Жанровое своеобразие лирики А.С. Пушкина

Жанр (от фр. genre – род, вид) – форма, в которой проявляются основные роды литературы – эпос, лирика, драма. (Например, повесть – вид эпического жанра, комедия – вид драматического жанра, послание – вид лирического жанра, поэма – вид лиро-эпического жанра.) Каждый жанр обладает определенным комплексом устойчивых свойств.

Принципы определения жанра Пример (элегия)
Принадлежность к тому или иному литературному роду; Принадлежит к лирике
Преобладающее эстетическое качество Представляет собой философское размышление, окрашенное грустью;
Объем и структура произведения Сравнительно невелика по объему
Жанр Черты жанра Примеры
Ода Стихотворение прославляющего содержания, которое выражается в патетическом и торжественном строе стиха. В поэзии классицизма ода являлась ведущим жанром высокого стиля. «Вольность» и др.
Послание Стихотворное произведение в форме обращения к реальному или вымышленному лицу или группе лиц, для которого характерны следующие черты: 1) отсутствие резких границ между поэзией и прозой жизни; 2) сочетание разностильного и разномасштабного; 3) вольная смена картин и тем, т.к. послание ориентировано на свободу дружеской беседы или письма (отсюда столкновение литературного и бытового материала, разностильность, композиционная неупорядоченность). «К Чаадаеву», «И.И Пущину» и др.
Элегия Лирическое стихотворение, в котором выражаются преимущественно философские размышления, грустные раздумья, тоска по прошлому. Основное чувство - чувство меланхолии, что определяет круг тем: неразделенная любовь, разлука с возлюбленной, скорбь об утраченной радости, чувство приближения безвременной смерти, наслаждение в страданиях и печали. «Деревня», «К морю», «Погасло дневное светило» и др.
Эпиграмма Сатирическое стихотворение небольшого объема, содержащее критическую оценку каких-либо общественно-политических событий или направленное в адрес частного лица. «На Аракчеева», «На кн. А.Н. Голицына» и др.
Мадригал * Небольшое стихотворение чаще любовного содержания, содержащее комплимент адресату, реже – философского содержания. Концовка мадригала, как правило, неожиданна, парадоксальна. «Ек. Н. Ушаковой», «Княгине З.А. Волконской» и др.
Лирическое стихотворение Жанр лирики, ставший основным начиная со второй трети Х1Х в. и сохраняющий свои позиции до настоящего времени. Границы жанра лирического стихотворения размыты, что позволяет относить к нему лирические произведения самого разного содержания и формы. С точки зрения содержания традиционно выделяют гражданскую (политическую), любовную, пейзажную, философскую, медитативную и др. Подобное разделение условно, один и тот же лирический текст, как правило, представляет собой переплетение нескольких содержательных пластов. «Я вас любил…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Зимняя дорога». «Бесы» и др.
Сонет Твердая стихотворная форма, стихотворение, состоящее из 14 строк. Классическая форма сонета предполагает наличие 2 катренов (четверостиший) и 2 терцетов (трехстиший). Существуют многочисленные варианты сонета, обусловленные отклонениями от классической формы. «Поэту», «Мадонна» и др.
Отрывок* Стихотворение, которому придана форма внешней незавершенности, но при этом обладающее внутренней эстетической цельностью. «Осень» и др.
Эпитафия* Надгробная надпись, преимущественно стихотворная, как правило, небольшого объема; может быть как реальной, так и фиктивной, т.е. представляющей собой стихотворение, предназначенное для публикации. В последнем случае эпитафия может носить шутливый, даже пародийный характер. «Моя эпитафия», «Эпитафия младенцу» и др.
Баллада * Лиро-эпический жанр:небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-нибудь необычный случай фантастического, исторического или героического содержания. «Песни западных славян» и др.
Стансы* Небольшое элегическое стихотворение медитативного (реже – любовного) содержания, состоящего из четверостиший, каждое из которых представляет законченную мысль, объединенных общей темой. «Стансы» и др.

«Евгений Онегин»

Жанр Роман в стихах
Тема Изображение жизни человека и общества России конца 10-х-начала 20-х гг. XIX века
Основная проблема Взаимоотношение человека и общества, влияние происходящих событий, изменяющихся обстоятельств на формирование характера человека
Конфликт Между личностью и средой
Герой Типичный представитель круга передовой дворянской молодежи
Особенности изображения человека в романе Эволюция характера под воздействием жизненных обстоятельств, «испытаний души»
Позиция автора Автор не отождествляется с героем, стремится максимально объективно изобразить происходящее
Особенности композиции Отсутствие традиционного начала, открытый финал, наличие лирических отступлений; любовный конфликт, традиционно центральный для романа начала XIX века, оказывается на втором плане

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: