Понятие и признаки специальных административно-правовых режимов

Специальные административно-правовые режимы представляют собой одну из разновидностей особых правовых режимов.

Их основное назначение состоит в:

- обеспеченности конституционной безопасности при возникновении внешних и внутренних угроз территориальной целостности и независимости государства – агрессии против РФ, вооружённых конфликтов, массовых беспорядков;

- обеспечении функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение;

- определении порядка реализации прав и обязанностей, условий жизнедеятельности на территориях, где проводятся специальные природоохранные, санитарные, противопожарные и иные мероприятия, а также на территориях, являющихся специальными зонами государственно-правовой охраны;

- установлении порядка пользования предметами, представляющими повышенную общественную опасность или содержащими сведения, составляющие государственную тайну;

- обеспечении прав граждан и организаций в условиях чрезвычайных ситуаций;

- нормализации обстановки, восстановлении правопорядка;

- создании условий для эффективной деятельности органов исполнительной власти, результативного осуществления ими контрольных, надзорных, регламентационных полномочий.

Основаниями для установления САПР выступают экстраординарные ситуации социального и природно-техногенного характера, создание объекта – носителя САПР (образование заповедника, создание пункта пропуска через государственную границу), возникновение иных факторов, требующих режимного регулирования.

Правовой основой САПР выступают Конституция РФ, ФЗЮ указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, а также законы и иные правовые акты субъектов РФ. Среди них выделяются акты, специально посвященные одному виду САПР – о ветеринарии, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, чрезвычайном положении, исключительной экономической зоне, закрытом административно-территориальном образовании, государственной границе, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Конституция РФ осуществляет первичную легализацию таких САПР, как чрезвычайное и военное положение, режимов государственной границы, пограничных зон, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, особо охраняемых природных территорий (ст. 71-72, 87-88). Конституция РФ закрепляет основополагающие положения и принципы функционирования САПР – принцип неприкосновенности основных прав и свобод (ч. 3 ст. 56), основания ограничения прав и свобод (ч. 3 ст. 55), принцип официального установления (ч. 3 ст. 15, п. «б», «в» ст. 102), отнесение САПР к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. «б», «з», «к» ст. 72).

Законы определяют вид правового режима и его носитель, основания введения, субъект, осуществляющий режимное управление, режимные меры, правила режимной деятельности.

Детализацию законов, применительно к САПР осуществляют Президент РФ в отношении важнейших государственно-правовых режимов. Правительство РФ в отношении режимов, имеющих общефедеральное значение, федеральные органы исполнительной власти в отношении режимов, действующих на подведомственных им территориях или объектах.

САПР устанавливается в том случае, когда иные меры административно-правового регулирования не могут обеспечить должный правовой порядок (обеспечить безопасность, охрану, нормализовать обстановку), добиться необходимого правового состояния социального объекта.

Это достигается с помощью таких средств, как:

- дополнительные запреты и обязанности с последующим осуществлением контроля за исполнением этого требования;

- специальные административные меры, направленные на установление и поддержание режимных правил – государственная экспертиза, государственный мониторинг, государственная регистрация, лицензирование;

- разрешительный способ и тип реализации прав и свобод, выполнения хозяйственной деятельности, предполагающий предварительное обращение с просьбой предоставить возможность осуществить те или иные права.

- система контроля и надзора за выполнением режимных требований физическими, юридическими лицами, а также должностными лицами. К ним относятся сплошная и выборочная проверка соблюдения правил, оперативно-розыскные мероприятия, пресекательные меры и меры ответственности;

- организационно-техническое обеспечение установленных режимных правил, позволяющее эффективно предупреждать, выявлять и пресекать их нарушения (средства связи, транспортные средства, специальное оборудование для осмотра и т. д.).

Некоторые правовые режимы определяются как комплексные, т. к. в конструировании этих режимов принимают участие нескольких отраслей права – конституционного, административного, международного, муниципального, финансового – это во-первых, и во-вторых, эти режимы затрагивают различные по характеру права и обязанности субъектов режимного регулирования. Это касается режима исключительной экономической зоны, закрытого административно-территориального образования, режима в зоне проведения контртеррористической операции.

Итак, к признакам САПР относятся:

1) сфера их применения – они устанавливаются в сфере деятельности публичной администрации, в связи с выполнением органами государственной власти и местного самоуправления своих обязанностей обеспечить безопасность, охрану, защиту;

2) предписания, образующие режимные правила, состоят из запрещающих и обязывающих административно-правовых норм, ограничивающих общую правосубъектность физических и юридических лиц;

3) обязательными субъектами особых правовых режимов являются исполнительные органы государственной или муниципальной власти;

4) при регулировании правоотношений, возникающих между населением и публичной администрацией по поводу соблюдения режимных правил, применяется административно-правовой метод воздействия;

5) нарушение правил режима влечёт за собой меры дисциплинарного и административного принуждения.

Режимные приёмы регулирования – это регулятивные свойства САПР, проявляющиеся в использовании специального административного инструментария.

Они проявляются в следующем:

- зонирование территории (разграничение её на сектора, где в каждом действуют особые правила;

- создание специальных постоянных или временных органов, наделённых компетенцией по поддержанию режима (для обеспечения соблюдения режимных правил, контроль за реализацией прав и обязанностей);

- особые режимные правила, состоящие из правил и условий жизнедеятельности населения, включающих порядок пребывания и передвижения по режимной территории, порядок пользования имуществом, земельными участками, пропускной режим; правил ведения хозяйственной деятельности, правил обращения с имуществом, запрещение отдельных видов предпринимательской деятельности, обязанности проведения охранных, защитных и спасательных мероприятий;

- закрепление правового положения объекта (носителя режима) – особого статуса заповедника, военно-промышленного объекта, документа, содержащего сведения, составляющие государственную тайну.

С помощью САПР органы исполнительной власти эффективно действуют в различных социальных ситуациях, реально выполняя свои функции по охране и защите установленных правил и являются важнейшим правовым средством обеспечения правосубъектности граждан и организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: