Юмор, психические расстройства и арт-терапия

4.1 Психическая патология, разные виды юмора и их проявления
в творческой продукции больных

Юмор может проявляться при разных видах психической патологии, отражая как нарушения психической деятельности, так и защитно-приспособительные личностные реакции пациентов. Он может учитываться при постановке диагноза, оценке динамики болезни и эффектов лечения. Он также может использоваться как один из факторов личностной адаптации при разных психических заболеваниях, а также становиться предметом анализа и интерпретации при проведении разных форм психотерапии, в том числе, арт-терапии.

Юмор может отражаться в высказываниях, действиях и творческой продукции пациентов – стихах, прозе, рисунках, а также в их одежде, оформлении окружающей среды. Иногда он обнаруживается в спонтанно создаваемых художественных работах, хотя может также проявляться при выполнении пациентами определенных арт-терапевтческих техник и специальных видов деятельности, предлагаемых им для решения тех или иных терапевтических задач. На проявления юмора в арт-терапевтическом процессе влияют разные факторы, в том числе:

• форма психического расстройства и структура синдрома,

• индивидуально-личностные особенности пациентов, их пол, возраст, культурный и социальный опыт, характерные для них психологические защиты и копинг-стратегии,

• условия проведения арт-терапии, включая особенности институциональной культуры,

• отношения с проводящим арт-терапию специалистом и членами группы (при групповом варианте арт-терапии),

• межличностная и групповая динамика, проявления переносов и контрпереносов.

Наглядной иллюстрацией проявления юмора при психических расстройствах могут, в частности, являться произведения художников-аутсайдеров. Понятие «искусство аутсайдеров» было введено Р. Кардиналом в 1972 г. Оно является англоязычным аналогом французского словосочетания art brut, предложенного Ж. Дебюффе в 1945 г.

Согласно Р. Кардиналу, искусство аутсайдеров – это художественное творчество, практикуемое теми, кто по социальным или психологическим причинам отказывается он нормальной коммуникации и дает свободу своим импульсам в ущерб всякому общественному признанию. Искусство аутсайдеров многогранно. Оно ярко проявлено в живописи, графике, пластических и архитектурных формах, а также в произведениях ландшафтного творчества. Одним из наиболее известных отечественных художников-аутсайдеров является Александр Лобанов. Его произведения изобилует причудливыми, гротескными образами. В них сочетаются реальное и фантастическое, визуальные клише советского времени, элементы лубка, медийные образы, орнамент. А. Лобанов также включал в свои работы оригинальные, созданные его воображением элементы, любил рисовать себя.

Рис. 19. А. Лобанов, «Портрет»
(из коллекции «Иные», Ярославль, директор – В.В. Гаврилов)

Произведения художников-аутсайдеров могут иллюстрировать разные оттенки юмора, прежде всего, пародию и гротеск, которые часто соседствуют с патетикой, драматической напряженностью, мистикой и экзальтацией. Есть основания считать произведения такого рода своеобразной попыткой интеграции парадоксальных, противоречивых и подчас психопатологически окрашенных аспектов внутреннего мира их авторов. Они представляют собой сложный «сплав» клинических и личностных проявлений, в том числе, тесно связанных с защитно-адаптивными реакциями психики, проявляющимися в процессе творческой активности при психических расстройствах.

Рис. 20. Хуго Хейкенвельдер, «Крестовый поход»
(собственность автора, Австрия)

Рис. 21. Арт-объекты, созданные или оформленные пациентами, посещающими
художественную мастерскую при Кридмурской психиатрической больнице в Нью-Йорке

Что касается связи разных видов юмора с клиническими особенностями пациентов, то, как правило, более тяжелая психическая патология характеризуется преобладанием деструктивного, «черного» юмора. Рассматривая корреляцию разных видов юмора с психическими расстройствами, I. Jakab (1998) отмечает, что юмор психотиков имеет угрожающий, деструктивный характер и вряд ли может обеспечивать психическую стабилизацию, смягчать проявления симптомов основного заболевания. По ее мнению, «Юмор шизофреников слишком сложен для восприятия… Параноику сложно понять шутки здоровых людей. Он склонен воспринимать их как оскорбление или угрозу. Больной, находящийся в маниакальном состоянии, то и дело шутит, однако его шутки не кажутся нам смешными» (p. 18). I. Jakab (1998) считает, что юмор невротиков может иметь более функциональный, адаптивный характер, и что в процессе психотерапии специалист должен по возможности его использовать.

По нашим наблюдениям, «черный», разрушительный и саморазрушительный юмор нередко проявлялся, например, в творческой продукции пациентов специализированной психиатрической больницы с интенсивным наблюдением (г. Санкт-Петербург) *.

Больной Е., 28 лет. Диагноз: шизофрения, параноидная форма. Е. убил своего отца и девушку. Отец якобы его унижал, выгонял из дома. После убийства у Е. появилось чувство собственной силы и бесстрашия. Ему хотелось продлить это состояние, детально описать свои ощущения и издать книгу. Для этого он совершил убийство знакомой девушки. Когда был задержан, хотел покончить с собой.

Во время лечения в специализированной психиатрической больнице Е. проявил интерес к арт-терапии. Стал посещать арт-терапевтическую группу, однако был закрыт и формален. Соседство с другими больными его тяготило. Через некоторое время, продолжая работать в группе, начал также посещать арт-психотерапевта индивидуально. Проявил интерес к ведению дневника и рисованию. Стал создавать маленькие рассказики-зарисовки из жизни отделения больницы и делать собственные рисунки к ним. Излюбленными персонажами в творчестве Е. становятся пациенты отделения, которых он изображает в гротескном виде. Изобразительная и письменная продукция Е. часто окрашена «черным» юмором. Так, на одном из своих рисунков (под названием «Подвешенный») он изобразил одинокого человека, который сам себя подвесил к потолку. На другом его рисунке (под названием «Параноик») изображен человек с взлохмаченной головой, одетый в смирительную рубаху. Эти и многие другие образы Е. имеет трагикомический характер. Е. признался арт-психотерапевту, что ведение дневника, создание рассказов и рисунков дают выход его чувствам, и что эти занятия в дальнейшем, уже после его выписки из больницы будут оберегать его от плохого.

Рис. 22. Рисунок Е., «Подвешенный» Рис. 23. Рисунок Е., «Параноик»

Примером «черного», разрушительного юмора может служить следующий текст, созданный Е.

Игнатий траву косит: Вжих-вжих…
Ночь. Тучи небо мглою кроют.
А Игнатий траву косит: Вжих-вжих…
В деревне собаки воют. На погосте ветер свищет.
Страшно!
А Игнатий траву косит: Вжих-вжих…
Трава густая, высокая. Метра полтора будет.
Игнатий ее косит: Вжих-вжих…
В траве дочь его бегает, играет. Аленкой звать.
А Игнатий траву косит: Вжих-вжих…
И нашла коса на камень…
Тьфу!
На Аленкины ноги коса нашла – Вжих! – и срезала их, точно стебли.
А Игнатий траву косит: Вжих-вжих…
Стоп!
С Аленкой-то что? Что-что… отвезли в больницу, ноги пришили, балериной стала…
А Игнатий траву косит: Вжих-вжих…

Проявления юмора в процессе арт-терапии могут быть связаны не только с клиническими и личностными особенностями пациентов, но и определенными ситуациями, возникающими по мере развития психотерапевтических и групповых отношений, а также теми видами творческой деятельности, которые могут предлагаться пациентам для решения тактических и стратегических задач терапии.

Проявления юмора в арт-терапевтическом процессе в определенной мере коррелируют со следующими ситуациями.

• Сопротивлением арт-психотерапии, в том числе, попытками пациентов уйти от выражения своих чувств, либо смягчить их остроту и ограничить степень самораскрытия в контакте с психотерапевтом и членами группы. Это может быть характерно как для начала арт-психотерапии, так и последующих ее этапов, когда затрагиваются более глубокие переживания и внутренние конфликты участников занятий.

• Стремлением пациентов избежать психического регресса и сохранить свою психологическую автономность, что может быть связано с регрессивным характером некоторых изобразительных материалов и техник (например, использованием мягких материалов), тесным взаимодействием в группе, например, при создании группового рисунка.

• Потребностью смягчить переживание фрустрации, связанной с обнаружением собственной несостоятельности или социально осуждаемых качеств собственной личности, что может быть характерно для таких видов арт-терапевтической деятельности, как создание автопортрета (реалистического или метафорического), иллюстрированием определенных жизненных ситуаций, самопрезентацией в определенном образе.

• Аналогичные тенденции проявляются при обращении в процессе арт-терапевтической работы к образам современной культуры, а также актуальному искусству с характерными для него «языками» и формами экспрессии.

• Выражением и интеграцией конфликтного психологического материала, в том числе, связанного с сексуальностью и агрессией. Это может фасилитироваться благодаря использованию деструктивных манипуляций, созданием хаоса и грязи в процессе изодеятельности, применением техник коллажа и ассамбляжа (аппликаций и скульптур из предметов и «мусора»), восприятием и изображением полностью или частично обнаженного тела.

Некоторые примеры связи юмора с такими ситуациями приводятся ниже.

Юмор как отражение попытки контролировать переживания

А., 43 года, диагноз «шизотипическое расстройство», в процессе участия в групповой арт-терапевтии, для того, чтобы познакомить других участников с собой и своим прошлым, изображая одно из своих наиболее ярких воспоминаний, создал рисунок на тему «Капкан». На нем он изобразил, как во время прогулки в детском саду, в морозный день он лизнул металлические перила лестницы, в результате чего его язык прилип к ним. И ситуация, и сам рисунок имеют драматический и, в то же время, комический характер.

Рис. 24. Рисунок А., «Капкан»

Юмор как отражение попыток смягчить переживание фрустрации, связанной
с обнаружением собственной несостоятельности или социально осуждаемых
качеств собственной личности

Ю., 23 года, диагноз «органическое диссоциативное расстройство», во время работы в группе, когда было предложено изобразить свои различные амплуа или грани личности, создала рисунок, включающий четыре образа – «клоуна», «пациента», «маленького художника» и «домашнего растения». Изобразительная манера и сами обозначения разных амплуа пациентки отражают самоиронию.

Рис. 25. Рисунок Ю., «Я как сообщество»

Проявления юмора наблюдались в процессе групповой интерактивной арт-терапии с наркзависимыми, проходящими трехмесячный курс реабилитации ** Было использовано несколько видов работы, направленных на отражение и интеграцию разных аспектов их самовосприятия. Одной из видов работы было создание автопортрета в натуральную величину. Некоторые автопортреты имели налет самоиронии и гротеска. Так, А. 30 лет, со стажем употребления 10 лет, исключенный из реабилитационного центра в связи с проявленной им физической агрессией, изобразил себя с закрывающим голову капюшоном. Кроме того, он закрасил лицо на портрете черной краской, оставив только место для глаз, хотя сами глаза остались не прорисованными. В правую руку на портрете он поместил стебель с маковой головкой.

Рис. 26. А. рядом со своим автопортретом

К., 29 лет, со стажем употребления 12 лет и ремиссией 6 месяцев, изобразил себя в комическом свете. На портрете он держит букет цветов, однако его глаза сведены к переносице, рот оскален, а на джемпере изображены языки пламени.

Рис. 27. К., рядом со своим автопортретом

Одной из форм самопрезентации в той же группе использовалось создание личного герба. На нем могли быть символически представлены личные достижения и жизненное кредо авторов. Иногда герб создавался несколькими участниками группы совместно и отражал их интересы и жизненное кредо. В качестве примера герба с налетом самоиронии может являться следующий рисунок мужчины 26 лет с полинаркоманией и ремиссией в течение пяти месяцев.

Слева отражены его многочисленные любовные увлечения, а также увлечения музыкой и автомобилями. Слева также имеется символ любви – сердце, однако, более крупного размера и в единственном числе, отражая, по-видимому, мечту о большой любви. Изображения справа также указывают о сохраняющемся занятии автолюбительством и гонками и мечте о финансовом благополучии (пачка 100-долларовых банкнот).

Рис. 28. Герб мужчины 26 лет с полинаркоманией и ремиссией в течение пяти месяцев

На групповом гербе, созданном в результате совместной работы пяти участников, в центре помещено сердце, в центре которого изображен символ доллара и красная икра, выступающие символами финансового благополучия.

Рис. 29. Групповой герб с символами финансового благополучия

В качестве еще одной самопрезентационной техники было использовано изображение участниками группы себя в виде какого-либо животного в наиболее характерной для него среде обитания. Участник группы В. с полинаркоманией создал гротескный образ непонятного существа и нарисовал множество планет. На рисунке видно, что существо находится в стороне от солнечной системы и земли (возле стоящей на рисунке чашки). Подумав, В. провел через весь рисунок диагональную линию, показывающую возможную траекторию движения существа за пределы мироздания. Он также дал такое письменное пояснение к своему рисунку: «Пусть место таким, как я, не на земле, и даже не на луне, а где-нибудь еще. Где, я пока не знаю. Короче, всем понятно, что чем дальше, тем лучше – там, где стрелкой указано».

Рис. 30. Работа В. с изображением неземного существа.

Другой участник группы, О., изобразил существо неизвестного вида, загорающее на берегу моря, и написал на рисунке: «Курорт «Райский уголок»».

Рис. 31. Работа О. с изображением отдыхающего животного

Я. изобразил себя в образе рыбки, живущей в аквариуме. Он нарисовал телефон и сделал подпись: «Заказ корма и развлечений».

Рис. 32. Работа Я. с изображением рыбки в аквариуме

Юмор, связанный с выражением и интеграцией агрессии и других
трудновербализуемых переживаний в процессе интенсивного контакта в группе

Примером юмора, связанного с выражением и интеграцией агрессии и иных трудновербализуемых переживаний в процессе интенсивного контакта в группе, может служить совместная работа на тему «Помойка». Предложение данной темы могло способствовать выражению сложных, подавляемых чувств, которые нередко переполняют тех, кто решил избавиться от наркотической зависимости и начинает проходить процесс реабилитации. Одной из особенностей работы группы являлось использование любых изобразительных материалов и объектов. Разрешалось выходить на улицу и, перемещаясь по территории реабилитационного центра, искать любые предметы – как природные, так и не природные – с тем, чтобы при желании, включить их в композицию.

После создания из нескольких склеенных листов ватмана общего пространства для создания рисунка (площадью 2 х 3 метра), группа перешла к работе, расположив бумагу на полу. Через некоторое время один из участников группы предложил желающим пойти с ним на улицу на поиски предметов. Часть группы при этом откликнулась на его приглашение. Постепенно с улицы стали приноситься разные объекты. Самым крупным из них оказался испорченный холодильник, который, ржавея и разлагаясь на пустыре, издавал неприятный запах. Несмотря на переживаемую некоторыми участниками группы брезгливость, этот предмет все же занял свое место в центре композиции. Через некоторое время композицию дополнило множество других предметов, в том числе, выкрашенный в красный цвет топор, заполненная красной краской, изображающая отрубленную руку резиновая перчатка. Один участник группы также принес с кухни поднос с разными закусками и информационным буклетом под названием «печень и питание». На завершающем этапе занятия один из участников, завернувшись в целлофан и изображая труп, лег на рисунок и некоторое время лежал там неподвижно.

Рис. 33. В центр рисунка помещен испорченный холодильник и другие массивные объекты

Рис. 34. Групповой рисунок, детали (топор, имитация отрубленной, окровавленной руки, изображение шприца)

Рис. 35. Деталь группового рисунка: поднос с разными закусками

Рис. 36. Участник группы лежит на рисунке, завернувшись в целлофан и изображая труп

Юмор как отражение стремления смягчить переживание фрустрации при обращении к образам современной культуры, актуальной социальной проблематике

В процессе работы арт-терапевтической группы личностного роста, при обсуждении своих текущих проблем, участники стали критически высказываться о влиянии средств массовой информации на свое психическое здоровье. Было предложено использовать образы массовой культуры, в частности, рекламы с целью более углубленного исследования ее влияния, а также «деконструкции» этих образов как одного из путей сохранения участниками группы своей внутренней устойчивости в моменты конфронтации с информационными потоками.

Ведущий предложил участникам группы использовать некоторые образы, взятые из популярных «глянцевых» журналов, для создания своих рисунков в форме социальной или коммерческой рекламы. Выполняя это задание, часть группы создала рисунки, отражающие их иронический взгляд на рекламную продукцию, а также чувства по поводу проблем современного российского общества. В процессе обсуждения рисунков затем удалось перейти от внешней, социальной проблематики участников к их внутренним потребностям и противоречиям.

Рис. 37. Примеры рисунков в форме рекламы, созданных на основе восприятия медийных образов

4.2. Проявление чувства юмора в рисунках пациентов с пограничными психическими расстройствами (на примере работы с ветеранами войн) ***

Используя разработанную Р. Сильвер шкалу для оценки юмора и принимая во внимание его значимую роль в психотерапии при пограничных психических расстройствах, мы провели специальное исследование, выступающее составной частью работы по изучению общей терапевтической эффективности авторской модели клинической системной арт-терапии (САТ) (Копытин А.И., 2010, 2011). Результаты применения шкалы для оценки юмора (Slver R., 2002, 2007) в рисунках, созданных пациентами психотерапевтического отделения госпиталя ветеранов войн, оказались весьма интересными. Пациенты составили экспериментальную и контрольную группы. участники экспериментальной группы проходили САТ и при этом получали прочие виды лечения, назначаемого в отделении (психофармакотерапия и физиотерапия). Пациенты контрольной группы вместо арт-терапии участвовали в терапии занятостью.

В обеих группах отмечалось некоторое преобладание лиц с непсихотическими органическими психическими расстройствами (преимущественно в форме органического эмоционально лабильного расстройства, расстройств личности и поведения, обусловленных повреждением или дисфункцией головного мозга, органического тревожного расстройства), хотя были лица с невротическими и аффективными расстройствами. Участники обеих групп выполняли контрольные задания и тесты, включая задание на воображение рисуночного теста Сильвер дважды – в начале и в конце курса лечения.

Особенности социодемографического состава групп, состоящих в основном из мужчин сравнительно молодого возраста, большинство которых принимали участие в различных военных компаниях как на территории Российской Федерации (Северный Кавказ) и СССР, так и за их пределами (Афганистан), наряду с их клиническими характеристиками, определили целый ряд особенностей в проявлении чувства юмора в их изобразительной продукции.

Проведя анализ рисунков с использованием шкалы юмора в общей случайной выборке из ста пациентов мужского пола, составивших экспериментальную и контрольную группы, мы обнаружили, что чувство юмора проявляется в рисунках у значительного числа пациентов (от 38% до 45% на разных этапах лечения). Это существенно превышает соответствующий показатель у представителей разных возрастных групп, как мужчин, так и женщин, по данным Р. Сильвер (Silver R., 2002). Согласно Р. Сильвер, юмор разного типа проявлялся в рисунках у 9% детей в возрасте 9-12 лет, 19% подростков 13-19 лет, 21% лиц от 20 до 65 лет и у 19% лиц старше 65 лет (в среднем у 18% испытуемых в разных возрастных группах).

При этом американскими исследователями было отмечено значительно более частое проявление юмора в рисунках мужчин, по сравнению с женщинами (24% и 13%, соответственно), что определило статистически значимые различия в показателях шкалы у разных полов (Р<0,01). Но даже при таком соотношении показателей проявления чувства юмора у мужчин и женщин в США полученные нами данные выглядят впечатляюще.

Нами также была проведена оценка соотношения разных видов юмора на начальном и заключительном этапах лечения в обеих группах.

Табл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: