Ход Творческой Личности



70-а. Основной. Для доказа­
тельства, развития, внедре­
ния новой теории нет соответ­
ствующего аппарата, например
математического, или нет под­
ходящих условий, например
производственно-экономи­
ческих.

70-6. Усиливающий. Сам
автор теории испытывает испуг
перед следствиями из своей
теории.


70-в. Основной. Получены первые принципиально новые результаты по цели-3, создана новая теория, коренным обра­зом меняющая старые предста­вления.


Примечание к 70-а и 70-6 ПротивТЛ вновь действуют внутренние обстоятельства.

Пример к 70-а

Из письма А.Эйнштейна М. Бессо:

"После нескольких лет работы я наконец нашел естественное обобщение уравнений гравитационного поля; я полагаю, что оно окажется пригодным для единой теории поля. Однако из-за того, что вычислить соответствующие интегралы очень трудно, я не располагаю вескими аргументами ни за, ни против. Авгуры сходятся на том, что современной математике с этим не спра­виться. Но я не прекратил борьбу и решительно занимаюсь этим денно и нощно. Завидная судьба, когда до последнего вздоха ты захвачен работой! В противном случае страдания, порожденные


Игра________________________________________________________ 309

глупостью и безумием людей, были бы столь тяжкими! — а ведь это как раз то, что несет с собой политика".

О Кляус Е.М. Поиски и открытия. М.: Наука, 1986. С.169.

Пример к 70-а

"Максвелл не дожил до торжества своей теории. Почти ни одно из основных ее положений не было при его жизни под­тверждено опытом, поэтому теория фактически оставалась на положении гипотезы. Маститые физики относились к ней с недоверием, а молодые приняли, безоглядно в нее поверили, но, полагая (справедливо, конечно), что опыты по ее доказательству сопряжены с огромными трудностями, не помогали ей завоевать признание. Для ученого, казалось бы, нет большего несчастья, чем остаться непонятым, не увидеть торжества своих идей".

О Там же. С.69.

Пример к 70-6

"Гипотеза квантов способна была помочь науке выйти из кризиса.

Но успех, как оказалось, имел и теневую сторону. Ведь если допустить, что лучистая энергия испускается и поглощается только порциями, значит, надо признать, что в световой волне она распределена не непрерывно, а сосредоточена в виде частиц света, корпускул. То есть поставить под сомнение волновую теорию Гюйгенса, которую отстояли в длительной битве с кор­пускулярной теорией такие умы, как Юнг, Френель, Максвелл. Да и не только это. Тут значило замахнуться и на большее — на всю классическую физику!

И Планк дрогнул, смешался.

Сложилась, пожалуй, беспримерная в истории науки ситуа­ция: подарив миру великую гипотезу, ее творец, испугавшись масштаба последствий, в течение ряда лет противодействовал тому, чтобы она укоренилась в науке".

О Там же. С. 140.



Как стать гением


ЭНДШПИЛЬ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


"ЧАСТНОСТЬ-3"


КОНЦЕНТРАЦИЯ УСИЛИЙ НА ДЦ-3



ход внешних обстоятельств


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



71-а. Основной. Операция "Частность-3": ВО разворачи­вают борьбу с целью-3, противо­поставляя "хорошие" цели 1 и 2 "плохой" цели-3.


71-в. Основной. Постепент иое свертывание личной работы по цели-2 для концентрации усилий на цели-3 и вытекающих из иее новых целей 1 и 2.


Игра



ЭНДШПИЛЬ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


"БОМБА-3"


РАЗВИТИЕ ГУМАННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ДЦ-3



ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



72-а. Основной. Операция "Бомба-3": превращение гуман­ной цели-3 в милитаристскую, националистическую и т.п. цель.


72-в. Основной. Продолже­ние независимой работы над целью-3 и вытекающими из нее целями 1 и 2. Пропаганда гуман­ной направленности разработок в школах и в широких кругах движения.


Пример к 72-а

"Цандер хотел встретиться с Циолковским. Ему очень хоте­лось рассказать о полете на Марс. Королев — другое поколение, с Королевым было трудно. Несколько раз пытался Фридрих Артурович поговорить с Сергеем Павловичем о главном — о межпланетном корабле. В ответ вновь и вновь вроде бы мягко, но с присущей ему непробиваемой твердостью доказывал Коро­лев Фридриху Артуровичу, что тот совершает сейчас величайшую тактическую ошибку. Вкладывая в слова свои разоружающую Цандера логику и знание конъюнктуры, убеждал его Королев, что, стоит только упомянуть о полете на Марс, и ни о каких субсидиях, финансировании, лимитах на оборудование, штат­ных единицах вообще речи и быть не может — просто никто с ними и разговаривать не станет.

— Поймите, Фридрих Артурович, от нас ждут дел реальных:
ракетных снарядов для армии, стратосферного самолета с ре--
кордным потолком, дальних ракет с ЖРД — все это доступно,
всем понятно, — Королев смотрел ему прямо в глаза, и отвести
взор не было сил. Цандер с тоской чувствовал, что Королев
прав...

— А вы — межпланетный самолет... — Королев перевел дыха-


312_____________________________________________ Как стать гением

ние, вздохнул. — Экспедиция на Марс. Фридрих Артурович, поймите же...

— Так, так, — кивал Цандер. Королев, конечно, правильно рассуждает. Но сердце требует Марса! Требует, и все тут!"

О Голованов Я. Марсианин. М.: Мол. гвардия, 1985. С. 197.

Пример к 72-а и 72-в

О Циолковском.

В 1905 году была опубликована заметка в одном из номеров "Иллюстрированных биржевых ведомостей". "Заметка сообщала, что якобы в Америке сделано страшное военное изобретение — боевая ракета. Корреспондент не поскупился на ее описание. "Вчера в течение ряда опытов, — писал он, словно видел это ■ собственными глазами, — тысячи вновь изобретенных мин ле­тали по воздуху, разбрасывая на большое расстояние снаряды, начиненные пулями".

Типичная газетная утка! Сообщение было буквально высоса­но из пальца. Но Циолковский поверил. Теория, разработанная им, говорила — это возможно, а в таком случае чем черт не шутит! Быть может, и в самом деле американцы построили боевую ракету?.."

И Циолковский пишет письмо: "Всесветные акулы (так на­зывает Эдисон похитителей чужих мыслей) уже успели отчасти подтвердить мои идеи и, увы, уже применить их к разрушитель­ным целям. Я не работал никогда над тем, чтобы усовершенство­вать способы ведения войны. Это противно моему христианско­му духу. Работая над реактивными приборами, я имел мирные и высокие цели: завоевать вселенную для блага человечества, завоевать пространство и энергию, испускаемую солнцем. Но что же вы, мудрецы, любители истины и блага>не поддержали меня?.. Орудия разрушения вас занимают, а орудия блага — нет... Акулы распоряжаются и преподносят что и как хотят: вместо исследования неба — боевые снаряды, вместо истины — убийство".

D Арлазоров М. Циолковский. М.: Мол. гвардия, 1962. С.160-162.


Игра



ЭНДШПИЛЬ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


БУМАГА-3


ПУБЛИКАЦИЯ КНИГ



ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



73-а. Основной. Операция
"Бумага-3": ВО санкционируют
полное внедрение цели-3, но...
на бумаге. ВО якобы полностью
берут на себя все вопросы внед­
рения и даже дальнейшей разра­
ботки. А на деле ничего не пред­
принимается или даже усилива­
ется борьба против цели-3.

73-6. Усиливающий. Усилен­
ная пропаганда "модификаций",
искажающих суть основных
идей ТЛ и школы.


Ш 73-е. Основной. Продолже­ние независимой личной работы. Публикации.

Ш 73-г. Упреждающий. Апел­ляция к общественным движе­ниям. Создание книг (не статей в газетах и журналах — это нуж­но "сегодня", — а именно книг, которые понадобятся "завтра"), отражающих идеологию цели-3, общую методологию работы и способствующих привлечению новых кадров для школ и дви­жения.


314 Как стать гением

ЭНДШПИЛЬ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

НЕТ ДЕНЕГ ПРОДОЛЖЕНИЕ

ИНТЕНСИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

74-а. Основной. Снова иет Ш 74-в. Основной. Потребно -
денег... сти сокращать уже некуда, оста-

ется терпеть, терпеть, терпеть...

Примечание к 74-а

Этот ход Внешних Обстоятельств впервые встреча­ется еще в дебюте. С той поры он сопутствует каждому ходу. Мы записали его дважды — чтобы обозначить постоянную линию действия ВО.

Пример к 74-а и 74-в

Из автобиографической рукописи Циолковского "Фатум": "На последний план я ставил благо семьи и близких. Все для высокого. Я не пил, не курил, не тратил ни одной лишней копейки на себя, например на одежду. Я был почти всегда впроголодь, плохо одет. Умерял себя во всем до последней степени. Терпела со мной и семья..."

О Арлазоров М. Циолковский.М.: Мол. гвардия, 1962. С. 149.

Пример к 74-а и 74-в

Из писем И.Бунина к М.Алданову:

"Материально мое настоящее и будущее, повторяю, такое, что я иногда только головой мотаю — очень, очень белой головой! И вижу, что здесь никакой надежды дожить свои истинно последние дни не в нищете, не в голоде, не во всяческих прочих лишениях и унижениях..."

"Жить чуть не на краю могилы и сознавая свою некоторую


Игра________________________________________________________ 315

ценность, с вечной мыслью, что, может быть, завтра у тебя, больного вдребезги старика, постыдно, унизительно доживаю­щего свои дни на подачки, на вымаливание их, не будет куска хлеба — это, знаете, нечто замечательное!.."

О Лавров В. Кличут и меня мои воспоминания... // Про­метей: Альманах. М.: Мол. гвардия, 1987. Т.Н. С.192, 195.

Пример к 74-а и 74-в

Строки из письма Достоевского, написанного в середине сороковых годов — в начале его литературной деятельности:

"Я плачу все долги мои посредством Краевского. Вся задача моя заработать ему все в зиму и быть ни копейки не должным в лето. Когда-то я выйду из долгов? Погубишь все, и талант, и юность, и надежды, омерзеет работа и сделаешься наконец пачкуном, а не писателем... Ты не поверишь. Вот уже третий год моего литературного поприща, и я как в чаду. Не вижу жизни, некогда опомниться; наука уходит за невременьем. Хочется остановиться. Сделали они мне известность сомнительную, и я не знаю, до которых пор дойдет этот ад... Тут бедность, срочная работа, — кабы покой!.."

Вторая цитата — о жизни Достоевского через четверть века (конец 60-х — начало 70-х годов, во время вынужденной эми­грации):

"В письмах своих за это время Достоевский постоянно жалу­ется на нищету, на то, что жене его приходится зимой заклады­вать последнюю шерстяную юбку, а самому ему — панталоны, чтобы получить два талера для телеграммы: жалуется на болезнь, на такое утомленное состояние духа, что "не пишется".

О Соловьев Е. Ф.Достоевский, его жизнь и литературная деятельность. СПб, 1912. С.44,73—74.



Как стать гением


ЭНДШПИЛЬ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


СОБЛАЗН ЦЕЛЬЮ-2


ПРОДВИЖЕНИЕ К ЦЕЛИ-3



ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ-


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



75-а. Основной. Вновь "спа­сительный" голос родных, близ­ких, учеников и т.п.: "Поменьше работай по цели-3, ведь ты обя­зан работать по целям 1 н 2. Тем более сейчас, когда ты наконец добился нормальных условий..."


75-в. Основной. ТЛ полнос­тью переключается на работу по цели-3,понимая ее намного большую значимость по срав­нению с целью-2.


Примечание к 75-в

Цель-1 (техническая) может быть достигнута за нес­колько лет,, допустим, за 10 Достижение общетехничес­кой цели-2 требует значительно большего времени, часто соизмеримого с жизнью человека Время на при­ближение к социальной цели-3 измеряется жизнью нес­кольких поколений Серьезное продвижение к цели-3 требует от человека максимальной отдачи сил, часто самопожертвования Тут уж никак нельзя распыляться


Игра




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: