Романтизм и реализм: центральные художественные системы XIX века

  Романтизм Реализм
Определяющий принцип изображения Преобладание субъективного начала в изображении мира Стремление к объективности в изображении мира
Основной конфликт Между мечтой и действительностью Многообразие конфликтов реальной действительности
Тип героя Исключительная личность в исключительных обстоятельствах; романтический тип не эволюционирует Обыкновенный человек; типичный герой в типичных обстоятельствах; реалистический герой наделен развивающимся характером
Концепция отношений личности и общества Герой не обусловлен конкретно-исторически, всегда находится в конфликте с обществом, всецело погружен в мир собственных переживаний Герой обусловлен социальной средой, исторической эпохой и индивидуальными особенностями его личности
Позиция автора Позиция автора близка позиции героя Автор стремится к объективности.
Жанровая структура Стремление к смешению различных жанров в одном произведение, тяготение к лирическим и лиро-эпическим жанрам Нет иерархии жанров; роман становится ведущим жанром
Особенности поэтики Стремление к творческой свободе Отсутствие всяческих жестких норм

А.С. ПУШКИН

(1799-1837)

Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина

Период Хронологические рамки Особенности в формировании художественной системы
Лицейский период 1814-1817 Формирование романтизма
Петербургский период 1817-1820 Формирование романтизма
Южная ссылка 1820-1824 Романтический период творчества
Ссылка в Михайловское 1824-1826 Формирование реализма
После ссылки (период скитаний) 1826-1829 Становление реализма
Болдинская осень   Реалистический период
Последние годы 1830-1837 Реалистический период

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: