Моторный режим (режим двигателя) представляет собой режим работы турбогенератора, когда подача пара через паровпускные органы турбины прекращается, но генератор от сети не отключается, а переходит в режим двигателя и вращает ротор турбины с синхронной частотой, потребляя из сети мощность, необходимую для преодоления сил трения в подшипниках турбины и генератора, а также для преодоления сил трения и вентиляции в лопаточном аппарате турбины. В этом случае вакум в конденсаторе не срывается, в работе остается инжекторная установка и продолжает осуществляться подвод к конденсатору циркуляционной воды. На уплотнения турбины подается пар, так как практически вся проточная часть ее в этом случае оказывается под вакумом. Вращение ротора турбины с синхронной частотой приводит к разогреву направляющих и рабочих лопаток проточной части вследствие трения и вентиляции, а также протечек пара через уплотнения. Для обеспечения допустимого температурного состояния проточной части турбины в этом случае в регенеративные отборы предусматривают подачу небольшого количества охлаждающего пара от стороннего источника (например, от соседнего агрегата или общестанционной магистрали). Место подвода определяется следующим образом. Если количество подводимой энергии в ступень превышает количество отводимой энергии, то ступень разогревается и требуется обеспечение отвода теплоты за счет подачи охлаждающего пара. Моторный режим турбины К-210-130 эти потери составляют 200—350 кВт, а для турбины К-300-240 — 600 кВт и более). Если количество отводимой теплоты превосходит количество подводимой, то происходит остывание, которое характерно для первых ступеней ЦВД и ЦСД. Место подвода пара и его параметры определяются исходя из равенства подводимого и отводимого количества теплоты ступени. На рис.1 представлена схема дополнительных паропроводов при переводе турбины К-200-130 в MP.
|
|
Рис.1. Схема дополнительных паропроводов при переводе турбины К-200-130 в моторный режим: 1 — подача пара на уплотнение; 2 — подача пара в ЦСД; 3 — то же в ЦНД; 4 — отсос пара в конденсатор; 5 — впрыск конденсата в выхлопной патрубок.