ВАРИАНТ № 1
Контрольная работа №1
Упражнение 1. Создайте 5 пар понятий находящихся в отношении пересечения.
1 Чемпион.
2 Житель Воткинска.
3 Менеджер по туризму.
4 Артист.
5 Студент.
6 Спортсмен.
Упражнение 2. К каждому из исходных понятий подберите подчиненные и подчиняющие понятия.
1 Университет.
2 Учебник.
3 Студент.
Упражнение 3. К каждому из понятий подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения с ними.
1 Физическое качество.
2 Вид спорта.
3 Черта характера.
Упражнение 4. К каждому понятию подберите противоречащее и противоположное понятия.
1 Быстрый.
2 Высокий.
3 Сильный.
Упражнение 5. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем.
1 Университет; институт; Филиал УдГУ в г.Воткинске; вуз; учебное заведение.
2 Студент, изучающий логику; человек, изучающий логику; ученый;
человек, решающий логическую задачу.
Упражнение 6. Установите, что происходит с объемом и содержанием в следующих парах понятий.
1 Закрытая дверь – запертая дверь.
|
|
2 Украденная вещь – пропавшая вещь.
3 Спортсмен – тренер.
Упражнение 7. Обобщите понятия.
1 Стадион.
2 Журнал «Огонек»
3 Опера.
Упражнение 8. Ограничьте понятия.
1 Студент.
2 Тренер.
3 Спортсмен.
Упражнение 9. Установите правильность следующих определений. В неправильных определениях укажите, какое правило нарушено. Дайте правильное определение.
1 Студент – учащийся.
2 Мост – это сооружение через реку.
3 Сто – это сто единиц.
Упражнение 10. Укажите вид определения, определяемое и определяющее понятия, в последнем укажите родовое понятие и видовое отличие.
1 Техника – наиболее эффективный способ выполнения двигательного действия.
2 Индукция – логический переход от частного к общему.
3 Аудитория – помещение для чтения докладов, лекций.
Упражнение 11. Установите, являются ли следующие деления правильными? Если деление неправильное, то перечислите нарушенные правила.
1 Виды спорта делятся на олимпийские и летние.
2 Спортсмены делятся на две категории – на победителей и не наших.
3 Газеты делятся на ежедневные, еженедельные, выходящие нерегулярно.
Упражнение 12. Произведите логическое деление каждого из приводимых ниже понятий по нескольким основаниям.
1 Спортсмен.
2 Тренер.
3 Вид спорта.
Контрольная работа №2
Упражнение 1. Найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.
1 Некоторые студенты являются спортсменами.
2 Русские завоевали треть медалей на Олимпийских играх в Лондоне.
3 Ни один студент не горит желанием делать контрольную по логике.
Упражнение 2. Постройте отрицание следующих суждений. ( При отрицании атрибутивных суждений меняется его качество и количество ).
|
|
1 Ни один студент нашей группы не имеет задолженности по логике.
2 Все занятые нашей командой места были призовыми.
3 Ни один судья не поставил высокой оценки.
Упражнение 3. Обозначьте вид суждений, изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем, установите распределенность субъекта и предиката.
1 Билл Гейтс – выдающийся программист.
2 Некоторые студенты не понимают логику.
3 Россия является страной, завоевавшей медали на последней Олимпиаде.
Упражнение 4. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чем они заключаются.
1 Ложно то, что все спортсмены – олимпийские чемпионы; значит ложно то, что некоторые спортсмены – олимпийские чемпионы.
2 Истинно то, что некоторые спортсмены – олимпийские чемпионы; значит, истинно то, что некоторые спортсмены не являются олимпийскими чемпионами.
3 Ложно, что все студенты Филиала УдГУ– отличники; значит, истинно, что ни один студент Филиала УдГУ – не отличник.
Упражнение 5. При помощи логического квадрата выведите противоположные, противоречащие и подчиненные данным суждения. Установите их истинность или ложность.
1 Ни один спортсмен не желает проиграть.
2 Каждый студент способен списать.
3 Все спортсмены, нарушающие правила, подлежат дисквалификации.
Упражнение 6. При истинности исходного суждения « Х знает Y, но Y не знает Х » определите истинностные значения следующих суждений:
1 Либо Y не знает Х, либо Х знает Y.
2 Х не знает Y и Y не знает Х.
3 Х знает Y тогда и только тогда, когда Y знает Х.
Упражнение 7. Сделайте вывод путем превращения.
1 Не все победы являются легкими.
2 Некоторые спортсмены являются мастерами спорта.
3 Все студенты нашей группы приняли участие в конференции университета.
Упражнение 8. Сделайте вывод с помощью операции обращения.
1 Некоторые студенты – отличники.
2 Никто из студентов не является Олимпийским чемпионом.
3 Все спортсмены люди ответственные.
Упражнение 9. Сделайте вывод в следующих суждениях путем противопоставления предикату.
1 Все каратисты – единоборцы, следовательно…
2 Многие Олимпийские чемпионы не пропагандируют ЗОЖ – значит …
3 Студент – это человек, который постоянно голоден – значит…