Искусство эгейского региона

Керамика, украшенная непрерывным спиралевидным орнаментом или изображениями кораблей, символа мореплавателей, и наконечники копий – дошедшие до нас свидетельства искусства Киклад этого периода. Мрамор используется для изготовления изделий мелкой и крупной пластики: женские фигурки \возможно богини плодородия \, kourotrofoi – женщины, несущие младенцев на руках, арфисты, флейтисты. Типы разнообразны: от нескольких сантиметров до более метра; основание скругленное; изображение головы и шеи цилиндрической формы или на конце длинной треугольной шеи помещается стилизованная голова с выступающим длинным носом; иногда правильные пропорции или стремление передать черты лица –глаза, рот.

Во втором тысячелетии Крит приобретает главенствующее положение среди островов архипелага и переживает экономический расцвет \остатки царских дворцов (или храмов) в Кноссе, Фесте и Маллии\.

Начиная с преддворцового \раннеминойского \ периода –2500-2000 до н.э. - минойцы, названные так по имени легендарного Миноса, разрабатывают свой оригинальный художественный стиль. Ритоны в форме головы быка, керамика из Василики – главный центр по производству и распространению керамики – расписанная яркими полихромными мазками, печати, орнаментированные геометрическими, растительными и анималистическими мотивами – все говорит об интересе к изображению природы.

В период первых дворцов \среднеминойский, 2000 – 1650\ гончарное производство достигает высокого развития. Вслед за стилем Камареса \высокая степень орнаментализма \, получает развитие роспись белой краской по темно-коричневому фону, в которой использованы исключительно растительные мотивы: ветви вьющихся растений, лилии, маргаритки и скользящие по волнам дельфины; сосуды самой разнообразной формы.

Пластика: мужские фигуры изображены обнаженными с повязкой на бедрах; женские – корсаж, оставляющий грудь обнаженной, длинная колоколовидная юбка \ Керамическая статуэтка богини змей сочетает технику фаянса и полихромию \, зооморфные терракотовые фигурки домашних животных, уток газелей; особое место занимает изображение быка, образ которого важен в критской культуре \легенда о Минотавре\.

Новые «царские дворцы» возводятся в Кноссе и Фесте: 1630-1425 г. до нашей эры. В росписи керамики преобладают морские мотивы: поверхность сосуда украшают осьминоги, молюски-аргонавты, морские звезды, кораллы, раковины, контуры изрезанных скалистых берегов.

Высокий уровень мастерства минойских скульпторов из-за отсутствия монументальных образцов проявляется в сосудах, амфорах, ритонах из стеанита, порфира, базальта, покрытых рельефами. Человек – один из элементов природы, которая воспроизводится во всех ее многообразных формах.

Строго упорядоченному шествию процессий, украшающих стены дворца в Кноссе и деревянного саркофага из Агиа-Триады \1450-1400\, соответствует в керамике утрата композиционной живости, характерной для минойского искусства: изображение осьминога располагается вдоль вертикальной оси сосуда; цветочные и морские мотивы, лилии, папирус, ветви плюща соединяются в строго симметричный орнамент –«дворцовый стиль».

. После извержения вулкана на острове Фера и серии катастроф, приведшие к разрушению вторых дворцов \1425\, центр смещается из Эгейского региона в Материковую Грецию, где под влиянием критской цивилизации преобразуется местная элладская культура.

Микенцы покоряют минойцев и утверждаются во всем Эгейском регионе и Восточном Средиземноморье. Общественный строй Микен, Охромена, Тиринфа, в котором господствовала каста воинов, дает нам возможность предположить, что жители этих укрепленных, расположенных на возвышенности городов являются легендарными ахейцами, воспетыми Гомером. Толщина стен оборонительных сооружений, окружающих тиринфский акрополь, колеблется от 5 до 17 метров. Стены были укреплены башнями, внутри которых проложены галереи и тайные ходы.

«Львиные ворота» в Микенах сложены из огромных монолитных плит – сплав простоты и мощи. Два геральдических льва, стоящих на архитраве, сторожат въезд в город \первый образец монументальной скульптуры в материковой Греции \. В центре оборонительных сооружений располагался дворец правителей, внутренний двор гораздо меньше, чем в минойских дворцах.

Различия в образе жизни отражаются в планировке, оформлении и архитектурных приемах: на смену открытой структуре критского дворца приходит закрытая с мегароном – крытый прямоугольный парадный зал – в центре \описанном у Гомера \. В росписях получают развитие сюжеты, связанные с героическими деяниями правителя. В керамике встречаются большие сосуды с изображением человеческих фигур, колесниц, животных.

Исчезает естественность, изображения сводятся к схематизированным линейным прорисовкам, живописное пространство членится на пояса. Простой орнамент из волнистых линий типологически связан с основными геометрическими формами орнамента материковой Греции. С приходом северных народов – носителей культуры железа \12-11 века до н.э.\ микенская Греция вступает в фазу «средневековья».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: