1. Формирование дисциплинированности и куль
туры поведения как важнейшая задача нравствен
ного воспитания.
2. Различные подходы к разработке проблемы вос
питания дисциплины и культуры поведения в педа
гогике.
3. Сущность сознательной дисциплины и культуры
поведения. Понятие дисциплинированности.
4. Формирование у учащихся потребности в со
блюдении правил дисциплины и культуры поведения.
5. Воспитание сознательного отношения к соблю
дению установленных в школе правил поведения и
внутреннего распорядка.
6. Выработка у учащихся умений и навыков дис
циплинированного поведения. Воспитание культуры
поведения.
7. Использование общественного мнения воспита
тельного коллектива в процессе формирования у уча
щихся дисциплинированности и культуры поведения.
Индивидуальная работа с учащимися.
8. Выдвижение и решение ведущих воспитательных
задач в процессе формирования у учащихся дисцип
лины и культуры поведения.
1. Формирование дисциплинированности и культуры
поведения как важнейшая задача нравственного вос
питания. При рассмотрении вопроса о содержании нрав
ственного воспитания отмечалось, что важное место в нем
занимает формирование у учащихся сознательной дис
циплины и культуры поведения. Чем же оно обусловли
вается?
|
|
Дисциплина прежде всего обеспечивает успех деятельности человека. Если он пунктуален, аккуратен, строго выполняет все требования, которые предъявляются к его служебным обязанностям, это создает предпосылки для достижения высоких результатов в работе и повышении ее качества, что, безусловно, хорошо для общества и для самой личности.
Вместе с тем дисциплина обладает значительным воспитательным потенциалом. Она делает человека подтянутым, сдержанным, стимулирует его к самообладанию, способствует формированию умения подчинять свои действия и чувства достижению поставленной цели, создает условия для преодоления своих недостатков и повышения культуры поведения. Именно это и делает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения исключительно важной задачей нравственного формирования личности в школе.
2. Различные подходы к разработке проблемы вос
питания дисциплины и культуры поведения в педаго
гике. В разработке теории и методики воспитания у
школьников дисциплины, как и нравственного форми
рования вообще, в педагогике сложились три основных
направления. Одно из них ведет свое начало от немецкого педагога Иоганна Гербарта и целиком основано на авторитаризме. Основными средствами авторитарного воспитания в этом смысле являлись: внушение, угроза, контроль за поведением и различного рода наказания, не исключая и физического.
|
|
Второе направление связано с теорией так называемого "свободного воспитания", согласно которой дисциплину детей следует поддерживать и воспитывать не только не ограничивая их поведения, но, наоборот, обеспечивая им полную свободу и включая их в интересную и увлекательную деятельность, за что такой подход к воспитанию получил название "потешающей педагогики".
Понятно, что как авторитарный подход к формированию дисциплинированности школьников, так и теория "свободного воспитания" были излишне крайними и односторонними и не обеспечивали эффективных путей для решения этой сложной проблемы. Авторитарное воспитание было рассчитано на поддержание дисциплины в школе путем насаждения страха среди детей. Естественно, что сознательность учащихся здесь фактически исключалась, хотя без этого не может быть настоящей дисциплины.
"Свободное же воспитание" базировалось только на возбуждении интереса детей, игнорировало то, что в жизни и деятельности человека не все может быть интересным и потому нужно приучать детей исполнять и "неинтересную" работу и преодолевать различные соблазны и нездоровые влечения.
Вот почему с давних времен многие прогрессивные педагоги по вопросам формирования дисциплинированности учащихся придерживались третьего направления — гуманистического. Такие идеи, в частности, высказывали Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский и другие педагоги. Они считали, что дисциплинированность растущей личности есть очень сложный феномен, в основе которого в органическом единстве выступают ее сознание, чувства, а также навыки и привычки поведения и в котором сочетаются и хорошее понимание правил поведения, и переживание своих обязанностей, и внутреннее стремление к их добросовестному выполнению, и способность преодолевать различные препятствия, которые возникают на этом пути.
Структурная сложность данного качества сама по себе исключает использование только какого-то одного подхода к его формированию — авторитарного или основанного на невмешательстве в детское поведение. Процесс этот требует и развития сознательности учащихся, и гуманного отношения к ним, и тактичной требовательности, и систематических упражнений (приучения) к соблюдению правил поведения. Именно это направление и стало определяющим в воспитании у школьников дисциплинированности и культуры поведения.
3. Сущность сознательной дисциплины и культуры поведения. Понятие дисциплинированности. Слово дисциплина (disciplina) латинского происхождения и в переводе на русский язык имеет два значения. В одном случае оно означает учение, определенную систему знаний, например, математическая дисциплина, лингвистическая дисциплина и т.д. В другом же смысле, в каком мы употребляем его в данном случае, оно обозначает "обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку; выдержанность, привычку к строгому порядку"1.
Обратим внимание: дисциплина понимается как наличие в коллективе (учреждении, школе) твердо установленного порядка, определенных правил, обязательное подчинение этому порядку и соблюдение этих правил всеми членами данного коллектива. Вот эта обязательность дисциплины придает ей определенную специфику в системе морали. Будучи составной частью нравственности, дисциплина охватывает главным образом те стороны поведения личности, которые являются для нее обязательными в силу служебных обязанностей и существующих в том или ином учреждении правил внутреннего распорядка.
Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности личности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом — как норма морали.
|
|
Если, например, молодой человек сидя беседует с женщиной, которая стоит рядом с ним, или со старшим по воз-
1 Словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 208.
расту мужчиной, его поступок квалифицируется не как нарушение дисциплины, а как отступление от норм вежливости и приличия. Но если ученик во время перерыва будет сидеть и разговаривать с учителем, который стоит, то это уже считается недисциплинированностью, так как школьные правила предписывают, чтобы ученик вставал, когда беседует с учителем.
О том, что дисциплина относится преимущественно к выполнению обязательных норм и правил поведения, связанных со служебными обязанностями личности, говорят также те особенности, которые она имеет в различных общественных сферах. Существует, например, воинская дисциплина, дисциплина трудовая и т.д. Естественно, есть и школьная дисциплина. Она включает в себя целую систему обязательных для учащихся правил поведения, определенный порядок организации их учебной, трудовой и общественной деятельности, причем выполнение этих правил должно носить сознательный, а не принудительный характер.
Сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычки их соблюдения.
Но если правила дисциплины закрепляются в поведении учащихся и определяют его устойчивость, они превращаются в личностное качество, которое обычно принято называть дисциплинированностью. В конечном итоге школьное воспитание и должно направляться на формирование у учащихся дисциплинированности.
Сознательная дисциплина, дисциплинированность личности могут иметь различные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Однако понятие культура поведения не ограничивается только характеристикой дисциплины учащихся. Оно включает в себя все стороны нравственного проявления личности. Говорят, например, о культуре речи, о культуре труда, о культуре взаимоотношений в коллективе и т.д.
|
|
Культура поведения как специфический термин означает высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.
Содержание школьной дисциплины, как уже отмечалось, определяется теми нормами и требованиями, кото-
рые устанавливаются правилами для учащихся, а также внутренним распорядком школы. Важнейшими из этих правил являются следующие: школьники обязаны добросовестно выполнять учебные задания и овладевать знаниями; в хорошем состоянии поддерживать свои учебники, тетради и учебные пособия; соблюдать порядок и тишину на занятиях; не допускать подсказок и списывания; беречь школьное имущество и личные вещи; проявлять вежливость в отношениях с учителями, старшими и товарищами; принимать участие в общественно полезном труде и внеклассных мероприятиях; не допускать грубых и оскорбительных слов; быть требовательными к своему внешнему виду; поддерживать честь своей школы и своего класса и т.д.
Конкретные требования предъявляются к поведению учащихся на улице и в общественных местах.
Поскольку содержание этих норм и требований должно учитывать возрастные особенности учащихся, они имеют свою специфику по отношению к учащимся начальных, средних и старших классов. К сожалению, в последние годы внимание к разработке правил поведения школьников ослаблено, хотя четкое их определение имеет большое воспитательное значение. Дело в том, что правила для учащихся и внутренний распорядок школы являются нормативными документами, на основе которых осуществляется воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения как личностных качеств школьников. Какой же должна быть эта работа?
4. Формирование у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и культуры поведения. Как
и воспитание любого личностного качества, формирование дисциплинированности и культуры поведения базируется на потребности учащихся в нравственном росте. Для этого учителя и классные руководители должны создавать такие педагогические ситуации, в которых школьники переживали бы внутренние противоречия между имеющимся и необходимым уровнем дисциплины и стремились к ее улучшению. В этих целях можно использовать целую систему методических приемов.
Прежде всего в школе необходимо поддерживать высокую санитарно-гигиеническую культуру и образцовый внутренний порядок. Чистота и уют в коридорах, классных помещениях и учебных кабинетах, их хорошая
освещенность и художественное оформление — все это благоприятно влияет на поведение учащихся, побуждает их не проходить мимо брошенной на пол бумажки, следить за своим внешним видом.
Очень важно обеспечить подобный режим с первых дней учебного года. Нужно, чтобы к началу занятий школа была хорошо отремонтирована и поражала учащихся чистотой, порядком, эстетичным оформлением. Это придает не только торжественность и значимость началу учебного года, но и оказывает большое дисциплинирующее влияние на школьников, на их чувства и сознание.
Немаловажное значение имеет то, чтобы с первых дней занятий было четко организовано дежурство учителей и самих учащихся, продуманы меры поддержания порядка и дисциплины во время перемен, игры на свежем воздухе, хорошее проветривание классов и т.д. В отдельных школах предусматривается все до мелочей.
Если в школе просторный коридор, куда сходятся на перерывах учащиеся нескольких классов, что, естественно, создает предпосылки для шума и беготни, в нем расставляются цветы таким образом, чтобы создать ограничения для излишней резвости... Особенно тщательно налаживается эта работа в первые дни и месяцы учебного года с тем, чтобы усилить присмотр за порядком и закрепить необходимые стереотипы поведения.
Большую роль в возбуждении потребности в выработке дисциплинированности и культуры поведения играет тактичное предъявление требований к учащимся в начале учебного года. Методика этих требований раскрыта в главе о воспитании ученического коллектива. Здесь же необходимо подчеркнуть, что требования в этом случае служат средством напоминания правил поведения и обостряют у учащихся переживания внутренних противоречий между имеющимися недостатками в их поведении и правилами, вытекающими из их школьных обязанностей.
Сильнейшее дисциплинирующее влияние на учащихся оказывает увлекательная и содержательная организация учебной работы, умелая активизация их познавательной деятельности и установление благожелательных отношений с учителями. В этом смысле полностью сохраняет свое значение следующее педагогическое положение:
дисциплина в школе воспитывается путем установления стройного порядка в учебной работе, ее высоким качеством
и умелой организацией досуга детей, а также благожелательными отношениями между педагогами и учащимися.
Дети чаще всего допускают шалости на малосодержательных и плохо организованных уроках, и именно в этих случаях учителю приходится прибегать к мерам внешнего дисциплинирования — замечаниям, записям в дневниках и т.д.
В оперативном плане, если назрела острая необходимость в укреплении дисциплины и порядка в школе или отдельном классе, потребность учащихся в улучшении поведения можно вызвать путем анализа допускаемых ими недостатков и постановки задач по их неотложной ликвидации. Такие задачи ставят учителя и классные руководители, если, например, нужно срочно обратить внимание школьников на поддержание чистоты в школе или улучшить их отношение к общественно полезному труду и т.д.
Если рассмотренные меры — образцовый санитарно-гигиенический порядок в школе, правильная организация поведения учащихся с первых дней учебного года, умелое предъявление к ним педагогических требований и содержательное осуществление учебных занятий — используются достаточно умело и комлексно, они создают действенные предпосылки для воспитания у школьников потребности в соблюдении правил поведения и внутреннего распорядка.
5. Воспитание сознательного отношения к соблюдению установленных в школе правил поведения и внутреннего распорядка. Органической частью формирования дисциплинированности и культуры поведения является воспитание у учащихся понимания и сознательного отношения к выполнению своих школьных обязанностей и правил внутреннего распорядка. Решающую роль здесь играет проведение содержательной разъяснительной работы и организация познавательной деятельности учащихся по осмыслению правил дисциплины и культуры поведения. Эта работа должна осуществляться во всей системе обучения и внеклассных занятий.
Обучение дисциплинирует учащихся прежде всего тем, что оно развивает их интеллектуальный кругозор, повышает моральную сознательность и способствует усвоению норм и правил поведения. Большое значение в этом име-
ет содержание изучаемого материала. В этой связи важно подчеркивать и добиваться глубокого усвоения тех аспектов основ наук, в которых раскрываются принципы морали и дисциплины для достижения успеха в любой работе и укрепления чувства собственного достоинства. Так, на занятиях по литературе у учащихся формируются представления о моральном облике человека, его убежденности в пользе дисциплины и культуры поведения личности, осмысливаются ее гражданские обязанности. Изучение каждого предмета дает возможность учителям разъяснять правила поведения и их влияние на успеваемость учащихся.
Значительная работа в этом направлении должна проводиться учителями и классными руководителями во внеурочное время. Какими же должны быть ее содержание и основные формы?
Большое место занимает разъяснение правил поведения. С этой целью в школах проводятся беседы и классные часы. Тематика их носит двуплановый характер. Так, в начале учебного года в основном раскрывается содержание правил поведения учащихся в целом.
В школах практикуются беседы на такие темы: "Чего требуют от учащихся правила поведения?", "Каким должно быть поведение школьников?", "Что такое дисциплина?", "Об обязанностях и дисциплине школьников" и др. Обсуждение этих вопросов дает учащимся довольно широкое представление о тех требованиях к их поведению, которые вытекают из их школьных обязанностей.
Но чтобы правила поведения оказывали действенное регулятивное влияние на дисциплину учащихся и способствовали их воспитанию, они должны быть усвоены на понятийном уровне и доведены до моральных убеждений. Естественно, что воспитательной работе в этом случае необходимо придавать более конкретный характер. Ее тематика должна предусматривать глубокое разъяснение важнейших вопросов поведения учащихся и способствовать формированию у них соответствующих понятий. Ограничимся лишь одним примером.
Правила поведения учащихся 5—9-х классов требуют, чтобы они настойчиво овладевали знаниями, старательно учились и были внимательными и активными на уроках. Чтобы школьники глубоко уяснили и усвоили эти требования, необходимо помочь им осмыслить, в чем должна за-
ключаться их настойчивость и активность в овладении знаниями. Для этого полезно провести не одну, а ряд бесед: "Что такое настойчивость в учении и в чем она проявляется", "Что значит быть внимательным на уроке", "О познавательной активности в обучении", "Об обязанностях учащихся в учебе" и т.д. Как видим, содержание бесед носит не общий характер, как это зачастую бывает, а направлено на раскрытие конкретных понятий: что такое настойчивость в учении, что такое обязанность, в чем проявляется внимательность и т.д.
Подобным же образом проводится разъяснительная работа и по другим правилам поведения. Это позволяет не только формировать понятия о важнейших правилах дисциплины, но и многократно обращаться к разъяснению одних и тех же требований к поведению учащихся, постоянно расширяя и углубляя их знания. Естественно, что тематика и содержание этих бесед и собраний должны соответствовать возрастным особенностям школьников1.
Усвоение правил и требований дисциплины создает соответствующие психологические установки в поведении, позволяет учащимся сравнивать свои действия и поступки с моральными нормами, способствует формированию у них взглядов и убеждений, которые и определяют нравственное сознание как важнейший элемент дисциплинированности.
6. Выработка у учащихся умений и навыков дисциплинированного поведения. Воспитание культуры поведения. Воспитание практической стороны дисциплинированности и культуры поведения требует умелой и систематической организации упражнений "в правильном поступке" (А.С.Макаренко). Все это обусловливает необходимость широкого использования метода упражнений (приучения) в системе обучения и внеклассных занятий. Остановимся на наиболее распространенных из этих упражнений.
Большое значение имеет прежде всего четкое начало занятий. Как уже отмечалось, нельзя начинать урок, пока в классе не установится должный порядок и не будет
1 Этические беседы с учащимися: 5 класс. Мн., 1992; Этические беседы с учащимися: 6 класс. Мн., 1985; Этические беседы с учащимися: 7 класс. Мн., 1986; Этические беседы с учащимися: 8 класс. Мн., 1987.
привлечено внимание учащихся к работе. Если же учащиеся чем-либо взбудоражены или не успокоились сразу после перемены, для установления дисциплины необходимо применять специальные педагогические приемы, чтобы настроить их к работе (о них шла речь в главе об уроке).
Исключительно важно, чтобы учитель перед началом занятий обратил внимание на чистоту в классе, на наличие мела у доски и нужных учебных пособий, а в необходимых случаях предложил закрыть учебники или приготовить тетради и ручки для письма. Нет ничего хуже для дисциплины, как суетливость и неорганизованность самого учителя в классе.
Например, учитель начал опрос учащихся по пройденному материалу, а потом вдруг обнаружил, что некоторые из них не закрыли учебники. Приходится прерывать отвечающего и устранять этот недостаток. Или другой пример.-Учитель объявляет о контрольной работе по математике, подходит к доске и записывает задачи, не сделав никаких указаний учащимся. И вот возникают вопросы: "Какое сегодня число?", "Как озаглавить контрольную работу?", "Можно ли выполнять контрольную работу на листках, так как я забыл принести тетрадь?" и т.д. Так по вине учителя на уроке возникает беспорядок.
На уроках необходимо организовывать упражнения и приучать учащихся бесшумно занимать свое место за партой после перемены, правильно сидеть, соблюдать тишину, поднимать руку при желании ответить на поставленный вопрос или обратиться к учителю, красиво и стройно стоять у доски, не отвлекаться от занятий и т.д. Ну, а если иной раз возникает, как говорят, "рабочий шумок", опять полезно прибегать к тренировке и, например, предложить учащимся провести "минутку тишины". Нужно также упражнять школьников бесшумно выходить из класса после окончания урока, спокойно вести себя на переменах и т.д. Необходимо подчеркнуть, что метод упражнений (приучения) является весьма действенным средством воспитания дисциплины и культуры поведения учащихся в процессе обучения. Но эти упражнения необходимо сопровождать краткими пояснениями и беседами об их целесообразности и важности. Особенно широкое применение подобная методика должна находить в начальных и средних классах.
Приучение к дисциплине на занятиях осуществляется -с помощью дидактических методов и приемов поддержания внимания учащихся, активизации их познавательной деятельности и возбуждения интереса к учению. Увлеченный учебной работой школьник сосредоточивается на овладении знаниями, постепенно привыкает к порядку и начинает сам активно бороться со всеми помехами, отвлекающими от занятий.
Если в классе обнаруживается, что учащиеся плохо справляются с выполнением домашних заданий, с ними полезно проводить практические занятия с целью приучения к соблюдению правил умственного труда. Участвуя в этих занятиях, школьники глубже усваивают материал, лучше отвечают на уроке и на собственном опыте убеждаются, насколько эффективнее оказывается учебная работа, если придерживаться необходимых правил.
Не меньшее значение имеют упражнения и для организации поведения учащихся на переменах, а также при проведении внеклассной работы. В некоторых школах для этого используют дежурство школьников. В начале учебного дня дежурные занимают свои посты у входа в школу, у гардероба, в коридорах и классах и следят за порядком и дисциплиной. При виде дежурного учащиеся не нарушают порядка у гардероба, не бросают на пол бумажки, не проявляют излишней резвости и постепенно приучаются соблюдать чистоту, порядок и аккуратность, шлифуют культуру своего поведения1.
Не чем иным, как упражнением в дисциплинированном поведении, является участие школьников в хорошо налаженном труде, соблюдении правил уличного движения и т.д.
7. Использование общественного мнения воспитательного коллектива в процессе формирования у учащихся дисциплинированности и культуры поведения. Индивидуальная работа с учащимися. Проводя воспитательную работу в коллективе и через коллектив, нужно широко использовать его влияние на воспитание дисциплинированности и культуры поведения учащихся. Большую роль здесь играет опора на актив. Как наибо-
1 Щуркова Н. Как упражнять в дисциплинированности //Народное образование. 1965. № 9.
лее деятельная часть ученического коллектива, активисты проявляют высокую принципиальность при анализе поведения учащихся, предъявляют требования к своим товарищам и ориентируют коллектив на повышение ответственности за соблюдение правил внутреннего распорядка. Вот почему нужно практиковать специальные совещания и беседы с активистами по вопросам выполнения правил для учащихся, предъявлять повышенные требования к улучшению их поведения, поручать им проводить разъяснительную работу со своими товарищами.
Опираясь на активистов, необходимо тактично применять меры общественного воздействия в тех случаях, когда отдельные учащиеся допускают отклонения от правил поведения. К этим мерам относятся следующие: заслушивание объяснений учащихся, допускающих нарушения дисциплины, на классных собраниях, заседаниях ученических комитетов, применение мер общественного порицания, а иногда и взысканий. Однако нужно серьезно взвешивать целесообразность этих мер и использовать их осторожно и только тогда, когда тот или иной школьник умышленно нарушает порядок и не считается с критическими замечаниями со стороны одноклассников и учителей. Общественное воздействие в этих случаях должно выступать как коллективное осуждение недисциплинированности и в то же время указывать пути к улучшению поведения.
Наконец, значительное место в системе внеклассных мероприятий занимает индивидуальная воспитательная работа с учащимися как по преодолению, так и по предупреждению недисциплинированности. Учителям и классным руководителям необходимо внимательно изучать поведение школьников, замечать малейшие отклонения от норм и правил дисциплины, а также выяснять причины этих отклонений. Нужно иметь в виду, что склонность к нарушению порядка появляется не вдруг, она зарождается постепенно, и причинами ее могут быть дурное влияние товарищей, потеря интереса к учебе, отрицательное отношение к отдельным учителям, неблагоприятное положение среди сверстников и др. Во всех этих случаях возникает необходимость в индивидуальной работе и оказании помощи ученику. Положительную роль здесь могут сыграть задушевная беседа учителя или классного руководителя, внушение, товарищеский совет, совместное обсуждение путей улучшения поведения и т.д.
8. Выдвижение и решение ведущих воспитательных задач в процессе формирования у учащихся дисциплины и культуры поведения. В системе воспитательной работы постоянно возникают те или иные задачи, требующие подтягивания отдельных сторон в поведении, дисциплине, учебе школьников. Например, может обнаружиться неудовлетворительная дисциплина учащихся на переменах, систематическое нарушение режима дня, снижение старательности при выполнении домашних заданий и т.д. Такие недочеты могут относиться к учащимся как всей школы, так и отдельных классов. Как их преодолевать?
При решении данных вопросов в школах нередко ограничиваются проведением тех или иных одноразовых мероприятий. Ухудшилась дисциплина на переменах в классе — проводится беседа или собрание на эту тему. Обнаружилось небрежное отношение к школьному имуществу — опять собрание или беседа, опять обсуждение. Вполне естественно, что с помощью даже хорошо подготовленных разовых словесных мероприятий подобные недостатки преодолеть практически невозможно.
Чтобы помочь учащимся в тех или иных вопросах поведения, необходимо осуществить в этом направлении целый комплекс воспитательной работы и в течение некоторого времени воздействовать на их сознание, чувства, поведение и волю. Обратимся к примеру.
После окончания уроков дети беспорядочно бегут к гардеробу, устраивают суету при получении одежды и, таким образом, нарушают порядок. Можно ли этот недостаток преодолеть с помощью одной, хотя и содержательной беседы или ученического собрания? Конечно, нет. Правду говоря, нужно было бы планировать и строить такие гардеробы, чтобы учащиеся могли спокойно, без суеты взять свою одежду. Но пока они небольшие и тесные, нужно преодолевать этот недостаток продолжительной воспитательной работой и приучать школьников без шума и суеты идти к гардеробу. Следует поставить перед учащимися задачу не нарушать порядка, одеваясь после занятий, повысить в этом отношении педагогические требования с тем, чтобы вызывать у них потребность в улучшении своей дисциплины и культуры поведения. Затем нужно позаботиться о том, чтобы школьники могли быстро получить свою одежду и не простаивать в очереди. Полезно в какой-то форме обсудить этот вопрос на классном собрании. Од-
нако и этого мало. Необходимо специально тренировать учащихся, чтобы они спокойно следовали к гардеробу, и установить надлежащий контроль за их поведением. Только такое сочетание требований, разъяснительной работы и приучения в конечном итоге будет реально влиять на поведение учащихся.
Подобным же должен быть подход к воспитанию, если возникает необходимость привлечь внимание учащихся к соблюдению чистоты в школе, формированию бережного отношения к школьному имуществу и т.д.
Таковы содержание, внутренняя логика и методические основы воспитания у учащихся сознательной дисциплины и культуры поведения.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Раскройте значение дисциплины и культуры поведения в систе
ме нравственного формирования учащихся.
2. Какие подходы сложились в педагогике при разработке вопросов
теории и методики воспитания дисциплинированности и культуры по
ведения?
3. Дайте определение понятий: дисциплинированность и культура
поведения.
4. Какие педагогические условия и методы способствуют формиро
ванию у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и
культуры поведения?
5. Какой должна быть система воспитательной работы по формиро
ванию у учащихся взглядов и убеждений (сознания) по вопросам дис
циплины и культуры поведения?
6. Какие методы необходимо использовать для формирования у
школьников навыков и привычек дисциплины и культуры поведения?
7. Какую роль играет ученический коллектив и как он влияет на
воспитание дисциплины и культуры поведения?
8. Чем обусловливается необходимость выдвижения ведущих вос
питательных задач в системе формирования у учащихся дисциплины и
культуры поведения и как они должны решаться?
9. Какие общие методы воспитанш используются в процессе фор
мирования дисциплины и культуры поведения учащихся?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников /Сост. Ф.А.Бобков; Под ред. И.С Марьенко. М., 1982.
Колесов Д.М. Предупреждение вредных привычек у школьников. Мн., 1987.
Короткина Т.К., Шалыт Л.Б. Закон школьной жизни. Мн., 1989.
Шамова Т.И., Нефедова К.А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. М., 1985.
Щуркова Н. Как упражнять в дисциплинированности //Народное образование. 1965. № 9.
Этические беседы с учащимися: 5-й класс: Материалы в помощь учителям и классным руководителям /Науч. ред. И.Ф.Харламов. Мн., 1992.
Этические беседы с учащимися: 6-й класс: Пособие для учителя / Науч. ред. И.Ф.Харламов. Мн., 1985.
Этические беседы с учащимися: 7-й класс: Пособие для учителя / Науч. ред. И.Ф.Харламов. Мн., 1986.
Этические беседы с учащимися: 8-й класс: Пособие для учителя / Науч. ред. И.Ф.Харламов. Мн., 1987.
Глава 24 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
1. Роль эстетического воспитания в развитии лич
ности.
2. Сущность эстетического воспитания и его со
держание.
3. Формирование у школьников художественно-
эстетических потребностей.
4. Воспитание у учащихся эстетических представ
лений, понятий и вкусов.
5. Приобщение школьников к художественному
творчеству и развитие их способностей в области
литературы, музыки и изобразительного искусства.
6. Использование эстетического воспитания в
целях нравственного формирования учащихся.
7. Формирование эстетики поведения.
1. Роль эстетического воспитания в развитии личности. Роль эстетического воспитания в развитии личности, в ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности встречается мысль об элементах эстетики и красоты в деятельности и жизни человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха.
Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: "Зачем ты везешь эти
тяжелые камни?" Первый отвечает: "Приказали везти эту проклятую тачку". Второй говорит: "Везу тачку, чтобы заработать на хлеб". Третий же сказал: "Строю прекрасный храм".
Видеть в труде созидательное начало красоты — значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.
Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений.
В.Г.Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь научного познания и познание средствами искусства. Он указывал, что ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, художник — образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Экономист, вооружаясь статистическими данными, доказывает, что положение того или иного класса ухудшилось или улучшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт же показывает эти изменения с помощью образного, художественного изображения действительности, воздействуя на фантазию и воображение читателей. В этой связи Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.
Большую роль играют искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и, поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Отмечая эту сторону воздействия искусства на личность, А.М.Горький называл эстетику этикой будущего.
Многие наши воины в годы Великой Отечественной войны, идя в бой, несли в вещевых мешках полюбившиеся им художественные произведения. Нельзя не усматривать определенной связи между жизненным подвигом Николая Островского и почти полностью повторившего его судьбу писателя Николая Бирюкова - автора известного романа "Чайка" об отважной партизанке Лизе Чайкиной, который около 30 лет пролежал пораженный тяжелой болезнью
и нашел в себе силы и мужество овладеть мастерством художественного слова, чтобы остаться в строю. Такая же судьба постигла и белорусского писателя Виссариона Гор-бука, который после тяжелого ранения в боях с фашистскими захватчиками потерял способность к передвижению и, будучи надолго прикованным к постели, остался в жизненном строю, создал немало художественных произведений для детей и взрослых.
Искусство и в особенности литература являются могучим средством духовного возвышения человека. "Чем больше я читаю, - писал А.М.Горький, - тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь". А.И.Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Чтением человек переживает века. Книги оказывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Недаром Э.Хемингуэй сравнивал книгу с айсбергом, большая часть которого находится под водой. Искусство развивает эстетическую культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по "законам красоты".
Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. В восточных странах говорят: "Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба". Без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовлетворение и наслаждение только тому человеку, который имеет определенную подготовку и владеет эстетической образованностью.
Чтобы чувствовать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже занимательный рассказ не будет возбуждать интереса, если у человека не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление произносимых звуков в слова и не чувствовать их художественно-эстетического влияния.
Задача школы — обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания, окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.
2. Сущность эстетического воспитания и его содержание. Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.
Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий и вкусов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.
Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства — литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения белорусского и русского языка и литературы, рисования, пения и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать?
Прежде всего необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества.
Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художе-
ственных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности* необходимо научить школьников воспринимать прекрасное как в различных видах искусства, так и в природе, а также в окружающей жизни и поведении людей.
Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. Сюда относится формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в разных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность произведений искусства.
Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.
Важным содержательным компонентом эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей в музыке, изобразительном искусстве и литературе. Л.Н.Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.
Наконец, эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности. Как же должно осуществляться эстетическое воспитание?
3. Формирование у школьников художественно-эстетических потребностей. Эстетическое воспитание в школе начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках пения, рисования, природоведения. Основное направление этой работы сводится к практическому ознакомлению с различными видами искусства, приучению их к эстетическому восприятию и простейшим эсте-
тическим суждениям. В решении указанной задачи большую роль играет пример и художественная подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением красиво писать, выразительно и эмоционально читать стихи и рассказы, хорошо проводить уроки пения, иметь навы- ки музыкального и изобразительного искусства. Подго- товка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают потребность в приобщении к искусству. Для воспитания художественного восприятия у млад- ших школьников существенное значение имеют использование приема сравнения при изучении литературных произведений, прослушивании музыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направ- ленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.
В воспитании эстетических восприятий необходимо широко использовать заучивание наизусть стихов, песен, демонстрацию репродукций картин лучших художников. Большое значение в младших классах имеет показ красоты родной природы, причудливо сочетающей в себе уплывающую в синеву даль полей, бирюзовое течение рек, спокойную, окаймленную кустами и деревьями гладь озер, неповторимую гамму птичьего пения, величавые массивы леса и т.д.
К.Д.Ушинский называл природу одним из лучших воспитателей1:
А воля, а простор, природа... А эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень, разве не были нашими воспитателями?...Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога...
Для ознакомления учащихся с красотой природы проводятся экскурсии, организуются наблюдения за сезон-
' Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 11. С. 52-53.
ными изменениями окружающего ландшафта, создаются гербарии, оформляются выставки картин, посвященные животному миру, и т.д. Вместе с тем необходимо воспитывать активное отношение к охране природы, организуя для этого кружки "Друзья природы", "Зеленый патруль", акции "В защиту леса" и т.д. Все это показывает, что эстетическое воспитание учащихся должно занимать видное место в комплексе учебных и внеклассных занятий в начальных классах.
Воспитательная работа по развитию и укреплению эстетических потребностей, стремления к восприятию прекрасного продолжается и в последующих классах, но, разумеется, на более высоком уровне.
4. Воспитание у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов. Это весьма сложная педагогическая задача. Простейшие эстетические представления и суждения, как уже отмечалось, формируются в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства.
Очень важно в этих классах обогащать учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в литературе, музыке и изобразительном искусстве. К примеру, в 7-м классе изучается поэма Янки Купалы "Курган", в которой повествуется о старом певце, не побоявшемся сказать князю правду и погибшем от его жестокой руки. Само начало поэмы — образное, со множеством эпитетов — показывает немного грустный рисунок кургана, который прячет трагические тайны прошлого:
Пам1ж пустак, балот беларускай зямл!, На узбярэжжы рак! шумнацечнай, Дрэмле памятка дзён, што у нябыт уцякл!,— Удз1рванелы курган векавечны.
Дуб галле pacnycujy каранасты над 1м, Сухазелле у грудз! упшося; Вецер стогне над 1м уздыханнем глух!м,— Аб м!нуушчыне у жальбах галосе.
На купалле там птушка садзщца, пяе, У пш1пауку воук нема вые; Сонца днём распускав там косы свае, Ночкай зоры глядзяць залатыя.
Хмары неба усцшал! мо тысячу раз, Перуны бш! з краю да краю,— Ён стащь — тэта памяць людская, паказ... Тольк! гутарка ходзщь такая.
А каким лиризмом и теплотой проникнуты строки стихов П.Труса, посвященные матери:
Не засн1,— Пабудз! мяне рана, О!., мая
дарагая матуля!.. Дзе дароп бягуць за курганам, пойдзем зелле зб!раць мы на Яна... Толью ты
Пабудз! мяне рана, О!., мая дарагая матуля!
Пабудз!,
як будзша у маленстве,
Кал! крылася
поле туманам...
Над абл!ччам ма!м
ды заспаным
ты снавала
да сонца —
ой, рана —
пражу сноу
залатога маленства.
В познании художественных средств изображения действительности в искусстве большое значение имеет осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и мажор в музыке, перспектива в изобразительном искусстве и др.
В последние годы в школьной практике с целью развития эстетических суждений и углубления эстетических взглядов широко используется написание сочинений, устное и письменное рецензирование произведений литературы, музыки, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок.
В связи с важностью эстетического воспитания и развития у учащихся художественных представлений, понятий и суждений большое значение имеет осмысление ими той связи, которая существует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот
почему на занятиях по литературе необходимо использовать произведения музыки и изобразительного искусства. Так, при изучении повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" учитель может использовать иллюстрации С.Герасимова и П.Соколова к этой повести. Изучение сказок Салтыкова-Щедрина обычно сопровождается рассмотрением иллюстраций художников Н.Муратова и Кукрыниксов. Прослушивание романса А.Варламова "Белеет парус одинокий" организуется при изучении лирики М.Ю.Лермонтова. Подобное синтетическое использование искусства в процессе учебной работы помогает уяснению специфики изобразительных средств различных видов искусства и развитию разностороннего и более глубокого эстетического восприятия действительности.
Исключительно острой и слабо решаемой в школьной практике является проблема формирования у учащихся полноценных художественных вкусов, умения отличать подлинные высокохудожественные произведения от примитивного ремесленничества, художественных поделок. Это особенно относится к музыке и изобразительному искусству, когда учащиеся зачастую увлекаются какофонией и бездумным модернизмом и недооценивают классики, а иногда и форм отечественного искусства. Трудности школы в привитии учащимся художественного вкуса здесь усугубляются тем, что средства массовой информации, дискотеки и видеотеки слишком широко популяризируют западную музыку и кинофильмы в ущерб отечественному искусству. Преодолеть это влияние можно только одним — широким использованием классической литературы, лучших образцов современной музыки и художественного творчества.
5. Приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изобразительного искусства. Будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественно-творческой деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности — одна из задач эстетического воспитания. В младших и средних классах она решается прежде всего на занятиях по языку и литературе, рисованию и пению. С этой целью учителя дают школьникам задания делать свои иллюст-
рации к литературным произведениям., пейзажные зарисовки родной природы, пробовать писать стихи или рассказы. Такие задания не имеют целью сформирование профессиональных умений в области художественного творчества, а рассчитаны главным образом на их эстетическое развитие.
Для тех же школьников, у которых обнаруживаются творческие способности, подобные занятия служат средством совершенствования художественного опыта, умений и навыков. Здесь иногда имеет значение первое побуждение, которое дает толчок к серьезным занятиям искусством. Как писалось в одной статье для родителей, "...стоит пробудить в ребенке художника — и его не удержишь от творчества: он обязательно будет рисовать, писать стихи или сочинять музыку"1.
Известный композитор Д.Б.Кабалевский выдвигал идею о том, чтобы уроки музыки посвящались практическому изучению музыкальных произведений, глубокому ознакомлению учащихся с отражением в музыкальных произведениях явлений жизни, нравственности людей. Художник Б.М.Неменский разработал программу по рисованию, которая, вместо традиционного обучения учащихся рисованию отдельных предметов, предусматривает побуждение их к творческому отражению окружающей жизни средствами изобразительного искусства. Это существенно улучшает эстетическое развитие учащихся, понимание ими тесной связи искусства с человеческой жизненной практикой.
Важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы: кружки и студии по литературе, музыке и изобразительному искусству, коллективы художественной самодеятельности, организация встреч с работниками искусства, проведение художественно-творческих конкурсов, олимпиад и т.д. В процессе этой работы школьники приобщаются к творчеству и делают первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Результаты художественной деятельности школьников оформляются в виде рукописных (машинописных) литературных журналов, выставок картин и рисунков, организации музыкальных концертов и т.д.
1 Скрылев Ю. Листья самые прекрасные //Семья и школа. 1961. № 12. С. 12.
6. Использование эстетического воспитания в целях нравственного формирования учащихся. При изучении произведений искусства важнейшее значение имеет раскрытие их гражданской и нравственной направленности и использование их в целях морального формирования учащихся. Для этого необходимо вырабатывать у учащихся понимание того, что подлинное произведение искусства всегда утверждает правду жизни, пафос творческого созидания прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра, свободы и справедливости. Любовь к родине, борьба со всеми искажениями в жизни общества, развитие духовной красоты человека-творца — такова идейная направленность произведений лучшей художественной классики. Вот почему при изучении белорусской поэзии нужно обращать внимание учащихся на ее свободолюбивые и патриотические мотивы. Кого не волнуют, например, такие строки из стихотворения Максима Богдановича "Слущия ткачых!", в которых выражается любовь к своему родному краю:
А за сцяной смяецца поле, 31яе неба з-за акна,— I думк! мкнуцца м!мавол1 Туды, дзе расцвша вясна; Дзе бл!шча збожжа у яснай дал!, Сшеюць мша васшьк!, Халодным срэбрам ззяюць хвал! Mix гор лючайся раю; Цямнее край зубчаты бора... I тчэ, забыушыся, рука, Замест персщскага узора, Цвяток радз!мы васшька.
Героические патриотические подвиги людей раскрываются в произведениях белорусских писателей Я.Купалы, Я.Коласа, М.Лынькова, М.Танка, И.Шамякина, К.Черного, П.Панченки и др.
Для раскрытия нравственного содержания искусства широко используются различные формы внеклассной работы. В школах проводятся тематические литературно-художественные вечера: "Песни и музыка Великой Отечественной войны", "Мотивы морали и нравственной чистоты в музыке", "Идеи патриотизма в изобразитель-
ном искусстве" и др. Эти мероприятия оказывают большое влияние на интеллектуальную и эмоционально-нравственную сферу учащихся, развивают и укрепляют чувства, воспитывают моральную чистоту мыслей и поведения. Но с чем же связано это влияние? Здесь проявляет себя так называемая эмпатия, то есть перенесение себя в состояние другого человека, побуждение к сопереживанию его (положительного героя художественного произведения) чувств и эмоционального состояния, стремление следовать его действиям и поступкам.
7. Формирование эстетики поведения. Одновременно и в органическом единстве с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов необходимо формировать эстетику поведения учащихся. Эта работа проводится как в системе урочных занятий, так и во внеурочное время. На уроках воспитываются культура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам и тетрадям, школьной мебели и учебному оборудованию, благожелательное отношение и вежливость между учащимися. Все это составляет важную область эстетики их повседневного поведения.
Эстетика должна характеризовать организацию труда и разнообразной практической деятельности учащихся во внеурочное время. Д.Б.Кабалевский отмечал, что область прекрасного должна пронизывать все проявления человеческой жизни, одухотворять его труд и поведение. Привлекая школьников к трудовой деятельности, необходимо заботиться о разумной ее организации, раскрывать ее плодотворное влияние на физические силы и моральные чувства человека.
Учащиеся по заданию учителя сделали уборку и навели чистоту в школьном дворе, привели в порядок посадки декоративных кустов, выкрасили забор. "Смотрите, как уютно и хорошо стало возле нашей школы!" - говорит учитель, — и учащиеся любуются делом своих рук, переживая радость и воодушевление от сделанного. Школьники вырастили цветы, которые горят яркими красками до глубокой осени под окнами школы. Их руками создан и ухожен учебно-опытный участок, на который можно засмотреться. Надо помочь ребятам увидеть красоту своих усилий, что, как правило, побуждает их к дальнейшему улучшению своего труда.
Не меньшее значение для воспитания эстетики поведения имеют беседы с учащимися о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека и его поступках, о современной моде в одежде, обуви и прическе. Особенно важно предупреждать учащихся от утрирования и искажения моды. В этих целях хороший эффект дают встречи с модельерами, работниками парикмахерских и швейных ателье, артистами и т.д. Эти встречи помогают школьникам не только осмысливать проблемы моды и поведения, но и учат их хорошим манерам, предупреждают ультрамодные увлечения, способствуют выработке этической культуры.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какую роль играет эстетическое воспитание в развитии личности?
2. В чем состоит сущность эстетического воспитания и каково его
содержание?
3. Какие методы и приемы воспитания используются для формиро
вания у учащихся потребности в эстетическом развитии?
4. Какой должна быть система воспитательной работы по формиро
ванию у школьников эстетических представлений, понятий и вкусов?
5. Как использовать литературу, музыку и изобразительное искус
ство для нравственного воспитания учащихся?
6. Какие формы воспитательной работы используются для приоб
щения учащихся к различным видам художественного творчества и
развития их способностей в области искусства?
7. Как воспитывать у учащихся эстетику поведения?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. Мн., 1988.
Идеи эстетического воспитания: Антология: В 2 т. /Сост. В.П.Шестаков. М., 1973.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1984.
Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1981.
Основы эстетического воспитания /Под ред. М.А.Кушаева. М., 1986.
Прасолова Е.Л. В союзе с красотой. М., 1987.
Система эстетического воспитания школьников /Под ред. С.А.Герасимова. М., 1983.
Щиряков Н.Н. Эстетическое воспитание учащихся. Мн., 1970.
Эстетическая культура и эстетическое воспитание /Сост. Г.С.Лабковская. М., 1983.
Глава 25 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
1. Физическое воспитание в системе всесторонне
го развития личности. Сущность физического воспи
тания и его содержание.
2. Основные средства и методы физического вос
питания.
3. Физическое воспитание в процессе учебных за
нятий.
4. Внеклассная работа по физическому воспита-
нию.
1. Физическое воспитание в системе всестороннего развития личности. Сущность физического воспитания и его содержание. По значению эта тема должна занимать первое место в педагогике, так как физическое воспитание является основой для развития личности вообще. Но в чем же заключается его значение во всестороннем формировании учащихся?
Прежде всего физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Известно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физической закалки значительно снижают эффективность умственной деятельности. Вот почему многие деятели культуры и ученые (Л.Н.Толстой, И.П.Павлов и др.) стремились сочетать умственные занятия с физическими упражнениями, а некоторые активно занимались и занимаются спортом.
Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться.
Наконец, правильное физическое воспитание, участие в спортивно-массовых мероприятиях способствуют формированию нравственности, товарищества, коллективизма, требовательности к себе, а также укреплению воли.
В чем же состоит сущность физического воспитания? Для осмысления этого понятия попытаемся сравнить его с другим, близким по значению термином — физическое развитие. Физическое развитие включает в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении
и совершенствовании физических сил человека и его здоровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания. В этом смысле оно выступает лишь как один из результатов физического воспитания. Само же физическое воспитание охватывает более широкую область педагогического влияния на учащихся. Наряду с физическим развитием оно призвано возбуждать у них потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укреплению здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому формированию.
Физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек и здорового образа жизни.
Уяснение сущности физического воспитания позволяет более конкретно представить его внутреннюю структуру и содержание.
С этой точки зрения важное значение в содержании физического воспитания имеет формирование у учащихся потребности в занятиях физкультурой и спортом и укреплении своих физических сил и здоровья. Потребность в данном случае мыслится не только как внутренний побудительный стимул, но и как определенная привычка личности заниматься различными физическими упражнениями с целью совершенствования своих физических сил и общей работоспособности, а также укрепления воли.
Существенным компонентом содержания физического воспитания является обогащение учащихся системой знаний о сущности и общественном значении физкультуры и спорта и их влиянии на всестороннее развитие личности. Такие знания расширяют умственный и нравственный кругозор учащихся, повышают их общую культуру. Вместе с тем большое значение имеют знания о психофизиологических механизмах влияния физкультуры и спорта на формирование личности, укрепление ее здоровья и развитие физических задатков и способностей.
Видное место в физическом воспитании занимает формирование у школьников санитарно-гигиенических навыков организации труда и разу много отдыха, правильного чередования умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятельностью. Сюда относятся поддержание надлежащей гигиены тела и одежды, соблюдение требований режима дня, а также санитарно-гигиенических правил в школе.
Весьма важной содержательной частью физического воспитания является развитие у учащихся двигательных умений и навыков, воспитание и совершенствование внешней культуры поведения: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций и т.д.
Наконец, физическое воспитание включает в себя развитие у учащихся физических способностей и стремления к занятиям в различных видах физкультуры и спорта: в легкой или тяжелой атлетике, в спортивных играх, плавании и т.д.
Все эти содержательные компоненты физического воспитания находят свою реализацию в санитарно-гигиеническом режиме школы, в программах учебных занятий по физической культуре, а также в организации спортивно-массовой работы во внеурочное время. Работа по физическому воспитанию в школе должна направляться в конечном итоге на "гармоничное развитие форм и функций организма человека..., всестороннее совершенство- вание физических способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия... людей..., воспитание моральных, волевых и эстетических качеств личности..., содействие развитию интеллекта"1.
2. Основные средства и методы физического воспитания. Формирование у учащихся физической культуры и решение основных задач физического воспитания требуют использования разнообразных средств и методов физического развития учащихся. К средствам физического воспитания относятся: а) естественные силы природы: солнце, воздух и вода; б) режим питание, труда и отдыха, в) утренняя гимнастика; г) уроки фз-з