Учебное место №2

«Обслуживание электрооборудования системы электрического пуска двигателя и энергоснабжения потребителей Работа электрической схемы зарядной цепи и цепи питания потребителей. Работа электрической схемы пуска двигателя Характерные неисправности системы электрического пуска двигателя и энергоснабжения потребителей и методика их обнаружения. Определение и устранение неисправностей системы электрического пуска двигателя и энергоснабжения потребителей».

ОПЕРАЦИОННАЯ КАРТА №1

«Обслуживание электрооборудования системы электрического пуска двигателя и

энергоснабжения потребителей»

При техническом обслуживании №2 проверить:

-крепление приборов, надежность подсоединения к приборам токоведущих шин и проводов, затяжку разъемов и выводных гаек, наличие и состояние штатных резиновых наконечников (колпачков), очистить приборы от пыли и грязи и до­полнительно:

- при эксплуатации машины в пыльных условиях через 50 - 100 ч работы двигателя, а в обычных условиях через 150.-..200 ч продувать стартер-генератор СГ-10-1С сжатым воздухом под давлением не более 10 кгс/см2 с помощью машины технического обслуживания.

ОПЕРАЦИОННАЯ КАРТА№2

«Работа электрической схемы зарядной цепи и цепи питания потребителей»

Генераторный режим работы

При работе двигателя стартер-генератор СГ-10-1С, имеющий шунтовую обмотку СГ-ОВ, включенную через реле-регулятор Р10ТМ-У на «+Я», самовозбуждается на начальной частоте вращения от остаточного магнетизма.

В некоторых случаях напряжение стартера-генератора от остаточного магнетизма при начальной частоте вращения якоря может быть недостаточным для отпирания составного транзистора Р-ПТ2 — Р-ПТЗ реле-регулятора Р10ТМ-У, и тогда минимальная частота вращения якоря для возбуждения старте­ра-генератора будет повышенной. Для предотвращения этого явления служит реле Р-Р6, замыкающие контакты которого шунтируют выход составного транзистора, обеспечивая надежный процент само­возбуждения стартера-генератора.

Электродвижущая сила самоиндукции стартера-генератора замыкается по цепи: зажим «+Я» реле-регулятора, клемма 1 штепсельного разъема Р-Ш, клемма 1 штепсельного разъема БСП-Ш, контакты 23-13 реле БСП-Р1, клемма 2 штепсельного разъема БСП-Ш, клемма 2 штепсельного разъема Р-Ш, предохра­нитель Р-Пр, резистор Р-Rос? контакты 3-4 реле Р-Р6, резисторы Р-К4 и Р-К6, обмотка трансформатора Р-Тр, клемма 3 штепсельного разъема Р-Ш, клемма 4 штепсельного разъема БСП-Ш, контакты 11-21 реле БСП-Р1, клемма 3 штепсельного разъема БСП-Ш, клеммы 8 и 12 штепсельного разъема ПАС-Ш1, контакты 3-4 контактора ПАС-Р2, клемма 3 штепсельного разъема ПАС-Ш2, клемма штепсельного разъема П-15, клемма 6 штепсельного разъема МП и обмотка СГ-ОВ возбуждения генератора.

По мере повышения напряжения стартера-генератора (при напряжении 14—18 В) реле Р-Р6 сраба­тывает, его контакты размыкаются и в дальнейшей работе не участвуют.

Резистор Р-R4 выбран с таким расчетом, чтобы ток, проходящий через контакты реле Р-Р6, не превышал допустимых пределов.

Когда (при возрастании частоты вращения стартера-генератора) напряжение достигнет 12—14 В, срабатывает включающее реле Р-РЗ, включая обмотку вспомогательного реле Р-Р4 и дифференциаль­ную обмотку управляющего реле Р-Р5 на разность напряжений стартера-генератора и аккумулятор­ных батарей.

Так как напряжение аккумуляторных батарей выше напряжения стартера-генератора, то по дифференциальной обмотке реле Р-Р5 ток идет от аккумуляторных батарей к стартеру-генератору, и контакты реле Р-Р5 остаются разомкнутыми.

Обмотка вспомогательного реле Р-Р4 также находится под разностью напряжений аккумуля­торных батарей и стартера-генератора, и если эта разность выше 12—14 В, то контакты реле Р-Р4 размыкаются, предохраняя дифференциальную обмотку управляющего реле Р-Р5 от перегрева.

По мере увеличения напряжения стартера-генератора разность напряжений стартера-генера­тора и аккумуляторных батарей уменьшается. При разности напряжений равной 4 В реле Р-Р4 от­ключается и через его контакты подается разность напряжений стартера-генератора и аккумулятор­ных батарей на включающую обмотку реле Р-Р5.

Ток, протекающий по включающей обмотке реле Р-Р5, создает в якоре реле магнитный поток;

при этом концы якоря (благодаря принятому в конструкции реле направлению обмотки и располо­жению магнитов) приобретают полярность, одноименную с полярностью ближайших к ним полюсов постоянных магнитов.

Вследствие этого якорь будет стремиться оттолкнуться от них и притянуться к другой паре по­люсов с противоположной полярностью.

Якорь сможет изменить свое положение (повернуться и замкнуть при этом контакты реле) только тогда, когда его магнитное поле будет достаточно сильным, чтобы преодолеть силу притяжения постоянных магнитов. Эта сила будет зависеть от значения тока во включающей обмотке. Значение же тока определяется превышением напряжения стартера-генератора над напряжением аккумуляторных батарей.

Когда это превышение составит 0,2—1,0 В, управляющее реле Р-Р5 сработает, и его контакты замкнут цепь питания обмотки контактора Р-К, который подключит стартер-генератор в электриче­скую силовую сеть, а также включит обмотки реле Р-Р1 и Р-Р2.

При подключении стартера-генератора силовая цепь реле-регулятора шунтирует включающую обмотку управляющего реле Р-Р5, а якорь реле Р-Р5 удерживает контакты реле Р-Р5 в замкнутом состоянии постоянными магнитными реле и полем, создаваемым током в последовательной обмотке реле Р-Р5.

При срабатывании реле Р-Р2 его контакты 1-2 размыкаются, и в цепь обмотки контактора Р-К подключается резистор Р-R, чем снижается нагрев обмотки контактора.

При уменьшении частоты вращения стартера-генератора, когда напряжение его уменьшится и станет ниже напряжения аккумуляторных батарей, через стартер-генератор пойдет обратный ток. Проходя по последовательной обмотке реле Р-Р5, он перемагнитит его якорь. Когда обратный ток достигнет 15—35 А, контакты реле Р-Р5 разомкнутся, питание с обмотки контактора Р-К снимется и стартер-генератор отключится от электрической (бортовой) сети танка.

При работе двигателя на минимально устойчивой частоте вращения входное напряжение изме­рительного органа мало, и транзистор Р-ПТ1 находится в состоянии «закрыт». Выходное напряже­ние транзистора Р-ПТ1 практически равно напряжению на зажимах стартера-генератора и являет­ся отпирающим для составного транзистора. В этом случае составной транзистор находится в сос­тоянии «открыт» (внутреннее сопротивление его минимально), и по его цепи проходит ток возбуж­дения стартера-генератора.

При достижении номинального напряжения стартера-генератора проводимость стабилитрона Р-Д4 резко возрастает (происходит пробой), что приводит к резкому увеличению входного напряже­ния транзистора Р-ПТ1. Транзистор Р-ПТ1 переходит в состояние «открыт». Выходное напряжение измерительного органа резко уменьшается, в результате чего составной транзистор переходит в сос­тояние «закрыт». При этом его внутреннее сопротивление увеличивается, ограничивая ток возбуж­дения. Для устранения перенапряжений, возникающих при резком уменьшении тока возбуждения за счет индуктивности, обмотка возбуждения стартера-генератора шунтируется кремниевым диодом Р-Д1, выполняющим функции разрядного элемента.

С уменьшением напряжения стартера-генератора стабилитрон Р-Д4 восстанавливается и вы­ходное напряжение измерительного органа увеличивается до значения, необходимого для отпирания составного транзистора.

В дальнейшем регулятор автоматически устанавливает такое соотношение времени открытого и закрытого состояния составного транзистора, что напряжение стартера-генератора поддержива­ется практически постоянным (заданным) независимо от изменения частоты вращения стартера-ге­нератора.

Для обеспечения полного открывания транзистора Р-ПТЗ в силовую цепь его введен компен­сирующий резистор Р-R6, что улучшает тепловой режим составного транзистора.

При данной схеме регулирования силовой транзистор Р-ПТЗ работает в режиме ключа, т. е. в двух стационарных режимах («открыт» и «закрыт»).

В целях увеличения частоты переключения силового транзистора из одного состояния в другое в схеме применен трансформатор Р-Тр, вторичная обмотка которого включена так, что ЭДС, наво­димая в ней при переключении, ускоряет процесс этого переключения. Введение конденсатора Р-С снижает верхнюю границу рабочей частоты регулятора до определенных пределов и улучшает ра­боту транзистора Р-ПТЗ в режиме ключа.

Введение обратной связи Р-Rос ускоряет процесс переключения транзисторов, т. е. предохра­няет регулятор от «вялой» работы при частоте вращения стартера-генератора, близкой к начальной.

Стабильность регулируемого напряжения при изменении температуры окружающей среды дос­тигается наличием разных знаков температурных коэффициентов напряжения стабилитрона Р-Д4 и транзистора Р-ПТ1, а также применением резистора температурной компенсации Р-К2.

В реле-регуляторе предусмотрена схема защиты сети электрооборудования от повышенного напряжения стартера-генератора. Она состоит из предохранителя Р-Пр, реле Р-Р7 и Р-Р8, стабилит­рона Р-Д5 и резисторов Р-R9, Р-R10, Р-R11 и Р-R12. При достижении напряжения 29,5—33 В проис­ходит срабатывание реле Р-Р7 и Р-Р8, перегорает предохранитель Р-Пр и отключается обмотка возбуждения.

ОПЕРАЦИОННАЯ КАРТА №3

«Работа электрической схемы пуска двигателя»

Пуск двигателя стартером

При включении выключателя батарей напряжение аккумуляторных батарей подается на обмотку реле ПАС-Р4 по цепи: «+» аккумуляторных батарей, предохранитель БЗА ПР-400, автомат защиты сети ЩВ-В10, клеммы 9 и 10 штепсельного разъема ЩВ-Ш1, клеммы 4 и 6 штепсельного разъема ПАС-Ш2, обмотка реле ПАС-Р4, диод ПАС-ДЗ, резисторы ПАС-R1 и ПАС-R2, клемма 3 штепсельного разъема ПАС-Ш1, клемма 5 штепсельного разъема П-12, обмотки СГ-СД и СГ-ПД стартера-генератора, якорь, корпус. Реле ПАС-Р4 срабатывает и замыкающими контактами 5-6 подготавливает цепь на включение реле ПАС-Р1.

Одновременно напряжение аккумуляторных батарей подается на обмотку реле ПУС-Р2 по цепи: «+» аккумуляторных батарей, предохранитель БЗА ПР-400, клеммы 1, 2, 4 и 6 штепсельного разъема ПУС-Ш, размыкающие контакты 3-5 реле времени ПУС-Р1, обмотка реле ПУС-Р2, диод ПУС-Д2, резисторы ПУС-R7 и ПУС-R8, клеммы 11, 13, 14 и 15 штепсельного разъема ПУС-Ш, обмотки СГ-СД и СГ-ПД стартера-генератора, якорь, корпус. Реле ПУС-Р2 срабатывает. Замыкающими контактами 4-5 оно подготавливает цепь на включение контактора ПУС-К2, а размыкающими контактами 7-9 и 10-12 разрывает цепь контактора ПУС-КЗ. Схема готова к работе в режиме пуска двигателя электростартером.

При нажатии кнопки СТАРТЕР на щите механика-водителя напряжение аккумуляторных батарей через автомат защиты сети ЩВ-В7, клемму 45 штепсельного разъема ЩВ-Ш1, замыкающие контакты 3-4 датчика нейтрали избирателя и замыкающие контакты кнопки СТАРТЕР одновременно поступает по цепям:

— клемма 44 штепсельного разъема ЩВ-Ш1, клемма 4 штепсельного разъема ПАС-Ш1, диод ПАС-Д12, клемма «+РВ» реле ПАС-РВ, корпус; реле времени срабатывает с задержкой времени до 3 с;

— размыкающие контакты 2-3 кнопки МЗН ДВИГАТ., обмотка контактора КР73-К, корпус. Контактор КР73-К срабатывает и включает электродвигатель МЗН ДВИГАТ. по цепи: «+» акку­муляторных батарей, предохранитель БЗА ПР-400, автомат защиты сети ЩВ-В9, замыкающие контакты контактора КР73-К, клеммы 21 и 22 штепсельного разъема ЩВ-Ш1, клеммы 21 и 22 штепсельного разъема МП, обмотки электродвигателя МЗН ДВИГАТ., корпус;

— размыкающие контакты 2-3 кнопки МЗН ЗАПУСКА С БУКСИРА, клемма 15 штепсельного разъема ПАС-Ш1, замыкающие контакты 5-6 реле ПАС-Р4, обмотка реле ПАС-Р1, корпус и далее по цепи: диод ПАС-Д8, замыкающие контакты 3-4 реле ПАС-Р7, обмотка реле ПАС-Р6, корпус. Реле ПАС-Р1 срабатывает.

Реле ПАС-Р1 включает электродвигатель МЗН БУКС. по цепи: «+» аккумуляторных батарей, предохранитель БЗА ПР-400, автомат защиты сети ЩВ-В10, клеммы 9 и 10 штепсельного разъема ЩВ-Ш1, клеммы 4 и 6 штепсельного разъема ПАС-Ш2, замыкающие контакты 21-41 и 22-42 реле ПАС-Р1, клеммы 5 и 7 штепсельного разъема ПАС-Ш2, контакт штепсельного разъема П-14, клем­мы 5 и 7 штепсельного разъема МП, обмотки электродвигателя МЗН БУКС., корпус.

После подачи питания на реле времени начинается заряд конденсатора ПАС-С1 через резис­торы ПАС-R8, ПАС-R9 и реле ПАС-Р7. По мере заряда конденсатора ПАС-С1, напряжение на базе транзистора ПАС-Т1 снижается до значения напряжения на средней точке делителя ПАС-R7 и ПАС-R10 (потенциал средней точки делителя равен половине напряжения питания). Транзисторы ПАС-Т1 и ПАС-Т2 открываются. Резистор ПАС-К8 служит для увеличения скорости открывания транзисторов, резистор ПАС-R11 —для температурной стабильности реле времени. Открываясь, тран­зисторы подают напряжение питания на обмотку реле ПАС-Р7. Реле ПАС-Р7 срабатывает и замы­кающими контактами 3-4 подает питание на обмотку реле ПАС-Рб. Реле ПАС-Р6 срабатывает. Реле ПАС-Р6 удерживается во включенном состоянии по цепи: клемма 44 штепсельного разъе­ма ЩВ-Ш1, клемма 4 штепсельного разъема ПАС-Ш1, замыкающие контакты 2-3 и 6-5 реле ПАС-Р6, диод ПАС-Д9, обмотка реле ПАС-Р6, корпус. Одновременно при замыкании контактов 2-3 и 6-5 реле ПАС-Р6 напряжение бортовой сети подается на обмотку реле БСП-Р1 и обмотку контактора ПУС-К2.

Реле БСП-Р1 срабатывает по цепи: кнопка СТАРТЕР, клемма 44 штепсельного разъема ЩВ-Ш1, клемма 4 штепсельного разъема ПАС-Ш1, замыкающие контакты 2-3 и 6-5 реле ПАС-Р6, клемма 5 штепсельного разъема ПАС-Ш1, клемма б/к-4 штепсельного разъема ЩВ-Ш1, клемма 6 штепсель­ного разъема БСП-Ш, диод БСП-Д1,. обмотка реле БСП-Р1, клеммы 9 и 10 штепсельного разъема БСП-Ш, корпус. Реле БСП-Р1 своими размыкающими контактами 11-21 отключает обмотку возбуждения СГ-ОВ стартера-генератора от реле-регулятора, а также размыкающими контактами 23-13 отключает реле-регулятор от якорной цепи.

Через замыкающие контакты 12-22 реле БСП-Р1 напряжение бортовой сети подается на дат­чики КН1 и КН2 по цепи: кнопка СТАРТЕР, клемма 44 штепсельного разъема ЩВ-Ш1, клемма 4 штепсельного разъема ПАС-Ш1, замыкающие контакты 2-3 и 6-5 реле ПАС-Р6, клемма 5 штепсель­ного разъема ПАС-Ш1, клемма б/к-4 штепсельного разъема ЩВ-Ш1, клемма 6 штепсельного разъема БСП-Ш, замыкающие контакты 12-22 реле БСП-Р1, клемма 5 штепсельного разъема БСП-Ш, клемма б/к-3 штепсельного разъема ЩВ-Ш1, клемма 11 штепсельного разъема МП, датчики КН1 и КН2. Датчики КН1 и КН2 подготовлены для выдачи сигналов на отключение электродвигателя МЗН БУКС. и включение обмотки РСГ. Контактор ПУС-К2 включается по цепи: кнопка СТАРТЕР, клемма 44 штепсельного разъема ЩВ-Ш1, клемма 4 штепсельного разъема ПАС-Ш1, замыкающие контакты 2-3 и 6-5 реле ПАС-Р6, размыкающие контакты 1-2 реле ПАС-РЗ, клемма 10 штепсельного разъема ПАС-Ш1, клемма 3 штепсельного разъема П-12, клемма 8 штепсельного разъема ПУС-Ш, обмотка контактора ПУС-К2, замыкающие контакты 4-5 реле ПУС-Р2, корпус. При замыкании контактов 1-2 контактора ПУС-К2 напряжение аккумуляторных батарей одновременно поступает по цепям:

— «+» аккумуляторных батарей, предохранитель БЗА ПР-400, клеммы 1, 2, 4 и 6 штепсельного разъема ПУС-Ш, замыкающие контакты 2-1 контактора ПУС-К2, гасящее сопротивление ПУС-КЮ, клеммы 11, 13, 14 и 15 штепсельного разъема ПУС-Ш, обмотки СГ-СД и СГ-ПД стартера-генератора, якорь, корпус. Якорь стартера-генератора начинает медленно проворачиваться (при напряжении около 3 В) за период работы реле времени ПУС-РВ;

— «+» аккумуляторных батарей, предохранитель БЗА ПР-400, клеммы 1, 2, 4 и 6 штепсель­ного разъема ПУС-Ш, замыкающие контакты 2-1 контактора ПУС-К2, клемма 3 штепсельного разъе­ма ПУС-Ш, клемма 1 штепсельного разъема П-12, клемма 13 штепсельного разъема ПАС-Ш1, об­мотка реле ПАС-Р5, корпус.

Реле ПАС-Р5, срабатывает и включает контактор ПАС-Р2 по цепи: «+» аккумуляторных ба­тарей, предохранитель БЗА ПР-400, автомат защиты сети ЩВ-В10, клеммы 9 и 10 штепсельного разъема ЩВ-Ш1, клеммы 4 и 6 штепсельного разъема ПАС-Ш2, замыкающие контакты 3-2 реле ПАС-Р5, обмотка контактора ПАС-Р2, корпус.

При срабатывании контактора ПАС-Р2 напряжение бортовой сети подается на обмотку воз­буждения СГ-ОВ стартера-генератора по цепям:

— «+» аккумуляторных батарей, предохранитель БЗА ПР-400, автомат защиты сети ЩВ-В10, клеммы 9 и 10 штепсельного разъема ЩВ-Ш1, клеммы 4 и 6 штепсельного разъема ПАС-Ш2, за­мыкающие контакты 21-41 и 22-42 реле ПАС-Р1, замыкающие контакты 1-2 контактора ПАС-Р2, клемма 3 штепсельного разъема ПАС-Ш2, клемма штепсельного разъема П-15, клемма 6 штепсельного разъема МП, обмотка СГ-ОВ стартера-генератора, корпус; это повышает крутящий момент на валу стартера-генератора на первой ступени пуска;

— «+» аккумуляторных батарей, предохранитель БЗА ПР-400, клеммы 1, 2, 4 и 6 штепсель­ного разъема ПУС-Ш, замыкающие контакты 2-1 контактора ПУС-К2, клемма «+РВ» реле времени, корпус; реле времени запускается с выдержкой 0,4—0,8 с на период срабатывания первой ступени.

Одновременно и независимо от работы реле времени работает электродвигатель МЗН БУКС., создавая давление масла, которое заставляет перемещаться бустер в приводе стартера-генератора. При полном вхождении шестерни привода в зацепление с шестерней гитары срабатывают кнопки датчиков КН1 и КН2, которые шунтируют реле ПАС-Р4 по цепи: «+» аккумуляторных батарей, предохранитель БЗА ПР-400, автомат защиты сети ЩВ-В7, датчик нейтрали избирателя, контакты 3-4, кнопка СТАРТЕР, клемма 44 штепсельного разъема ЩВ-Ш1, клемма 4 штепсельного разъема ПАС-Ш1, замыкающие контакты 2-3 и 6-5 реле ПАС-Р6, клемма 5 штепсельного разъема ПАС-Ш1, клемма б/к-4 штепсельного разъема ЩВ-Ш1, клемма 6 штепсельного разъема БСП-Ш, замыкаю­щие контакты 12-22 реле БСП-Р1, клемма 5 штепсельного разъема БСП-Ш, клемма б/к-3 штепсель­ного разъема ЩВ-Ш1, клемма 11 штепсельного разъема МП, замыкающие контакты датчиков КН1 и КН2, клемма 10 штепсельного разъема МП, клемма б/к-1 штепсельного разъема ЩВ-Ш1, клем­ма 16 штепсельного разъема ПАС-Ш1, замыкающие контакты 6-5 реле ПАС-Р5, размыкающие кон­такты 5-4 реле ПАС-РЗ, диод ПАС-Д4. Так как к концам обмотки реле ПАС-Р4 прикладывается одинаковый потенциал, реле ПАС-Р4 отключается и своими размыкающими контактами 5-6 отклю­чает реле ПАС-Р1. Реле ПАС-Р1 в свою очередь замыкающими контактами 21-41 и 22-42 отключает питание электродвигателя МЗН БУКС., размыкающими контактами 3-4 подготавливает цепь питания обмотки реле РСГ. После подачи питания на реле времени начинается заряд конденсатора ПУС-С1 через резис­торы ПУС-R2, ПУС-RЗ и реле ПУС-Р1. По мере заряда конденсатора ПУС-С1 напряжение на базе транзистора ПУС-Т1 снижается до значения напряжения на средней точке делителя ПУС-К1 — ПУС-К4 (потенциал средней точки делителя равен половине напряжения питания). Транзистор ПУС-Т1 от­крывается, открывая транзистор ПУС-Т2. Резистор ПУС-R2 служит для увеличения скорости открывания транзисторов, резистор ПУС-R5 — для температурной стабильности реле времени. Открываясь, транзисторы подают питание на обмот­ку реле ПУС-Р1. Реле ПУС-Р1 срабатывает и размыкающими контактами 3-5 отключает питание обмотки реле ПУС-Р2.

Замыкающими контактами 4-5 реле ПУС-Р2 разрывается цепь питания контактора ПУС-К2, однако он удерживается во включенном состоянии на время переброса контактов 3-4 реле ПУС-Р1 за счет самоиндукции обмотки контактора. Через размыкающие контакты 7-9 и 10-12 реле ПУС-Р2 напряжение бортовой сети подается на обмотку контактора ПУС-КЗ по цепи «+» аккумуляторных батарей, предохранитель БЗА ПР-400, автомат защиты сети ЩВ-В7, клемма 45 штепсельного разъема ЩВ-Ш1, замыкающие контакты 3-4 датчика нейтрали избирателя, кнопка СТАРТЕР, клемма 44 штепсельного разъема ЩВ-Ш1, клем­ма 4 штепсельного разъема ПАС-Ш1, замыкающие контакты 2-3 и 6-5 реле ПАС-Р6, размыкающие контакты 2-1 реле ПАС-РЗ, клемма 10 штепсельного разъема ПАС-Ш1, клемма 3 штепсельного разъема П-12, клемма 8 штепсельного разъема ПУС-Ш, размыкающие контакты 7-9 и 10-12 реле ПУС-Р2, обмотка контактора ПУС-КЗ, клемма 7 штепсельного разъема ПУС-Ш, корпус. Контактор ПУС-КЗ срабатывает и включает обмотку реле РСГ по цепи: «+» аккумуляторных батарей, предохранитель БЗА ПР-400, клеммы 1, 2, 4 и 6 штепсельного разъема ПУС-Ш, замыкаю­щие контакты 2-1 контактора ПУС-К2, замыкающие контакты 1-2 контактора ПУС-КЗ, клеммы 5 л 9 штепсельного разъема ПУС-Ш, клемма 2 штепсельного разъема П-12, клеммы 7 и 11 штепсель­ного разъема ПАС-Ш1, размыкающие контакты 11-31 и 12-32 реле ПАС-Р1, клеммы 1 и 2 штепсельного разъема ПАС-Ш2, обмотка реле РСГ, корпус. Реле РСГ срабатывает и переключает аккумуляторные батареи с параллельно-последовательного соединения на последовательное, то есть на якорь стартера-генератора подается напряжение 48 В (вторая ступень пуска).

Стартер-генератор, развивая мощность на валу, обеспечивает пуск двигателя. Размыкающими контактами 1-3 реле ПУС-Р2 к базе транзистора ПУС-Т1 подключается конденсатор ПУС-С2, в результате чего транзисторы закрываются и отключают реле ПУС-Р1 и реле времени. Размыкающими контактами 3-5 реле ПУС-Р1 подается питание на реле ПУС-Р2, но оно не срабатывает, так как оба конца обмотки оказываются под одинаковым потенциалом по цепям:

- «+» аккумуляторных батарей, предохранитель БЗА ПР-400, автомат защиты сети ЩВ-В7, клемма 45 штепсельного разъема ЩВ-Ш1, замыкающие контакты 3-4 датчика нейтрали избирателя, кнопка СТАРТЕР, клемма 44 штепсельного разъема ЩВ-Ш1, клемма 4 штепсельного разъема ПАС-Ш1, замыкающие контакты 2-3 и 6-5 реле ПАС-Р6, размыкающие контакты 2-1 реле ПАС-РЗ, клемма 10 штепсельного разъема ПАС-Ш1, клемма 3 штепсельного разъема П-12, клемма 8 штепсельного разъема ПУС-Ш, размыкающие контакты 7-9 и 10-12 реле ПУС-Р2, диод ПУС-ДЗ;

- «4-» аккумуляторных батарей, предохранитель БЗА ПР-400, клеммы 1, 2, 4 и 6 штепсельного разъема ПУС-Ш, размыкающие контакты 3-5 реле ПУС-Р1, обмотка реле ПУС-Р2, диод ПУС-Д2.

Реле ПУС-Р2 может срабатывать только после отпускания кнопки СТАРТЕР.

После отключения реле ПУС-Р1 контактор ПУС-К2 остается во включенном состоянии по цепи: «+» аккумуляторных батарей, предохранитель БЗА ПР-400, автомат защиты сети ЩВ-В7, клемма 45 штепсельного разъема ЩВ-Ш1, замыкающие контакты 3-4 датчика нейтрали избирателя, кнопка СТАРТЕР, клемма 44 штепсельного разъема ЩВ-Ш1, клемма 4 штепсельного разъема ПАС-Ш1, замыкающие контакты 2-3 и 6-5 реле ПАС-Р6, размыкающие контакты 2-1 реле ПАС-РЗ, клемма 10 штепсельного разъема ПАС-Ш1, клемма 3 штепсельного разъема П-12, клемма 8 штепсельного разъема ПУС-Ш, обмотка контактора ПУС-К2, диод ПУС-Д1, резистор ПУС-К6, клеммы 11, 13, 14 и 15 штепсельного разъема ПУС-Ш, обмотки СГ-СД и СГ-ПД стартера-генератора, якорь, корпус.

После срабатывания реле РСГ напряжение 48 В прикладывается к диоду ПУС-Д1 по цени:

«+» аккумуляторных батарей, через нормально разомкнутые контакты реле РСГ, РВЗ, клеммы II, 13, 14 и 15 штепсельного разъема ПУС-Ш, резистор ПУС-К6, диод ПУС-Д1. Диод ПУС-Д1 запирается и отключает контактор ПУС-К2.Контактор ПУС-К2 замыкающими контактами 1-2 разрывает цепь пускового резистора ПУС-КК), отключает питание реле времени и обмотки реле ПАС-Р5. Обмотка реле РСГ при этом питается по цепи: «+» аккумуляторных батарей, через нормально разомкнутые контакты реле РСГ, РВЗ, клеммы 11, 13, 14 и 15 штепсельного разъема ПУС-Ш, пусковой резистор ПУС-КЮ, замыкающие контакты 1-2 контактора ПУС-КЗ, клеммы 5 и 9 штепсельного разъема ПУС-Ш6, клемма 2 штепсельного разъема П-12, клеммы 7 и 11 штепсельного разъема ПАС-Ш1, размыкающие контакты 12-32 и 11-31 реле ПАС-Р1, клеммы 1 и 2 штепсельного разъема ПАС-Ш2, обмотка реле РСГ, корпус. Такое включение обмотки реле РСГ обеспечивает совместно с блокировкой реле ПУС-Р2 невозможность зуммерного режима при разряженных аккумуляторных батареях или плохом креплении перемычек к клеммам аккумуляторных батарей и контактам реле РСГ.

После пуска двигателя кнопка СТАРТЕР отпускается и тем самым разрывается цепь питания обмотки контактора ПУС-КЗ. Через его замыкающие контакты 1-2 снимается напряжение с обмотки реле РСГ, прекращая пуск двигателя и переключая аккумуляторные батареи на параллельно-последовательное соединение. Одновременно с отключением реле РСГ отключается прибор БСП, который находился во вклю­ченном состоянии во время электрического пуска (реле БСП-Р2 удерживается во включенном состоянии до размыкания реле РСГ). Подключается реле-регулятор, и стартер-генератор переключается на работу в генераторном режиме. При работе системы пуска возможно, что реле времени срабатывает раньше, чем срабатывают датчики КН1 и КН2. В этом случае реле ПАС-Р4 остается во включенном состоянии, и электродвигатель МЗН БУКС. продолжает работать.

При этом напряжение аккумуляторных батарей поступает на обмотку реле ПАС-РЗ по цепи: «+» аккумуляторных батарей, предохранитель БЗА ПР-400, клеммы 1, 2, 4 и 6 штепсельного разъема ПУС-Ш, замыкающие контакты 2-1 контактора ПУС-К2, замыкающие контакты 1-2 контактора ПУС-КЗ, клеммы 5 и 9 штепсельного разъема ПУС-Ш, клемма 2 штепсельного разъема П-12, клеммы 7 и 11 штепсельного разъема ПАС-Ш1, замыкающие контакты 2-3 реле ПАС-Р4, диод ПАС-Д6, обмотка реле ПАС-РЗ, резистор ПАС-КЗ, клеммы 1 и 2 штепсельного разъема ПАС-Ш2, обмотка реле РСГ, корпус.

Реле ПАС-РЗ срабатывает, разрывает цепь контакторов ПУС-К2 и ПУС-КЗ и одновременно самоблокируется по цепи: «+» аккумуляторных батарей, предохранитель БЗА ПР-400, автомат защиты сети ЩВ-В7, клемма 45 штепсельного разъема ЩВ-Ш1, замыкающие контакты 3-4 датчика нейтрали избирателя, кнопка СТАРТЕР, клемма 44 штепсельного разъема ЩВ-Ш1, клемма 4 штепсельного разъема ПАС-Ш1, замыкающие контакты 2-3 и 6-5 реле ПАС-Р6, замыкающие контакты 2-3 реле ПАС-РЗ, диод ПАС-Д5, обмотка реле ПАС-РЗ, резистор ПАС-КЗ, клеммы 1 и 2 штепсельного разъема ПАС-Ш2, обмотка реле РСГ, корпус.

Контактор ПУС-К2 отключается и тем самым снимает питание с реле времени и реле ПАС-Р5 на период, пока шестерни привода не зашли в зацепление с шестерней гитары.

После срабатывания датчиков КН1 и КН2 на выходах обмотки реле ПАС-РЗ образуются равные потенциалы, и реле отключается, его размыкающие контакты 1-2 замыкаются и подают питание на контактор ПУС-К2. Контактор ПУС-К2 срабатывает, снова включая последовательно первую и вторую ступени пуска.

Диоды ПАС-Д1, ПАС-Д10 и ПАС-Д7 предназначены для шунтирования ЭДС самоиндукции при отключении контактора ПАС-Р2 и реле ПАС-Р1, ПАС-Р5 соответственно.

В случае, если напряжение 48 В не подается на стартер-генератор по причине неисправности во внешних цепях (неисправность реле РСГ, несрабатывание его и т.п.), конденсатор ПУС-С2 начнет заряжаться по цепи: «+» аккумуляторных батарей, предохранитель БЗА ПР-400, автомат защиты сети ЩВ-В7, клемма 45 штепсельного разъема ЩВ-Ш1, замыкающие контакты 3-4 датчика нейтрали избирателя, кнопка СТАРТЕР, клемма 44 штепсельного разъема ЩВ-Ш1, клемма 4 штепсельного разъема ПАС-Ш1, замыкающие контакты 2-3 и 6-5 реле ПАС-Р6, размыкающие контакты 2-1 реле ПАС-РЗ, клемма 10 штепсельного разъема ПАС-Ш1, клемма 3 штепсельного разъема П-12, клемма 8 штепсельного разъема ПУС-Ш, размыкающие контакты 1-3 реле ПУС-Р2, конденсатор ПУС-С2, резистор ПУС-КЗ, обмотка реле ПУС-Р1, корпус и повторно включает реле ПУС-Р1.

Замыкающими контактами 3-4 реле ПУС-Р1 шунтирует через диод ПУС-Д1 обмотку контактора ПУС-К2, и он отключается. При этом отключается пусковой резистор ПУС-К10, снимается питание с обмотки реле ПАС-Р5 и реле времени. Этим устраняется перегрев пускового резистора при неисправностях во внешних цепях пуска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: