Понятие и типы конфликта. Урегулирование конфликтов. Основные направления в исследовании конфликтов

1. Наиболее распространенным определением понятия "конфликт" можно считать следующую формулировку, данную американцем Я. Козером: "Конфликт - борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьба, в которой целями противников являются нейтрализация нанесение ущерба или уничтожение соперника". В отечественных исследованиях употребляется следующее определение конфликта: "Конфликт — это крайняя форма обострения противоречия".Школа "политического реализма" ставит конфликт в центр международных Конфликты происходят из-за неизбежных противоречий между несовместимыми устремлениями различных государств. Существует множество других классификаций, критериями которых выступают причины и степень напряженности между­народных конфликтов, характер и формы их протекания, дли­тельность и масштабы и т.п.

Например, по одной из классификаций конфликт, как правило, проявляется в форме экономических, социально-классовых, идеологических, территориальных, этнических, национальных (племенных), религиозных и иных противоречий.

Существуют три широких подхода к регулированию конфликтных отношений: правовой (или нормативный), принудительно-переговорный, решение проблемы. Первый способ требует консенсуса сторон, без чего он не имеет смысла. Обычно же доминирующую роль в урегулировании современных конфликтов играет принудительно-переговорный способ или метод торга. Третий способ - решение проблемы - связан с достижением безопасности субъекта конфликта.Наиболее применимым до настоящего времени способом разрешения конфликта являются прямые и косвенные насильственные действия. Международная практика наших дней свидетельствует о сохранении примата военного насилия в разрешении противоречий в мирное и военное время.

Важнее место в предотвращении конфликта занимают и ненасильственные действия и прежде всего переговоры, ведение которых определяется видом конфликтных отношений). Можно выделить три таких типа переговоров: переговоры - схватки, переговоры - торги, переговори - игры.

Во-первых, международные переговоры становятся основной формой взаимодействия государств. Они активно воздействуют на дальнейшее уменьшение роли военного фактора.

Во-вторых, растет объем и количество переговоров. Их объ­ектом становятся все новые области международного взаимодей­ствия (экология, социально-политические процессы, научно-тех­ническое сотрудничество и т.п.).

В-третьих, возрастает переговорная роль международных ор­ганизаций.

В-четвертых, в сферу переговоров вовлекаются специалисты, не имеющие дипломатического опыта, но располагающие той компетенцией в области сложных научно-технических и эконо­мических проблем, которая необходима при анализе новых сфер взаимодействия между государствами.

В-пятых, возникает необходимость коренного пере­смотра процесса управления переговорами: выделения наиболее важных проблем для высшего государственного руководства; оп­ределение сферы компетенции разных рабочих уровней; разра­ботка системы делегирования ответственности; повышения ко­ординирующей роли дипломатических служб и т.п.

Существуют 3 основных направления в исследовании международных конфликтов:

1) «стратегические исследования»

Отличительные черты анализа международных конфликтов с позиций стратегических исследований состоят в их направлен­ности на решение практических задач, связанных с обеспечени­ем национальных интересов и безопасности государства, созда­нием благоприятных условий для победы в возможной войне. Эти исследования осуществляются в рамках парадигмы политического реализма с ее приоритетом государ-ственно-центричной модели международных отношений и сило­вых методов в достижении целей. Центральная задача стратегических исследований состоит в попытке определить, каким должно быть наиболее адекватное поведение государства в конфликтной ситуации, способное ока­зывать влияние на противника, контролировать его, навязывать ему свою волю.

2) «исследо­вания конфликтов»

Центральными для этого направления являются как раз те вопросы, которые не ставятся в рамках «стратегических исследо­ваний» — то есть вопросы, связанные прежде всего с выяснением происхождения и разновидностей международных конфликтов. При этом по каждому из них существуют расхождения. В вопросе о происхождении международных конфликтов могут быть выделены две позиции. В рамках одной из них между­народные конфликты объясняются причинами, связанными с характером структуры международной системы. Сторонники вто­рой склонны выводить их из контекста, то есть внутренней сре­ды системы межгосударственных отношений.
И. Галтунг предложивший «структурную теорию агрессии», считает причиной международных конфликтов раз-балансирование критериев, позволяющих судить о том месте, которое занимает данное государство в международной системе, когда его высокое положение в этой системе, в соответствии с одними критериями, сопровождается недостаточным или непро­порционально низким положением в каком-либо другом отно­шении.

Еще одной разновидностью «структурного» подхода к вопро­су о происхождении международного конфликта является стрем­ление объединить предложенный К. Уолцем анализ трех уровней анализа — уровня индивида, уровня государства и уровня между­народной системы. На первом уровне исследование причин международного конфликта предполагает изучение естественной природы человека («animus dominandi», о котором упоминает Г. Моргентау) и его психологии — прежде всего особенностей психологического облика государственных деятелей (отражаемых, например, в теориях инстинктов, фрустрации, агрессии и т.п.). На втором — рассматриваются детерминанты и факторы, связан­ные с геополитическим положением государств, а также специ­фика господствующих в них политических режимов и социально-экономических структур. Наконец, на третьем уровне выясняют­ся характерные черты международной системы: «полярность», или «конфигурация соотношения сил» (Р. Арон), другие структурные признаки.
3) «иссле­дования мира»

В рамках названного направления речь идет о широком комплексе вопро­сов, связанных с поисками урегулирования международных кон­фликтов. В рассмотрении данной проблематики могут быть вы­делены три основных подхода. Один из них связан с традициями англо-саксонской школы «Conflict Resolution» («регулирование конфликта») - приверженцы данного подхода уделяют центральное место анализу вопросов, относящихся к механизмам разрешения и контроля конфликтов и поиску на этой основе путей перехода от конфронтации к сотрудничеству; второй основывается на видении, присущем евро­пейскому течению «Peace Research»(«Исследования мира») - вывод о том, что мир — это не просто отсутствие войны, но прежде всего — законность и справедливость в отношениях между государствами (мир рассматривается его представителя­ми не только как ценность, но и как цель, достижение которой предполагает активные действия его сторонников); тре­тий делает акцент на процессе международных переговоров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: