Вопрос 5. Вопросно-ответные ситуации

Вопросы задаются в тех случаях, когда есть ситуация познавательной неопределенности.

Вопрос – это мысль, в которой выражается требование или просьба дополнить имеющуюся информацию с целью устранения или уменьшения познавательной неопределенности. Например: «Сколько экзаменов студент Ильин будет сдавать в этом семестре?».

Исходное знание, явно или неявно содержащееся в вопросе, называется предпосылкой. Вопросы могут быть использованы для неявной передачи информации, для совершения уловки, называемой сокрытие необоснованности утверждения. Другая уловка, связанная с предпосылками вопросов имеет название подмена вопроса.

Вопросы бывают логически корректными и логически некорректными.

Вопрос является логически корректным, если на него можно дать истинный ответ, снижающий или устраняющий познавательную неопределенность. Например: «Сколько планет Солнечной системы сегодня известно?»

Логически некорректным вопросом является вопрос, на который дать подобного ответа невозможно. Существуют следующие типы логически некорректных вопросов:

1. Бессмысленные вопросы:

А) в формулировке вопроса содержатся выражения, ни смыслы, ни значения которых не известны, например: «Приводят ли метафизические абстракции к игнорированию системы парадоксальных иллюзий?»

Б) несогласованны выражения входящие в формулировку вопроса, например: «Будете ли вы изучать философию последние 10 лет?»

2. Недоопределенные вопросы:

А) в формулировке содержаться многосмысленные термины и не ясно, в каком смысле они употребляются в данном вопросе, например: «Вы за или против земельной реформы?» (не ясно, что подразумевается под «земельной реформой») или «Что это за ключ?»

Б) в формулировке вопроса содержаться выражения, неизвестные или неправильно понимаемые в данной аудитории, например: если мы студентов-филологов попросим ответить на вопрос «Что такое коронароспазм?».

3. Провокационные вопросы:

Предпосылкой такого вопроса является ложное суждение, например: «Перестал ли ты употреблять наркотики?»

4. Тавтологические вопросы:

На такой вопрос нельзя дать ответа, снижающего познавательную неопределенность, поскольку таковой нет. Логически тавтологичным является вопрос, если запрашиваемая информация выражается его логической формой, например: «Является Сидоров тем человеком, которым он действительно является?».

Вопрос является фактически тавтологичным, если запрашиваемая информация выражается всеми терминами, входящими в его формулировку, например: «Между кем и кем была русско-японская война?»

Логически корректные вопросы бывают трудные и легкие, открытые и закрытые. На открытые вопросы не существует определенного числа ответов, а закрытые вопросы требует определенного числа ответов.

Среди истинных ответов важно различать правильные и неправильные. Правильные ответы – это ответы, которыеполностью или частично устраняют познавательную неопределенность. Если ответ ее полностью устраняет, то это – сильный ответ. Если он частично, не полностью устраняет познавательную неопределнность, то это – слабый ответ.

Например: на вопрос «Кто является основателем логики?» можно дать сильный ответ – «Аристотель» или слабый ответ, который требует дальнейшего пояснения – «Древнегреческий философ».

Правильные ответы могут быть полными или неполными. Неполные ответы иногда даются на сложные вопросы. Ответ на него будет полным, если в нем содержаться ответы на все подвопросы этого сложного вопроса.

Неправильными являются ответы, не снижающие познавательной неопределенности. Они могут быть тавтологичные и нерелевантные.

Тавтологичные ответы не могут быть истинными в силу логической формы (логически тавтологичные). Например: вопрос - «Сдал ли сессию этотстудент?», ответ - «Сдал или нет».

Нерелевантными являются ответы не на заданные вопросы, а на другие. Например: вопрос – «Кто такой Л. Н. Толстой?», ответ – «Роман «Война и мир» - это философское произведение».

Для изучения темы:

· Прочитайте:

1. М.И. Ивлева. Логика: учебное пособие. – М.: Маркет ДС, 2009. – С. 64 – 79, Глава 5 «Суждение».

· Обратите внимание на:

Важность знания этой темы для понимания специфики процесса человеческого познания. Учитывая, что именно из суждений состоят умозаключения, можно говорить о том, что суждения, а именно простые суждения, являются основными элементами мыслительного процесса. Также необходимо знать, как устанавливается истинность сложных суждений, так как в отличие от большинства простых суждений, основным критерием истинности которых в большинстве случаев является практика, истинность сложных суждений непосредственно зависит от истинности, входящих в них простых суждений.

Особое внимание следует уделить отношениям между суждениями, так как и в повседневной жизни, и в научном познании очень часто можно встретить ситуацию, когда неправильно трактуется отношение противоречия между суждениями.

Важно также учесть, что и в обыденной жизни и в научном познании мы постоянно задаем вопросы и даем ответы на них. Но делаем ли мы это всегда правильно? Опыт показывает, что правильно задавать вопросы, чтобы получить удовлетворительные ответы – это большое искусство. Обратите особое внимание на провокационные вопросы, которые являются одним из наиболее распространенных видов логически некорректных вопросов.

· Ознакомьтесь со следующими дополнительными материалами:

1. Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики. М.: 1994.

2. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. М.: 1986.

3. Ивлев Ю. В. Логика: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

4. Никифоров А. Л. Книга по логике. М.: Современный гуманитарный университет, 2005.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое суждение и в какой языковой форме оно выражается?

2. Какое суждение называется истинным, а какое ложным?

3. Что составляет логическую структуру суждения?

4. На какие виды делятся простые суждения?

5. Что представляет собой объединенная классификация простых атрибутивных суждений?

6. Какие виды сложных суждений Вы знаете?

7. Что такое таблицы истинности для сложных суждений?

8. Что такое отрицание суждения?

9. Что такое логически корректные и логически некорректные вопросы?

10. Какие виды ответов вы знаете?

Выполните следующие упражнения:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: