При прохождении дисциплины «Специальная педагогика» рекомендуется использование инновационных форм учебной работы, активных и интерактивных форм проведения занятий, разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой.
Курс рассчитан на лекционные, практические и интерактивные занятия. Предусмотрены встречи с представителями школьных образовательных учреждений, научных организаций. Отдельные вопросы курса выносятся для индивидуальной самостоятельной работы. По окончанию курса студенты сдают экзамен. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде тестирования и промежутоной контрольной работы.
ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (для очной формы обучения)
Занятие 1.
Тема. Специальная педагогика как наука.
Вопросы для обсуждения.
1.Основные понятия, объект, предмет, цель, и задачи специальной педагогики.
2.Место специальной педагогики в структуре педагогического знания.
3. Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками (науками медицинского цикла, общей, возрастной и педагогической психологией, специальной психологией, общей, возрастной педагогикой, сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, логопедией, специальными методиками и др.)
4.Методы научного исследования.
Самостоятельная работа.
Доклады и сообщения.
1.Классификация нарушений психического развития.
2.Цели и задачи специальной педагогики.
3.Предметные области специальной педагогики.
Вопросы для контроля.
1.Каковы закономерности формирования и развития понятийного аппарата специальной педагогики?
2.Что такое параллельная терминология? Приведите примеры.
3.Что изучает специальная педагогика?
4.Назовите основные направления специальной педагогики.
5.С какими науками связана специальная педагогика? В чем эта связь проявляется?
6.Какие задачи призвана решать специальная педагогика?
Занятие 2.
Тема. Научные основы специальной педагогики.
Вопросы для обсуждения.
1.История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний. Этапы становления дефектологии.
2.Философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические основания специальной педагогики.
3.Лингвистические и психололингвистические основы специальной педагогик.
4.Выдающиеся ученые-дефектологи (Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, А.Р. Лурия, Г.Е. Сухарева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, К.Г. Коровин и др.) и их вклад в развитие дефектологической науки.