В процессе работы в моторных маслах накапливаются продукты окисления, коррозии, износа, присадки срабатываются, и эксплуатационные качества становятся неудовлетворительными.
Обычно критерием пригодности масла считается величина пробега автомобиля, но велика также роль времени, за которое совершен пробег. При коротком суточном и малом годовом пробеге интенсивно протекают процессы коррозии, ускоряется его старение, поэтому необходима замена моторного масла не реже одного раза в год.
При установлении срока службы в двигателях используют браковочные показатели – величина изменения некоторых свойств, при превышении которых масло необходимо заменять. Браковочными показателями служат изменение вязкостных свойств, температуры вспышки, щелочности, содержание загрязняющих примесей, воды, топлива, диспергирующая способность масла и т.д.
Контроль за этими показателями может осуществляться в специальных лабораториях, поэтому на практике срок службы масла определяют по пробегу автомобиля, и заменяют его при прохождении автомобилем технического обслуживания.
|
|
У большинства отечественных грузовых автомобилей моторные масла заменяют при ТО-2, у легковых автомобилей, как правило, через одно ТО-1 (пробег 8–10 тыс. км).
Зарубежные минеральные масла имеют примерно тот же срок службы (иногда гарантия производителя значительно больше).
Следует отметить, что моторные масла, производимые и предназначенные для американского рынка, в силу ряда причин рассчитаны на пробег не более 5 000 км. Это надо учитывать при их использовании.
При малом годовом пробеге автомобиля нужно производить замену масла через 1 год из-за усиления коррозии двигателя при увлажнении масла.
Категорически не рекомендуется в попытках улучшить качество свежего моторного масла или продлить срок службы масла, уже находившегося в эксплуатации, использовать смешивание масел, даже одинаковой марки. В таких случаях обычно смесь расслаивается или в ней появляются осадки из-за взаимной несовместимости базовых масел или присадок. Осторожно по тем же причинам надо относиться к рекламируемым добавкам, так как они часто разработаны для масел конкретных производителей.