Означает использование средств (совершение действий) для достижения определенной цели с
Ожиданием вознаграждения от Аллаха. Поэтому тот, кто уповает на Аллаха, прибегает к самому
Великому средству — к Аллаху, в руках Которого власть над всякой вещью. Однако совершенство
Упования не подразумевает отказ от действий. Смысл хадиса заключается в том, что верующий
Отказывается именно от нежелательных действий (макрух), к которым относятся заклинание и при-
Жигание раскаленным железом, несмотря на то, что он нуждается в них. Они являются порицаемыми
Средствами и подобны соломинке, за которую хватается утопающий. Истинный верующий всегда
Уповает на Всевышнего, и Он для него достаточен.
Вместе с тем, использование средств узаконено в Шариате, а отказ от них противоречит ему. Это
Относится и к лекарствам. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Аллах не послал
Ни одной болезни, не послав ее лечения (аль-Бухари 10/113 и 114 от Абу Хурайры). В другой ривайе
|
|
Говорится: У каждой болезни есть лечение, и если совпадают лекарство и болезнь, то по воле Аллаха
Наступает выздоровление (Муслим (2204) от Джабира; похожие хадисы приводятся Ахмадом 1/377,
И 453 от Ибн Масуда, Ибн Хиббаном (1394), Аль-Хакимом 4/196, Ахмадом 4/278 от
Других сподвижников). Усама ибн Шарик рассказывал: «Я был около Пророка, когда к нему пришли
несколько бедуинов и сказали: "О посланник Аллаха, принимать ли нам лекарства?" Он, да
Благословит его Аллах и приветствует, ответил: Да, о рабы Аллаха, принимайте лекарства, потому
Что Аллах, Всемогущ Он и Велик, не оставил ни одной болезни, не дав ей лечение, кроме одной. Они
спросили: "И что же это?" Он сказал: Это — старость» (Ахмад 4/278, Абу Дауд (3855), Ибн Маджа
(3436); достоверный хадис).
Ибн аль-Каййим сказал: «Эти хадисы содержат утверждение использования средств и
Обусловленных явлений, ложность утверждений тех, кто отрицает их, и повеление принимать
Лекарства. Последнее не противоречит упованию, так же как и удаление мучений голода и жажды,
Жары и холода их антагонистами. Подлинная убежденность в таухиде не усовершенствуется без
Использования средств, которые установил Всевышний Аллах для обусловленных явлений по Своему
Предопределению и Шариату. Отказ от них умаляет упование и ведет к недооцениванию повелений
Аллаха и Его мудрости. Это ослабляет упование, поскольку отказавшийся от использования средств
Полагает, что оставление их усиливает упование, тогда как это является недостатком,
Противоречащим упованию, сущность которого заключается в том, что душа полагается на