Различие законов

Если религия, с которой приходили к людям посланники, была единой, и имя ей — ислам, то законы (шариаты) были разными. Например, некоторые нормы шариата 'Исы отличались от норм шариата Мусы, и некоторые нормы шариата Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) отличаются от норм шариатов Мусы и 'Исы.

Всевышний сказал: Каждому из вас Мы установили закон и путь.

Сура 5 «Трапеза», аят 48.

Это, однако, не означает, что все шариаты абсолютно разные и вообще не похожи друг на друга. Если мы рассмотрим их, мы обнаружим, что в основных вопросах и положениях они сходятся. Мы уже приводили аяты, в которых рассказывается об обязанностях, возложенных Всевышним на тех, кто жил до нас: они так же молились, постились и совершали хадж, и им так же, как и нам, было предписано питаться только дозволенным... Отличаются же в шариатах только некоторые подробности.

Например, количество рак'атов в молитве, размер закята и правила совершения хаджа и некоторых других обрядов поклонения отличались от шариата к шариату. И бывало так, что Аллах разрешал нечто в одном шариате по Своей мудрости и запрещал это в другом шариате, поскольку в нём оно уже не могло принести той же пользы.

Приведём три примера.

1. Пост: согласно прежним шариатам, постящийся совершал разговение после захода солнца, и после этого ему было дозволено есть, пить и вступать в супружескую связь до рассвета, если только он всё это время не спал. Если же он лёг спать до рассвета, то после этого он не имел права ни есть, ни пить, ни вступать в супружескую связь до захода солнца следующего дня. Однако нашей общине Аллах облегчил пост и разрешил нам делать всё это с захода солнца до рассвета, независимо от того, спали мы или нет. Всевышний сказал: «Вам дозволено вступать в близость с вашими жёнами в ночь поста. Ваши жёны — одеяние для вас, а вы — одеяние для них. Аллах знает, что вы предаёте самих себя*, и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от чёрной, а затем поститесь до ночи» (сура 2 «Корова», аят 187).

*Ослушиваетесь Аллаха и вступаете в половую близость с жёнами по ночам во время поста в рамадане.

2. Сокрытие 'аурата во время омовения не было обязательным для сынов Израилевых. Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, в котором говорится: «Израильтяне совершали омовение нагими, и при этом они смотрели друг на друга, а Муса всегда купался в одиночестве...» [Сахих аль-джами' ас-сагир].

3. Запреты: «Аллах разрешил Адаму женить его сыновей на его же дочерях, однако позже это было запрещено. А в шариате Ибрахима (мир ему) разрешено было женатому человеку иметь наложницу: сам Ибрахим (мир ему) взял себе Хаджар в качестве наложницы, притом что в это время он был женат на Саре. А в Торе Аллах запретил сынам Израилевым делать подобное. А во времена Я'куба было разрешено жениться одновременно на двух родных сестрах, и так поступил сам Я'куб: две его жены были родными сестрами. Затем Аллах запретил это в Торе. И Я'куб сделал запретным для себя употребление в пищу верблюжьего мяса и молока» [Ибн Касир. Тафсир]. А причина этого заключалась в следующем, как разъясняется в хадисе: «Однажды Исраиль [Я'куб] тяжело заболел. Болел он очень долго и в конце концов дал Аллаху обет: если Аллах исцелит его, он откажется от своей самой любимой пищи и самого любимого питья, а самой любимой его пищей было верблюжье мясо, а самым любимым питьем верблюжье молоко» [Ахмад; Ибн Касир. Тафсир]. А то, что сделал запретным для себя Я'куб, Аллах сделал запретным для израильтян, и запрет этот есть в Торе: «Любая пища была дозволена сынам Исраиля, кроме той, которую Исраиль запретил самому себе до ниспослания Торы». (сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 93).

Всевышний упомянул о том, что ещё запретил Он иудеям, в суре «Аль-Ан'ам = Скот»: «Иудеям Мы запретили всех животных с нераздвоенными копытами. Мы запретили им жир коров и овец, кроме того, что находится на хребте и внутренностях или смешалось с костями. Так Мы наказали их за их бесчинства. Воистину, Мы правдивы». Сура 6 «Скот», аят 146.

Аллах запретил им употреблять в пищу мясо всех животных с нераздвоенными копытами, например верблюдов, а также птиц вроде гусей и уток, и запретил им употреблять в пищу жир коров и овец, кроме того, который находится возле их хребтов, а также того, который находится во внутренностях или смешан с костями.

Причиной этого запрета было вовсе не то, что запрещённое было отвратительным и мерзким, а то, что их отец Я'куб сделал запретным для себя некоторые вещи, и они стали запретными и для его потомков. А причиной некоторых запретов стало поведение сынов Израилевых и их несправедливость: За то, что иудеи поступали несправедливо и многих сбивали с пути Аллаха, Мы запретили им блага, которые были дозволены им. Сура 4 «Женщины», аят 160/

Потом пришёл 'Иса (мир ему) и сделал дозволенным для сынов Израилевых часть того, что им было запрещено: ...и чтобы разрешить вам часть того, что было вам запрещено. Сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 50.

А потом пришёл последний закон — Шариат, — чтобы установить правило, согласно которому дозволенным является благое, а запретным — скверное.

Пророки — братья от разных матерей.

Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) привёл такой пример, указывающий на то, что у всех посланников была одна религия, но разные шариаты: «Пророкибратья, рождённые от разных матерей: матери у них разные, а религияодна». [Бухари; Муслим; Ахмад; Абу Давуд].

Ибн Хаджар сказал: «Пророки — братья по отцу, а в версии 'Абд-ар-Рахмана, приведённой в "Сахихе" аль-Бухари, говорится: "Пророкибратья, рождённые от разных матерей", то есть они — братья по отцу, притом что матери у них разные. Смысл хадиса таков: у их религии одна основа — единобожие, хотя шариаты у них разные» [Фатх аль-Бари, т. 6, с. 489].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: