Упражнение 1. На основании данных трех понятий постройте правильный силлогизм, определите его фигуру и модус.
1 Зарядка; физкультура; занятие, полезное для здоровья.
2 Логика; дисциплина; трудна для студентов.
3 Золотая медаль; Иван; упорно тренироваться.
Упражнение 2. Проверьте логическую состоятельность следующих силлогизмов, определите его форму.
1 Всякий преподаватель является либо строгим, либо добрым. Этого преподавателя нельзя считать добрым. Следовательно, этот преподаватель – строг.
2 Филиал УдГУ имеет большой потенциал. Иван – студент филиал УДГУ. Следовательно, Иван имеет большой потенциал.
3 Все преподаватели филиал УДГУ имеют высшее образование. Иван – не преподаватель филиал УДГУ. Значит, Иван не имеет высшего образования.
Упражнение 3. Определите посылки и заключение в следующих, условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите модус и проверьте правильность умозаключений по их форме.
1 Если кто завоевал медаль, то он постарается ее показать, а Иван медаль не показывает. Значит…
2 Если он не изучал логику, то он не может решить эту задачу. Он изучал логику. Значит…
3 Если бы студент учил логику, то его бы не отчислили. Но его отчислили. Ясно….
Упражнение 4. Используя условную посылку, постройте умозаключение: а ) по утверждающему модусу, б ) по отрицательному модусу.
1 Если хочешь быть хорошим спортсменом, много тренируйся.
2 Кто никогда не падал, тот не научится вставать.
3 Кто никогда не страдал, тот не любил.
Упражнение 5. Восстановите пропущенную часть силлогизма.
1 Иван обязан соблюдать правила соревнований, так как все спортсмены должны соблюдать правила соревнований.
2 Ты опоздал на пару, поэтому выйди.
3 Тебе никогда не стать хорошим спортсменом, ты так мало тренируешься.
ВАРИАНТ № 2