Требования к структуре программы

Программа предусматривает изучение следующих модулей:

государственная политика в образовании;

актуализация знаний и умений по предмету;

совершенствование психолого-педагогических знаний;

современные образовательные технологии;

современные методы оценки качества подготовки студентов (обучающихся);

практический модуль, посвященный современным производственным (научным) технологиям.

Таблица 1

Структура программы

№ пп Наименование модулей Всего, час. В том числе:
      Лек-ции Практические занятия (семинары), лабора-торные работы Выезд-ные занятия
1. 2. 3. 4. 5. 6.
1. Модуль 1 «Нормативно-правовая база преподавания основ религиозной культуры в школе и проблемы духовной безопасности»        
2. Модуль 2 «Православная культура»        
3. Модуль 3 «Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания личности»        
4. Модуль 4 «Современные образовательные технологии»        
5. Модуль 5 «Система оценки планируемых результатов изучения дисциплины «Основы православной культуры»        
6. Модуль 6 «Опыт преподавания дисциплины «Основы православной культуры»        
Итоговая аттестация        
Итого 72 часа      

5. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

Таблица 2

Учебно-тематический план программы

№ пп Наименование модулей, разделов и тем Всего, час. В том числе:
      Лек-ции Практи-ческие занятия (семинары), лабора-торные работы Выездные заня-тия
1. 2. 3. 4. 5. 6.
1. Модуль 1 «Нормативно-правовая база преподавания основ религиозной культуры в школе и проблемы духовной безопасности»        
  Раздел 1. Российское законодательство о религиозно-культурологическом образовании в светской школе        
  Тема 1. Основные документы, определяющие задачи, принципы, религиозно-культурологического образования в светской школе        
  Тема 2. Государственный образовательный стандарт в области духовно-нравственной культуры личности        
  Раздел 2. Сфера образования как объект духовной агрессии        
  Тема 1. Духовная опасность нетрадиционных религий и деструктивных сект        
2. Модуль 2 «Православная культура»        
  Раздел 1. Философия и история религии        
  Тема 1. Философия религии как основа религиозного мировоззрения        
  Тема 2. Возникновение христианства. Общецерковная история.        
  Тема 3. Обзор истории Русской Православной церкви        
  Раздел 2. Введение в Священное писание        
  Тема 1. Ветхий завет.        
  Тема 2. Новый завет.        
  Раздел 3. Основные понятия православного вероучения        
  Тема 1. Представления православных христиан о Боге. Христианская модель творения мира.        
  Тема 2. Проблемы православной антропологии.        
  Тема 3. Православное понятие спасения и конца мироздания        
  Тема 4. Введение в литургическое Предание        
  Раздел 4. Нравственная культура Православия        
  Тема 1. Нравственность в свете православия.        
  Тема 2. Парные воспитательные принципы: свобода воли и послушание, индивидуальность и соборность, суд и милосердие. Воспитание трудом.        
  Тема 3. Гармония и иерархия семейных отношений.        
  Тема 4. Патриотизм и гражданственность.        
  Раздел 5. Художественная культура Православия        
  Тема 1. Письменная культура православия.        
  Тема 2. Церковно-славянский язык в современном мире.        
  Тема 3. Православная храмовая культура.        
  Тема 4. Православная иконопись и библейская живопись        
  Тема 5. Православная музыкальная культура        
  Раздел 6. Православие в современном мире        
  Тема 1. Социальная концепция Русской Православной Церкви        
  Тема 2. Место и роль Православия в современном мире        
  Раздел 7. Православное краеведение        
  Тема 1. Духовное краеведение и паломничество.        
  Тема 2. Храмы Челябинска и Челябинской области.        
3. Модуль 3. «Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания личности»        
  Тема 1. Духовное и нравственное развитие детей в различные возрастные периоды        
  Тема 2. Психологические механизмы, лежащие в основе духовно-нравственного воспитания        
  Тема 3. Сущность личностных универсальных действий как планируемых результатов духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся        
4. Модуль 4. «Современные образовательные технологии»        
  Тема 1. Технология проблемно- диалогового обучения        
  Тема 2. Технология проектной деятельности        
  Тема 3. Технология интерактивного обучения        
5. Модуль 5. «Подходы к системе оценивания результатов изучения учащимися «Основ православной культуры»        
  Тема 1. Требования госстандарта к оценке личностных результатов образования        
  Тема 2. Диагностика понимания и принятия учащимися духовно-нравственных ценностей        
6. Модуль 6 «Опыт преподавания дисциплины «Основы православной культуры»        
  Тема 1. Содержание примерной программы дисциплины «Основы православной культуры»        
  Тема 2. Анализ существующей практики дисциплины «Основы православной культуры»        
  Тема 3. Учебно-методическое обеспечение преподавания дисциплины «Основы православной культуры»        
Итоговая аттестация        
Итого 84 часа      

Таблица 3

Учебная программа по модулю 1 «Нормативно-правовая база преподавания основ религиозной культуры в школе и проблемы духовной безопасности»

    № Наименование модуля, разделов и тем Содержание обучения (по темам в дидактических единицах), наименование и тематика лабораторных работ, практических занятий (семинаров), самостоятельной работы, используемых образовательных технологий и рекомендуемой литературы
1. 2. 3.
  Раздел 1. Российское законодательство о религиозно-культурологическом образовании в светской школе  
  Тема 1. Основные документы, определяющие задачи, принципы, религиозно-культурологического образования в светской школе Законы РФ «Об образовании», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О национально-культурной автономии»; конвенция о правах ребенка; программа «Развитие воспитания в Российской федерации до 2010 года»; Приказы Министерства образования РФ: «О Программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001 – 2010 (приказ Министерства образования Российской Федерации от 24 апреля 2001 г. № 1818); «О Программе модернизации педагогического образования» (приказ Министерства образования Российской Федерации от 01. 04. 2003 г. № 1313), Государственные образовательные стандарты высшего педагогического образования; Письмо МО РФ № 41/20-11п от 19.03.93 «О светском характере образования в государственных образовательных учреждения Российской Федерации, Государственный образовательный стандарт начального общего образования; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  Тема 2. Государственный образовательный стандарт в области духовно-нравственной культуры личности   Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа государственного образовательного стандарта нового поколения. Планируемы результаты в сфере духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
  Раздел 2. Сфера образования как объект духовной агрессии  
  Тема 1. Духовная опасность нетрадиционных религий и деструктивных сект Отношение государства к нетрадиционным религиям и деструктивным сектам. Нетрадиционные религии: характерные черты и классификация. Деструктивные религиозные секты и православие. Причины распространения современных сект, их характерные черты и особенности. Опасность увлечения религиозной практикой деструктивных сект для нравственного и физического здоровья личности школьника. Экстрасенсы, гипноз и проблема разрушения личности. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  Самостоятельная работа Подготовка беседы для родителей «Правовые основы преподавания «Основ православной культуры» в школе»
  Используемые образовательные технологии Диалоговая, проективная, объяснительно-репродуктиная
  Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 23 с. 2. Закон РФ «О национально-культурной автономии» //Сборник законов РФ. – М.: Информэкспо, 2001. 3. Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» //Сборник законов РФ. – М.: Информэкспо, 2001. 4. Закон РФ «Об образовании» //Директор школы.–2004. – № 9. – С. 3–16. 5. О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо МО РФ № 47/20-11п. от 19.03.93 //Общее среднее образование России. сб. нормативных документов 1992 – 1993 гг. Кн. 1. – М.: Просвещение, 1993. – С. 265 – 267. 6. Планируемые результаты начального общего образования /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с. 7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с. 8. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? – СПб., 1991. 9. www.portal-slovo.ru – православный образовательный портал 10. www.standart.edu.ru – государственный образовательный стандарт

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: