Предисловие

Змановская Е.В.

369 Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с. ISBN 5-7695-1782-4

В учебном пособии рассматриваются актуальные вопросы психологии от­клоняющегося поведения личности: феноменология данного явления, класси­фикация видов, механизмы детерминации и функционирования, методы соци­ально-психологической превенции и интервенции. Теоретический анализ про­блемы сочетается с практическими выводами автора, имеющего опыт работы в детском доме и в судебно-психиатрической экспертизе, а также практику пси­хологического консультирования и психотерапии.

Может быть полезно всем, кто в своей деятельности соприкасается с раз­личными проявлениями девиантного поведения личности.

УДК 616.89(075.8) ББК88.4я73

Учебное издание Змановская Елена Валерьевна

Девиантология Психология отклоняющегося поведения

Учебное пособие

Редактор Р. К.Лопина. Технический редактор Е. Ф. Коржуева.

Компьютерная верстка: Е. Ю. Матвеева. Корректоры А.В.Птухина,

Н. В. Козлова, В. Т. Козлова

Изд. № A-744-II. Подписано в печать 03.03.2004. Формат 60x90/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Бумага тип. № 2. Усл. печ. л. 18,0. Тираж 10000 экз. Заказ №12959.

Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.003903.06.03 от 05.06.2003. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел./факс: (095)334-8337, 330-1092.

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

) Змановская Е.В., 2003

ISBN 5-7695-1782-4

> Издательский центр «Академия», 2003


ПРЕДИСЛОВИЕ

Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными про­явлениями социально нежелательного поведения — агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями... Специа­листы, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов. Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружаю­щим? Как избежать этого? Наконец, правомерно ли использова­ние термина «отклоняющееся поведение»?

Девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой ин­терес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохрани­тельных органов, социологов, философов. Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» много­кратно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.

Многообразие подходов проявляется и при решении таких прак­тических задач, как диагностика отклоняющегося поведения лич­ности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социаль­но-психологической помощи.

Основная цель курса девиантологии видится в том, чтобы по­мочь читателям сформировать научно обоснованные, целостные представления о современном состоянии проблемы отклоняюще­гося поведения личности. Признавая ценность различных психоло­гических концепций для объяснения отклоняющегося поведения, мы выделяем в качестве приоритетных такие, в основе которых лежит когнитивно-поведенческий подход.

Опыт преподавания данного курса показывает, что в восприя­тии материала существует несколько трудностей. Во-первых, это многозначность понятия «отклоняющееся поведение» и связанная с этим терминологическая путаница. Во-вторых, это внутренне присущее каждому из нас противоречие между потребностью в личной свободе и ограничениями социума. Само существование


феномена отклоняющегося поведения подтверждает тот факт, что дилемма «свобода или необходимость», даже вопреки ожиданиям общества, является предметом личного выбора каждого человека. Известную сложность представляет и то, что сведения по про­блеме отклоняющегося поведения приходится искать в различных дисциплинах, например в социологии, медицине, праве, психо­логии, педагогике. Имеющаяся литература, как правило, носит либо узко специальный, либо слишком популярный характер. Литера­туры по психологии отклоняющегося поведения явно недоста­точно, как недостаточно и эффективных технологий воздействия

на него.

Предлагаемая читателю работа представляет собой попытку оо-зора имеющихся научных подходов и обобщения практического опыта автора в изучении и преодолении отклоняющегося поведе­ния личности, рассматриваемого в его психологическом аспекте.


Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: