Троне в действительности, а не метафорически». Далее он привел слова имама Малика: «Аллах на
Небе, но Его знание — повсюду». Объясняя же значение высказывания Аллаха: «Он с вами, где бы вы
Ни были...» и тому подобных аятов Корана, он сказал: «Это Его знание. Сам же Аллах находится над
Небесами Своей сущностью, вознесся на Свой Трон таким образом, каким пожелал».
Хафиз аз-Захаби сказал: «Впервые взгляды, отрицающие то, что Аллах находится над Троном,
начал распространять аль-Джа'д ибн Дирхам. Вместе с этим он отрицал все качества [Аллаха. —
Ред.]. Его казнил Халид ибн Абдулла аль-Касри, и это хорошо известная история. Взгляды его
Заимствовал имам джахмитов аль-Джахм ибн Сафван. Он обнародовал их и обосновал
Сомнительными доводами. Произошло это в конце эпохи последователей (сподвижников посланника
Аллаха ['аср ат-таби'ин). — Ред.], и имамы того времени опровергли его взгляды. Среди них — аль-
Аузаи, Абу Ханифа, Малик, ал-Лейс ибн Саад, ас-Саури, Хаммад ибн Зайд, Хаммад ибн Салама, Ибн
|
|
Мубарак, а также праведные имамы последующих поколений».
Имам аш-Шафии сказал: «Аллаху присущи имена и качества, и никому не позволительно
Отвергать их. Кто продолжает противоречить этому после доведения до него доказательств, является
Неверным. Если же он настаивает на этом до представления ему доказательств, то у него есть
оправдание неведением. Мы подтверждаем эти качества и отвергаем их уподобление [качествам
творений. — Ред.], как отверг это от Себя Всевышний, сказав: «Нет ничего, подобного Ему» (Совет,
11)».
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ШЕСТЬДЕСЯТ СЕДЬМОЙ
Данной главой автор, да смилостивится над ним Аллах, завершил свою книгу.
Он указал на тексты, свидетельствующие о величии Великого Господа, Его славе, великолепии и
Подчинении всех творений Его могуществу. Такие великие свойства и совершенные качества
Являются наилучшим свидетельством и доказательством того, что только Один Аллах может быть
Истинным объектом поклонения.
Только Ему, Достойному всей хвалы, следует полностью подчиняться, возвеличивать Его, питать
К Нему бесконечную любовь и обожествлять только Его. Он Один является Истиной, а все иное —
Ложь. В этом состоит сущность таухида, его дух и секрет искренней преданности.
Испросим же Аллаха, чтобы Он преисполнил наши сердца знанием Его, любовью к Нему и
Раскаянием пред Ним, ибо Он — Щедрый и Великодушный.
Это — последний краткий комментарий к «Книге таухида», разъясняющий ее цели. В этой книге
Были затронуты очень важные вопросы, касающиеся таухида. Она содержит полезные разделы и