Понятие как форма мышления

Понятие - это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов.В языке понятия выражаются посредством слов или словообразований (групп слов). Например, «ягода», «строение», «добросовестный человек», «полезное человеку растение». Существуют слова - омонимы, имеющие различное значение, выражающие различные понятия, но одинаково звучащие (например, слово «коса» в смысле девичья коса, или как орудие труду, или как песчаная отмель). В суждении «Миру - мир!» - два значения у слова «мир». Ученики пятого класса на уроке по логике для слова «ключ» привели 7 различных значений, а для слова «сеть» - более 10 значений. Учащиеся же десятого класса, изучающие логику, для слова «сеть» приводили 50, 60, 70 и более значений (некоторые из них нашли до сотни значений) например, рыболовная сеть, телефонная сеть, компьютерная сеть, паучья сеть, электрическая сеть, агентурная сеть, сеть связи, волейбольная сеть, электронная сеть, транспортная сеть, информационная сеть, высоковольтная сеть, водопроводная сеть, газопроводная сеть, банковская сеть, торговая сеть, сеть мостов через Москву - реку и многие другие. Это различные понятия, включающие одно и то же слово «сеть».

Характеристика понятия Кроме слов - омонимов, о которых шла речь, существуют слова - синонимы, имеющие одинаковое значение, т. е. выражающие одно и то же понятие, но различно звучащие (например, око - глаз; враг - недруг; хворь - болезнь; контракт - трудовой договор и др.). Для понятия «множество» (в смысле много) синонимами являются: «масса», «тьма», «уйма», «бездна», «пропасть». Например: «Собралось множество людей; много цветов на лугу; тьма - тьмущая птиц в небе; масса муравьев…»; «Из комнаты пришлось вымести пропасть мусору и вытереть повсюду пыль» (А.Н. Толстой); «Народу сбежалось бездна, все кричали, все говорили» (Л. Толстой)

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (т.е. свойств и отношений), присущих ряду однородных предметов.

Для выделения существенных признаков необходимо абстрагироваться (отвлечься) от несущественных, которых в любом предмете очень много. Этому помогает сравнение, сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т.е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части, элементы, стороны, отдельные признаки. Обратная операция - синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных, в единое целое. Мысленному анализу как приему, используемому при образовании понятий, часто предшествует анализ практический, т.е. разложение, расчленение предмета на его составные части. Мысленному синтезу предшествует практический сбор частей предмета в единое целое с учетом правильного взаимного расположения частей при сборке.

Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.

Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков и в отвлечении от несущественных, второстепенных.

Обобщение - мысленное объединение однородных предметов в некоторый класс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: