Политический процесс — способ существования политически организованного общества, которое развивается, добивается динамичной устойчивости, подвергаясь действию объективных процессов, реально происходящих в данном обществе. Постоянность движения есть специфическая характеристика любой общественно-политической системы, сущность ее жизнедеятельности.
Политический процесс (от лат. processus — продвижение) — целостная и динамичная совокупность взаимосвязанных и последовательных общественных событий, действий, поведений, отражающих динамику борьбы и соперничества различных политических сил за статусы и ресурсы власти, формирование, функционирование и развитие политической системы общества в целом.
С точки зрения внутреннего содержания политический процесс есть прежде всего результат взаимодействия общностей людей, представляющих различные интересы и конкурирующих между собой в стремлении повлиять на политику властей, которые эти интересы согласовывают и реализуют. В этом случае политические процессы (в узком смысл слова) отражают технологию осуществления власти.
|
|
Применительно к обществу в целом политический процесс (в широком смысле слова) раскрывает целенаправленное взаимодействие реальных субъектов политики с государством по проблемам функционирования и развития политической системы в целом.
На содержании политического процесса сказываются различные объективные и субъективные факторы. Политический процесс — определенная процедура и элемент политической динамики. Он ориентирован на отображение реальности во времени и пространстве, характеризуется динамизмом и постоянной изменчивостью. «Политика не дает себя сфотографировать» — отмечал французский политолог Жорж Бюрдо (1905-1988). Процесс несет в себе случайность, событийность, вероятность, необратимость, слагается из действий людей и коллективных воль. «История делается усилием миллионов воль», — заметил Л.Н. Толстой (1828-1910).
Политический процесс имеет определенную структуру, основные элементы которой характеризуют различные стороны его жизнедеятельности. Структура политического процесса представляет собой систему, включающую в себя субъект процесса (реальная власть или ее носитель), объект процесса в качестве цели субъекта (личность, общество, государство и их взаимоотношения), средства, методы, ресурсы, исполнителей, которые предназначены для реализации цели процесса, связывают субъект (власть) и объект (цель) процесса и отражают характер и результативность этой связи.
В политическом процессе в качестве его субъектов задействованы отдельные индивиды: рядовые граждане, должностные лица и политики (индивидуальные субъекты), социальные общности (групповые субъекты), государственные и общественные институты (институциональные субъекты).
|
|
Выделяют несколько видов (типов) политического процесса.
По структуре в самой общей форме политические процессы бывают двух типов: внешнеполитические и внутриполитические. По значимости для общества политические процессы можно разделить на базовые и периферийные. По уровню распространения политические процессы бывают глобальные и внутрисистемные. С точки зрения публичности можно выделить открытый (характеризующийся внешними проявлениями) и скрытый (теневой, происходящий без видимых внешних проявлений) политические процессы. В зависимости от характера преобразований, темпов и длительности изменений политические процессы делятся на революционные и эволюционные. С точки зрения устойчивости можно говорить о стабильных (созидательных) и нестабильных (разрушительных) политических процессах. В каждом обществе одновременно могут происходить и созидательные, и разрушительные процессы.
Политические процессы могут протекать в режиме функционирования (без качественных изменений политической системы, структуры и характера политических отношений); режиме развития (изменения политической системы, ее адаптации к новым условиям); режиме упадка (распада и кризиса политической системы).
Политический процесс можно представить в виде шести, образующих полный цикл, взаимосвязанных стадий. Он начинается с возникновения проблем, нуждающихся в общественном внимании. Этими проблемами могут быть экологические, социальные, экономические, политические и др.
Следующая стадия состоит в восприятии и осмыслении проблемы отдельными индивидами или группами, которые стремятся придать проблеме общественное звучание. Это выражается в ее артикуляции, аккумуляции, интеграции действий заинтересованных сил. Инициаторы разрешения данной проблемы применяют различные средства: письма, сидения в кабинетах и коридорах власти, акции протеста, манифестации, пикеты, опросы общественного мнения и др. Сигналы в центр о неудовлетворенных общественных интересах могут поступать также через государственные органы, политические партии, общественные организации, прессу, встречи депутатов с избирателями, по неофициальным каналам.
Формулирование и анализ проблемы (последующая стадия) материализуются в научных разработках, аналитических записках, листовках, на заседаниях «круглых столов». Ими занимаются специалисты в различных отраслях знаний. Умение сформулировать и проанализировать возникшую проблему — важное качество каждого политика.
Данная фаза заканчивается представлением обоснованных и оформленных политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения. Последние проявляют интерес к проблеме и вовлекаются в процесс по ее разрешению. Включение насущной, требующей неотложного решения проблемы в повестку дня свидетельствует о том, насколько институты и органы управления способны действовать в упреждающем режиме и тем самым воспрепятствовать возникновению в обществе социальной напряженности или кризисов.
Следующая стадия — выбор модели (путей и методов) принятия решения по данной проблеме. Выработка оптимального и эффективного решения связана с формулировкой его цели и средств ее достижения.
После принятия управленческого решения наступает стадия его выполнения. Уже на стадии реализации решений наступает стадия контроля, предварительной и конечной оценки полученного результата.
|
|
Стадия контроля завершает весь цикл политического процесса, который идет не только по прямой, но и зигзагообразно, по спирали, с частыми движениями вспять. В случае если участники данного процесса не удовлетворены полученным результатом, осуществляется возврат ко второму этапу процесса — фазе повторного осмысления проблемы, нуждающейся в общественном внимании. Все стадии политического процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны. Движение политического процесса — круговое, спиралевидное. Эволюция политического процесса одним циклом не заканчивается. Вслед за ним начинается другой, затем — третий и т.д. Объем знаний о самом процессе в настоящее время явно не достаточен.