» в 2000 г. использовала 162 секондхендовские куклы. Зои Леонард стала известна начиная с 1980-х гг. как культурная активистка, гей-художница, ярая противница всякой цензуры. Сюжеты и образы для своего творчества она берет из собственного опыта культурной и политической активности.

Ричард Филипс известен своими крупномасштабными, эпическими портретами, чем-то напоминающими фигурировавших на обложках журналов топ-моделей и героев поп-культуры 1960-1970-х гг. Он использует блестящую живописную технику, напоминающую работы мастеров ХIХ столетия, однако поверхность его живописных работ настолько гладкая, что они производят впечатление фотографий. Порой его модели кажутся бесстрастными и лишенными каких-либо человеческих чувств и слабостей. Ричард Филипс также активно использует провоцирующие эротические стимулы, пользуясь репертуаром тех образов, которые в изобилии представлены в массовой культуре.

Рис. 16. Ричард Филипс, «Скаут» (1999 г.)

Ярким примером проявления разных видов юмора в современном искусстве может служить творчество фотохудожницы Синди Шерман. Используя средства фотографии и различные объекты, С. Шерман экспериментирует с собственным телом и телами других людей, создавая гротескные сочетания живого и неживого, кукольного и человеческого.

Рис. 17. С. Шерман, без названия (2000 г.), фотоавтопортрет

Эксперименты с изображениями человеческого тела характерны и для таких современных художников как Джейк и Динос Чапмены. Их работы часто представляют собой инсталляции с использованием искусно выполненных миниатюр человеческих фигур, природных и техногенных объектов. Одной из наиболее впечатляющих работ этих художников является инсталляция «Ад» (2000 г.), при построении которой было использовано 5000 миниатюрных фигурок. Инсталляция включает фигурки нацистов и мутантов, занимающихся извращенным сексом, пытками и истязаниями на территории то ли концентрационного лагеря, то ли ресторана «МакДональдс».

Рис. 18. Джейк и Динос Чапмены, инсталляция «Ад» (2000 г.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: