Наиболее значимые образцы эгейского искусства

Эгейское искусство.

С середины 3тысячелетия до нашей эры на острове Крит и Кикладском архипелаге возникли связанные с морской торговлей центры цивилизации, широко распространившие свое влияние в регионе. Ими были созданы оригинальные художественные образцы, на которые позднее опиралась в своем развитии культура материковой Греции.

Эгейское море – колыбель ранних цивилизаций, предшествовавших греческой. Развитая культура возникает в середине 3 тысячелетия до нашей эры на архипелаге Киклад.

План лекции:

Введение. Классификация периода.

Архитектура.

Крит и Микены.

Искусство Эгейского региона.

Наиболее значимые образцы эгейского искусства.

Эгейская художественная культура. Существует несколько трактовок периодики эгейской культуры

3-2 тысячелетие до нашей эрыкрито-микенская культура; 12-11 века до н.э. – «темные века» от Троянской войны до гомеровской Греции 11-8 век до н.э. – гомеровская Греция 8 –6 века до н.э. – греческая архаика. Сегодня принято относить крито- микенскую культуру к доклассическим цивилизациям и отделять от собственно элладской культуры, объединяя цивилизации Древней Греции и Древней Италии как фундамента культуры Запада.

В 3-2 тысячелетии до нашей эры на окраине древневосточной цивилизации, на стыке трех материков –Азии, Африки и Европы рождается эгейская культура. Ее очаг – море с его островами и полуостровами. Эта культура была открыта в начале ХХ века английским археологом А. Эвансом на острове Крит. Он первый предположил о связи культуры Древнего Востока с эгейской культурой.

АРХИТЕТУРА. В главном городе Крита – Кноссе были обнаружены остатки дворцовых построек, говоривших о высоком уровне развития архитектуры.

Художественная культура – это сознательно созданная человеком система духовных и материальных ценностей, отвечающая определенным критериям, в этой культурной системе человек осознает себя творческой личностью, способной культивировать индивидуальные творческие задатки. Каждая художественная культура должна обладать определенными художественными чертами: выразительностью, уникальностью, неповторимостью. Особое состояние эгейской культуры: человек органично чувствовал себя в Универсуме, в природе. Благодаря «непосредственному созерцанию» \А.Ф. Лосев \он интуитивно угадывал фундаментальные основы Универсума – гармонию, целостность, ритм – этические по своей сути. Человек проявлял эти фундаментальные основы в своем образе жизни, мироощущения и в жизнедеятельности. Сама деятельность носила синкретический характер: органическое единство, нерасчлененность сознания и не проявлялась в профессиональном плане.

Кносский дворец мы воспринимаем как произведение искусства, для них дворец – явление повседневного быта. Дворец органично вписан в ландшафт: древние зодчие точно учитывали природные условия: форма ландшафта, течение вод, движение воздушных потоков, выбирая наиболее благоприятные места для построек, материал, форму сооружений. Дворец расположен на невысоком холме. Центр комплекса – прямоугольный двор, вокруг которого свободно группируются различные помещения. Стены расписаны фресками, создающими праздничное настроение благодаря подборки сюжетов \праздники, обряды, сцены из жизни \ и гамме красок. Обрядовые таинства проходили на природе: священные рощи, пещеры.

В 15-14 веках центр перемещается на юг Балканского полуострова, в Микены и Тиринф. Получает распространение «акрополь» \верхний город / - город – крепость, построенный на высоком холме, где и располагается царская резиденция. Микенский дворец более упорядочен, чем Кносский \ возможный прообраз лабиринта с быком Минотавром \. Микенский дворец – прообраз греческого храма и жилища, в центре его располагается очаг – символ человеческого уюта. Вокруг очага 4 колонны, которые поддерживали навес с отверстием для дыма. Зал служил для торжественных собраний и пиров. На фресках изображены сцены охоты и битв, что говорит о воинственном духе ахейцев. Композиция фресок статична, симметрична. Очевидны первые шаги человека по самостоятельному наведению порядка, своего понимания в устройстве мира.

О наступивших «темных временах» можем судить лишь по поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея», которые были написаны много веков спустя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: