Тема 1. Психология как наука. Предмет и методы психологии
1. Психология как наука. Этапы развития психологического знания.
2. Развитие психики и сознания.
3. Место психологии в системе наук.
Ключевые понятия
Психология, методы психологического исследования (наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, моделирование), отрасли психологии, психика, мозг, сознание.
Контрольные вопросы
· Определите предмет и задачи психологии.
· Представьте основные значения термина «психология».
· Место психологии в системе наук. Предложите графическую модель системы и обоснуйте ее.
· Каковы отрасли психологического знания?
· Представьте характеристику этапов развития психологического знания.
· Определите методы психологии, их позитивные возможности и
недостатки.
· Предложите схематичную модель развития психики и сознания.
· Определите понятия «психика» и «сознание».
Проблемные вопросы
Философ Э.В.Ильенков в своей работе «С чего начинается личность?» приводит следующие рассуждения: «Знание особенностей мозга человека не раскроет нам тайны его личности. Наличие медицински нормального мозга – это одна из материальных предпосылок личности, но никак не сама личность… Личность без мозга быть не может, а мозг без намёка на личность…бывает. Личность – чисто социальное, а вовсе не естественно-природное образование; чтобы понять, как она образуется, нужно
исследовать события, совершающиеся не внутри органики индивида, а в «пространстве» общественных отношений, в социально детерминированных его деяниях».
Со всеми ли высказываниями философа Вы согласны? Ответ аргументируйте.
Тема 2. Соотношение объективной и субъективной реальности: чувственные и рациональные формы освоения действительности
1.Единство и особенности чувственной и логической ступеней
познания.
2.Познавательные психические процессы как формы познания объективной субъективной реальности.
Ключевые понятия
Ощущение, восприятие, представления, внимание, память, воображение, мышление, творческое мышление, речь.
Контрольные вопросы
· Что представляет собой объективная реальность?
· Субъективная реальность и ее отличие от объективной реальности.
· Дайте характеристику чувственной и логической ступеней познания.
· Какие познавательные психические процессы лежат в основе:
· а) чувственной ступени познания; б) логической ступени познания?
· В чем проявляется функциональная асимметрия головного мозга?
· Дайте характеристику учения о блоках мозга.
· Представьте основные характеристики познавательных процессов.