Программа предусматривает изучение следующих модулей:
государственная политика в образовании;
актуализация знаний и умений по предмету;
совершенствование психолого-педагогических знаний;
современные образовательные технологии;
современные методы оценки качества подготовки студентов (обучающихся);
практический модуль, посвященный современным производственным (научным) технологиям.
Таблица 1
Структура программы
№ пп | Наименование модулей | Всего, час. | В том числе: | ||
Лек-ции | Практические занятия (семинары), лабора-торные работы | Выезд-ные занятия | |||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
1. | Модуль 1 «Нормативно-правовая база преподавания основ религиозной культуры в школе и проблемы духовной безопасности» | ||||
2. | Модуль 2 «Православная культура» | ||||
3. | Модуль 3 «Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания личности» | ||||
4. | Модуль 4 «Современные образовательные технологии» | ||||
5. | Модуль 5 «Система оценки планируемых результатов изучения дисциплины «Основы православной культуры» | ||||
6. | Модуль 6 «Опыт преподавания дисциплины «Основы православной культуры» | ||||
Итоговая аттестация | |||||
Итого | 72 часа |
5. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
|
|
Таблица 2
Учебно-тематический план программы
№ пп | Наименование модулей, разделов и тем | Всего, час. | В том числе: | ||
Лек-ции | Практи-ческие занятия (семинары), лабора-торные работы | Выездные заня-тия | |||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
1. | Модуль 1 «Нормативно-правовая база преподавания основ религиозной культуры в школе и проблемы духовной безопасности» | ||||
Раздел 1. Российское законодательство о религиозно-культурологическом образовании в светской школе | |||||
Тема 1. Основные документы, определяющие задачи, принципы, религиозно-культурологического образования в светской школе | |||||
Тема 2. Государственный образовательный стандарт в области духовно-нравственной культуры личности | |||||
Раздел 2. Сфера образования как объект духовной агрессии | |||||
Тема 1. Духовная опасность нетрадиционных религий и деструктивных сект | |||||
2. | Модуль 2 «Православная культура» | ||||
Раздел 1. Философия и история религии | |||||
Тема 1. Философия религии как основа религиозного мировоззрения | |||||
Тема 2. Возникновение христианства. Общецерковная история. | |||||
Тема 3. Обзор истории Русской Православной церкви | |||||
Раздел 2. Введение в Священное писание | |||||
Тема 1. Ветхий завет. | |||||
Тема 2. Новый завет. | |||||
Раздел 3. Основные понятия православного вероучения | |||||
Тема 1. Представления православных христиан о Боге. Христианская модель творения мира. | |||||
Тема 2. Проблемы православной антропологии. | |||||
Тема 3. Православное понятие спасения и конца мироздания | |||||
Тема 4. Введение в литургическое Предание | |||||
Раздел 4. Нравственная культура Православия | |||||
Тема 1. Нравственность в свете православия. | |||||
Тема 2. Парные воспитательные принципы: свобода воли и послушание, индивидуальность и соборность, суд и милосердие. Воспитание трудом. | |||||
Тема 3. Гармония и иерархия семейных отношений. | |||||
Тема 4. Патриотизм и гражданственность. | |||||
Раздел 5. Художественная культура Православия | |||||
Тема 1. Письменная культура православия. | |||||
Тема 2. Церковно-славянский язык в современном мире. | |||||
Тема 3. Православная храмовая культура. | |||||
Тема 4. Православная иконопись и библейская живопись | |||||
Тема 5. Православная музыкальная культура | |||||
Раздел 6. Православие в современном мире | |||||
Тема 1. Социальная концепция Русской Православной Церкви | |||||
Тема 2. Место и роль Православия в современном мире | |||||
Раздел 7. Православное краеведение | |||||
Тема 1. Духовное краеведение и паломничество. | |||||
Тема 2. Храмы Челябинска и Челябинской области. | |||||
3. | Модуль 3. «Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания личности» | ||||
Тема 1. Духовное и нравственное развитие детей в различные возрастные периоды | |||||
Тема 2. Психологические механизмы, лежащие в основе духовно-нравственного воспитания | |||||
Тема 3. Сущность личностных универсальных действий как планируемых результатов духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся | |||||
4. | Модуль 4. «Современные образовательные технологии» | ||||
Тема 1. Технология проблемно- диалогового обучения | |||||
Тема 2. Технология проектной деятельности | |||||
Тема 3. Технология интерактивного обучения | |||||
5. | Модуль 5. «Подходы к системе оценивания результатов изучения учащимися «Основ православной культуры» | ||||
Тема 1. Требования госстандарта к оценке личностных результатов образования | |||||
Тема 2. Диагностика понимания и принятия учащимися духовно-нравственных ценностей | |||||
6. | Модуль 6 «Опыт преподавания дисциплины «Основы православной культуры» | ||||
Тема 1. Содержание примерной программы дисциплины «Основы православной культуры» | |||||
Тема 2. Анализ существующей практики дисциплины «Основы православной культуры» | |||||
Тема 3. Учебно-методическое обеспечение преподавания дисциплины «Основы православной культуры» | |||||
Итоговая аттестация | |||||
Итого | 84 часа |
Таблица 3
|
|
Учебная программа по модулю 1 «Нормативно-правовая база преподавания основ религиозной культуры в школе и проблемы духовной безопасности»
№ | Наименование модуля, разделов и тем | Содержание обучения (по темам в дидактических единицах), наименование и тематика лабораторных работ, практических занятий (семинаров), самостоятельной работы, используемых образовательных технологий и рекомендуемой литературы |
1. | 2. | 3. |
Раздел 1. Российское законодательство о религиозно-культурологическом образовании в светской школе | ||
Тема 1. Основные документы, определяющие задачи, принципы, религиозно-культурологического образования в светской школе | Законы РФ «Об образовании», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О национально-культурной автономии»; конвенция о правах ребенка; программа «Развитие воспитания в Российской федерации до 2010 года»; Приказы Министерства образования РФ: «О Программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001 – 2010 (приказ Министерства образования Российской Федерации от 24 апреля 2001 г. № 1818); «О Программе модернизации педагогического образования» (приказ Министерства образования Российской Федерации от 01. 04. 2003 г. № 1313), Государственные образовательные стандарты высшего педагогического образования; Письмо МО РФ № 41/20-11п от 19.03.93 «О светском характере образования в государственных образовательных учреждения Российской Федерации, Государственный образовательный стандарт начального общего образования; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. | |
Тема 2. Государственный образовательный стандарт в области духовно-нравственной культуры личности | Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа государственного образовательного стандарта нового поколения. Планируемы результаты в сфере духовно-нравственного развития и воспитания школьников. | |
Раздел 2. Сфера образования как объект духовной агрессии | ||
Тема 1. Духовная опасность нетрадиционных религий и деструктивных сект | Отношение государства к нетрадиционным религиям и деструктивным сектам. Нетрадиционные религии: характерные черты и классификация. Деструктивные религиозные секты и православие. Причины распространения современных сект, их характерные черты и особенности. Опасность увлечения религиозной практикой деструктивных сект для нравственного и физического здоровья личности школьника. Экстрасенсы, гипноз и проблема разрушения личности. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России | |
Самостоятельная работа | Подготовка беседы для родителей «Правовые основы преподавания «Основ православной культуры» в школе» | |
Используемые образовательные технологии | Диалоговая, проективная, объяснительно-репродуктиная | |
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы | 1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 23 с. 2. Закон РФ «О национально-культурной автономии» //Сборник законов РФ. – М.: Информэкспо, 2001. 3. Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» //Сборник законов РФ. – М.: Информэкспо, 2001. 4. Закон РФ «Об образовании» //Директор школы.–2004. – № 9. – С. 3–16. 5. О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо МО РФ № 47/20-11п. от 19.03.93 //Общее среднее образование России. сб. нормативных документов 1992 – 1993 гг. Кн. 1. – М.: Просвещение, 1993. – С. 265 – 267. 6. Планируемые результаты начального общего образования /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с. 7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с. 8. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? – СПб., 1991. 9. www.portal-slovo.ru – православный образовательный портал 10. www.standart.edu.ru – государственный образовательный стандарт |
|
|
|
|