Критика подхода Зиммеля и Козера

Согласно Дж. Симпсону, Зиммель, несмотря на его утверждение о том, что объединение посредством конфликта представляет собой объединение на уровне сообщества, на деле приводит примеры конфликтов, имеющих место не внутри сообщества, а между группами, не обладающими общим «коммунальным» базисом. Такие «некоммунальные» группы могут быть жестко внутренне интегрированы, говорит Симпсон, но конфликт разводит их еще дальше друг от друга, чем они были до конфликта. Что интегрируется в данном случае, так это победившая и побежденная группы внутри самих себя.

Обзор идей некоторых ведущих социологов нынешнего поколения показал, что они уделяют социологическому анализу конфликтов гораздо меньше внимания, нежели отцы американской социологии. В тех случаях, когда такое внимание все же проявляется, то, прежде всего, с целью редукции конфликта. Современные социологи далеки от идеи того, что конфликт, возможно, - это необходимый позитивный элемент всех социальных отношений; они склонны видеть в нем лишь разрушительное явление.

Вывод

Именно работы Дарендорфа и Козера создали возможность научного изучения конфликтов прежде всего за счет более строгого определения проблемных полей их исследования. Понятие конфликта начинает отделяться от понятия борьбы, приобретает более определенное содержание и более конкретное описание. Конфликт перестает быть абстрактным (как в описаниях «первого поколения») явлением, он обретает конкретные рамки существования в социальном пространстве. Идеи о позитивных функциях конфликта выступают против дискриминации явления конфликта и его однозначной трактовки как явления вредного, опасного, свидетельствующего о «болезни» социального организма. Они подготовили почву для утверждения основных принципов современной конфликтологии – признания конфликтов в качестве закономерной и естественной характеристики социальных отношений, возможности протекания конфликтов в конструктивных формах, а также утверждение принципиальной возможности управления конфликтами.

Конфликт как социальный феномен, Жуликова О.В., Волкова Н.В., Никитина Т.А.

Проблема конфликта - одна из актуальных в социологии. Она охватывает широкий круг вопросов. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, взглядов оппонентов взаимодействия

Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам.

Конфликт играл и играет важную роль в жизни общества. В этой связи неудивительно, что изучение конфликтов - тема, которая всегда привлекала внимание многих ученых. Истоки исследования проблемы конфликта восходят к глубокой древности. Еще китайские философы в VII - VI вв. до н.э. видели источник развития природы и общества в борьбе противоположностей [4]. Мыслители Древней Греции создали учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей. Н.Макиавелли в своих работах, посвященных римской истории, рассматривает конфликты разного уровня и отмечает их положительную роль в общественном развитии. Как социальное явление конфликт был впервые рассмотрен А.Смитом. Гегель в «Философии права» одну из причин этих конфликтов видел в социальной поляризации между накоплением богатства в «руках немногих» и ужасающей бедностью. Концепция социального конфликта была предложена экономистом и социологом К.Марксом [5]. Немецкий социолог Г. Зиммель определял конфликт не только как одну из форм разногласий, но и как социализирующую силу, способную объединить противоборствующие стороны. Не меньшую роль проблематика конфликта играла и в веберовской социологии религии [2], где конфликт касался не вопросов распределения и перераспределения властны полномочий, a, прежде всего, мировоззренческих, ценностных установок в обществе.

Также, в середине XX в. в социологии появилось направление, которое глубоко исследует проблему конфликтов. Стали появляться работы, посвященные разработке теории социального конфликта. Конфликты рассматривались как явления, органически присущие жизни общества. Наиболее известные исследователи этого направления - Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Э. Боулдинг.

Немецкий социолог Ральф Дарендорф создал теорию «конфликтной модели общества»[1] исходя из того, что любое общество постоянно подвержено социальным изменениям и вследствие этого испытывает социальный конфликт в каждый момент. Он рассмотрел причины формирования и этапы развития социальных конфликтов, в основе которых видел конфликт интересов. По его мнению, также, в основе социальных конфликтов лежат и политические факторы: борьба за власть, престиж, авторитет. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господствующие и подчиненные. Дарендорф утверждает, что конфликты - всепронизывающие компоненты общественной жизни. Их невозможно устранить только потому, что мы их не желаем, с ними надо считаться как с реальностью. Конфликты - это источники инноваций и социальных перемен. Они не позволяют застаиваться обществу, так как постоянно создают социальное и психологическое напряжение. Согласно Дарендорфу, подавление и отмена конфликтов ведет к их обострению. Поэтому задача состоит в том, чтобы уметь контролировать конфликт: он должен быть легализирован, развиваться и разрешаться на основе существующих в обществе правил.

Американский социолог Л.Козер в работах «Функции социальных конфликтов», «Продолжение исследования социального конфликта» и других обосновывает свою теорию позитивно-функционального конфликта. Под социальным конфликтом он понимает борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение или уничтожение противника.

Американский социолог Кеннет Эдвард Боулдинг в работе «Конфликт и защита: общая теория» пишет, что в современных обществах возможно и необходимо регулирование социальных конфликтов. Он считает, что конфликт неотделим от общественной жизни. Представление о сущности социальных конфликтов позволяет обществу контролировать их и управлять ими, предвидеть их последствия. По мнению Боулдинга, конфликт - это ситуация, в которой стороны понимают несовместимость своих позиций и стремятся опередить противника своими действиями. Конфликт выступает как вид социального взаимодействия, при котором стороны осознают свое противостояние и свое отношение к нему. И тогда они сознательно организуются, вырабатывают стратегию и тактику борьбы. Но все это не исключает того, что конфликты можно и нужно преодолевать или ограничивать.

С точки зрения современной социологии конфликт - это, прежде всего модель поведения с особым распределением ролей, последовательностью событий, способами выражения взглядов, ценностных ориентации, формами отстаивания интересов, целей [6].

Большинство социологов склонны считать, что существование общества без конфликтов невозможно. Ибо конфликт - неотъемлемая часть бытия, источник происходящих в обществе изменений. Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Под воздействием конфликтов общество может преобразовываться. Чем сильнее конфликт, тем заметнее его влияние на течение социальных процессов и темпы их осуществления.

В литературе высказываются две точки зрения: одна - о вреде социальных конфликтов, другая - о его пользе. Речь идёт о позитивных и негативных функциях конфликтов.

Рассматривая роль конфликта - как неизбежного явления развития общества, можно выделить одну из его функций, которая состоит в разрядке психологической напряжённости в отношениях противоборствующих сторон. Существование, так сказать, выходных клапанов и отводных каналов помогает взаимной адаптации индивидов, стимулирует положительные изменения.

Другой позитивной функцией конфликта является коммуникативно-связующая. Через эту функцию участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу.

Ещё одна позитивная функция конфликта, вытекающая из предыдущих, проявляются в том, что конфликт способен играть консолидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой социальных изменений. Это происходит тогда, когда в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них проявляется интерес к сотрудничеству, выявляются возможности для этого.

Конфликтов в обществе великое множество. Они различаются масштабом, типом, составом участников, причинами, целями и последствиями. Их стараются классифицировать по сферам жизни, например, конфликты в области экономики, в национальных отношениях, в социальной сфере и т. д.

Любой социальный конфликт имеет сложную внутреннюю структуру. Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта обычно проводится по трем основным стадиям: предконфликтной, непосредственного конфликта и стадии разрешения конфликта.

Характерной особенностью каждого конфликта с момента его зарождения является наличие объекта, обладание которым связано с удовлетворенностью потребностей сторон, втягиваемых в конфликт. Тем самым он может стать причиной конфликта. Данная ситуация, как правило, создается конфликтующими сторонами.

Разрешение конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации, точнее, если будет изжита коренная причина конфликта, когда изменится установка соперников относительно друг друга, и они перестанут видеть друг в друге противников. И, наконец, когда изменятся требования сторон и соперник пойдет на уступки.

Разрешение конфликта может быть частичным или полным. Полное разрешение означает прекращение конфликта, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. При этом «образ врага» трансформируется в «образ партнера», установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. При частичном разрешении конфликта нередко изменяется только внешняя его форма, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства. Успешное разрешение конфликта связано с определенными условиями.

Анализ социальных конфликтов в отечественной социологии пока в основном имеет характер прикладных исследований, на базе которых делаются первые попытки обобщения проблемы и формирования концепций. Основные задачи программы осмысления конфликта как социального феномена, его рационализация и придание ему цивилизованных, созидательных форм.

Вместе с тем выявились обстоятельства, которые затрудняют анализ социальных конфликтов, разработку концепции социального согласия.

Во-первых, сказывается неспособность общественной системы воспринимать конфликт любого уровня. «Советское мышление», как отмечает А.К. Зайцев, допускает только фискальную культуру, выраженную в форме жалоб и мифологических надежд на их удовлетворение «сверху». В действительности же реальный механизм разрешения конфликтов, возникающих, например, в процессе трудовой деятельности, работал против жалобщика, сила была на стороне аппарата подавления.

Во-вторых, социальную напряженность и конфликтность нельзя объяснить, только товаров или отчуждением труда, отсутствием демократии. Нужно иное качество организации общества, в котором конфликт будет рассматриваться не как нечто экзотическое или запретное, а как нормальный элемент общества, в котором противоречащие друг другу интересы социальных групп постоянно сталкиваются, но умело регулируются законом.

В-третьих, наблюдается недостаток (и даже отсутствие) знаний в сферах политической, экономической и социальной культуры. Нет надежной опоры в виде информации о жизни мира, о разных культурах, об истории, о будущем, зато развиты привычки следовать за «идеологическими поводырями», уповать на всемогущество руководства вместо того, чтобы разобраться в ситуации и действовать самостоятельно.

Таким образом, конфликт - это социальное явление, так как конфликтами охвачены все сферы жизни общества. Наиболее опасными являются конфликты в политической сфере, особенно в сфере власти, социально-экономических и межнациональных отношений.

Конфликт - противостояние или противоборство как минимум двух сторон по поводу распределения ценностей, ресурсов или власти. Конфликт возникает тогда, когда одна сторона стремится к реализации своих интересов в ущерб интересам другой, стремящейся к сохранению своего положения.

Понимание природы конфликтов, причин их возникновения и развития поможет противоборствующим сторонам выработать правильное поведение, нужные методы и пути урегулирования к обоюдному согласию.

Литература:
1. Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- С. 67.
2. Вебер М. Избранные произведения». - М.: Просвещение, 1990. - C. 37.
3. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебное пособие.- М.: Гардарики. 2003.-С. 8.
4. Древнекитайская философия. В 2 т.— М.: Наука, 1972. Т. 1.— С. 44.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд. М.,1959. Т. 13.- С. 26.
6. Социальные конфликты в меняющемся российском обществе. // Политические исследования. - 1994.- №2. – С.16.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: