Каййим писал, что терпение оберегает душу от озабоченности, язык — от жалоб и гнева, руки и
Органы — от самобичевания и прочего.
Терпение делится на три вида: терпение в выполнении приказов Аллаха, терпение в избегании
Того, что запретил Аллах, и стойкость перед предопределением Аллаха в бедствии.
Всевышний сказал: «Не происходит никакого несчастья, иначе как с изволения Аллаха. А
Кто уверовал в Аллаха, наставляет Он сердце его на верный путь...» (Взаимное обманывание,
Каждый верующий должен знать, что постигшее его несчастье предопределено Аллахом, и
Поэтому он должен терпеливо отнестись к этому. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Мы
Испытываем вас страхом, голодом, потерей имущества, жизни и плодов; но обрадуй терпеливых
— тех, которые, когда постигает их бедствие, говорят: "Поистине, мы принадлежим Аллаху и к
Нему возвращаемся!" Это — те, над которыми благословение от их Господа и милость, и они —
Идущие верным путем» (Корова, 155—157).
|
|
Алкама сказал: «Это сказано в отношении человека, который, когда его постигает несчастье,
Знает, что это происходит по воле Аллаха, и поэтому смиряется со случившимся и покоряется». (Аль-
Бухари 8/500 от Алкамы от Ибн Масуда; хадис согласован. Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани в «Фатх
Аль-Бари» писал: «Абд ар-Раззак привел его от Ибн Уйайны от аль-А'маша от Абу Зибйана от Алка-
Мы, но не упоминал имени Ибн Масуда»).
В «ас-Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Хурайры:
«Посланник Аллаха сказал: Две черты людей являются проявлением неверия — опорочивание
рода и оплакивание умершего». * (Муслим, [67]).
Аль-Бухари и Муслим передали хадис Ибн Масуда о том, что Пророк, да благословит его Аллах
и приветствует, сказал:
Не из нас тот, кто бьет себя по щекам, рвет свою одежду и обращается с зовом времен
джахилиййи**. (Передали Аль-Бухари 3/131 и 132, Муслим [103]).
Анас рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Если Аллах хочет добра Своему рабу, то Он ускоряет его наказание в мирской жизни. Если
Же Всевышний желает зла для Своего раба, то Он воздерживается от наказания за
совершенный им грех до наступления дня Воскресения***. Этот хадис передал ат-Тирмизи (2398);
Достоверный хадис.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Величина ______________награды зависит от величины несчастья. Если Всевышний Аллах возлюбил какой-
Либо народ, то Он посылает ему несчастье. Тот, кто возрадуется этому, обретает Его благо-
склонность, а тот, кто разгневается, обратит Аллах на него гнев Свой****. (Ат-Тирмизи назвал
|
|
этот хадис хорошим. (Ат-Тирмизи (2398), Ибн Маджа [4021]).
*Эти черты, являющиеся проявлением неверия, остались от эпохи джахилиййи. Они все' время