Нарушены ли методологические принципы формальной логики в следующем рассуждении:
1. Наказывать преступников – зло? – Да.
Не наказывать преступников – зло? – Да.
2. «Ничто так часто не отсутствует, как присутствие духа» (Антуан де Ривароля)
3. Шувалов, заспорив однажды с Ломоносовым, сказал ему сердито:
- Мы отставим тебя от академии.
- Нет, - возразил великий человек, - разве академию отставите от меня.
Напишите небольшое эссе (объемом в 1,5 -2 страницы) по одному из перечисленных ниже вопросов:
1. Язык как форма существования мышления.
2. Логические парадоксы и их роль в творческом мышлении.
3. Семантические парадоксы и язык науки.
4. Язык и метаязык.
5. Теория именования и ее проблематика.
6. Основные методологические принципы формальной логики.
7. Закон исключенного третьего и интуиционистская логика.
8. Семантические категории выражений языка.
Тема 3. Понятие
Вопросы темы:
1. Учение о понятии.
2. Виды понятий и отношения между ними.
3. Операции с объемами понятия.
4. Деление понятий.
|
|
Успешно изучив данную тему, Вы приобретете необходимые знания о том:
· что такое понятие;
· как понятия характеризуются с точки зрения объем и содержания;
· каков закон обратного отношения между содержаниями и объемами понятий;
· каковы виды понятий и отношения между ними;
· каковы операции с объемами понятия;
· что такое деление понятия;
· что такое классификация;
· каковы правила деления понятий.
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:
Деление понятия -разбиение понятия на классы, такие, что объемы составляющих их понятий находятся в отношении подчинения к объему исходного понятия и не имеют общих элементов.
Классификация - это особого вида деление в виде системы делений.
Ограничение понятия -переход от непустого понятия с данным объемом к более узкому по объему непустому понятию с большим содержанием.
Обобщение понятия - переход от непустого понятия с данным объемом к непустому понятию с более широким объемом, но меньшим содержанием.
Объем понятия – это совокупность предметов, называемых понятием, то есть множество предметов, таких, для которых характерно наличие признаков, образующих содержание понятия.
Понятие – мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы согласно их существенным признакам, общим только для этих предметов.
Содержание понятия – это множество признаков, исходя из которых предметы обобщаются и выделяются в понятие.